Магазин «у дома» и гипермаркет: какой формат выбирают ритейлеры в кризис?

Согласно исследованиям PWC, в 2015 году 77% россиян сократили свои расходы на продукты питания. Ритейлеры подтверждают: можно сказать однозначно, что люди экономят больше, чем год назад. Какую тактику поведения в сложившихся условиях выбирают для дальнейшего развития участники рынка? Магазин «у дома», который требует меньше вложений, но имеет средний чек в 200–300 рублей, или гипермаркет с окупаемостью в 6–9 лет, но имеющий в 3–4 раза более высокий средний чек? Редакция «КС» опросила основных игроков новосибирского food-ритейла и выяснила, что мнения разделились.

«У дома» моего

По данным «Финам», на текущий момент в России наиболее активно развивается формат магазинов «у дома». В частности, лидирующие в стране по торговым площадям компании «Магнит» и Х5 Retail Group до сих пор не входят даже в Топ-3 по размеру торговых площадей в гипермаркетах.

«Формат «магазин у дома» кардинально отличается от среднеразмерного гипермаркета. Для магазина формата «у дома» типичен размер общей площади в пределах 400–500 кв. метров, срок окупаемости на собственных площадях составляет 4–6 лет, и средний чек укладывается в диапазон 200–300 рублей, — говорит финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. — Для гипермаркетов характерны общая торговая площадь в 6–8 тыс. кв. метров, средний чек 600–800 рублей, окупаемость 6–9 лет».

Одним из важных факторов для покупателей является цена продукции: «В магазинах «у дома» наценка выше, чем в гипермаркетах, — рассказывает старший консультант компании «Магазин Магазинов» Вячеслав Коркин. — Чем ближе продавец находится к покупателю, тем выше его расходы на функционирование магазина и, соответственно, больше наценка на продаваемую продукцию».

Одним из ключевых факторов работы операторов становится закупочная цена для ритейлера. Крупные сети, работающие в различных форматах (магазины «у дома», супермаркет и гипермаркет), такие как «Магнит», «Ашан» — «Атак», «Лента», «О’Кей» — «ДА!», X5 — «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка», «Виктория» — «Дикси», имеют большие объемы продаваемой продукции. «И как следствие, привлекательные закупочные цены от поставщиков. Они выигрывают перед несетевыми операторами продуктового ритейла за счет возможности предоставления конкурентных цен и предсказуемого качества продаваемой продукции», — добавляет Коркин.

По мнению Нигматуллина, в текущих экономических условиях ритейлерам выгоднее инвестировать в развитие сетей магазинов формата «у дома»: «Помимо сравнительно меньшей потребности в инвестициях, данный формат более устойчив к негативной экономической конъюнктуре, так как в кризис снижается число активных автовладельцев, совершающих покупки в гипермаркетах. Помимо этого, из-за экономии домохозяйства покупатели в целом становятся менее требовательными к товарному ассортименту в магазинах», — считает эксперт.

Так, холдинг «Сибирский Гигант» в 2016 году делает ставку на развитие именно формата магазинов «у дома». К этому типу среди своих брендов ритейлер относит супермаркеты «Горожанка». По информации холдинга, в апреле-августе в Новосибирске откроются четыре новых «Горожанки» — на улицах Вилюйской, Бориса Богаткова, Выборной и Геодезической. Планов по открытию гипермаркетов у «Сибирского Гиганта» пока нет.

«Формат магазина «у дома» наиболее перспективен в текущей ситуации благодаря своему позиционированию в среднем и низком ценовых сегментах, — считает коммерческий директор ТХ «Сибирский Гигант» Ольга Занина. — Среди плюсов, с точки зрения бизнеса, можно отметить сравнительно низкие затраты на запуск такого магазина, с точки зрения потребителя — шаговую доступность, наличие свежих продуктов, готовых горячих блюд, салатов и выпечки».

Не исключает выход на новосибирский рынок с проектом «Калина-Малина» руководитель одноименного фермерского кооператива Артем Волков. Напомним, что он также занимается развитием в регионе сети фермерских магазинов «Крестьянское хозяйство А. П. Волкова».

«На открытие новых точек кризис скорее влияет положительно, так, арендная ставка стала более адекватной, да и мест появилось гораздо больше, поэтому планируем наращивать сеть, — рассказывает Волков. — Сказать, какие конкретные плюсы есть у формата «у дома» сложно, по нашим сетям могу отметить, что в «Калине-Малине и «Крестьянском хозяйстве А. П. Волкова» мы не захламляем «мусорным» ассортиментом точки, поэтому к нам ходят люди за едой, а не за сигаретами, например».

Основное расширение сети «Калина-Малина» запланировано на Кемеровскую область, однако, по словам Артема Волкова, возможно, появятся и новые регионы, но на франшизной основе — все будет зависеть от того, возникнут ли заинтересованные партнеры на новых территориях.

11-06_1Продолжит активное развитие в формате магазин «у дома» сеть «МЕТРО Кэш энд Керри» путем дальнейшего открытия франчайзинговых точек под бредом «Фасоль». Первый магазин «Фасоль» ритейлер запустил самостоятельно в 2012 году в Москве. На настоящий момент в России открыто 102 магазина, 53 готовятся к открытию. Как сообщала ранее «КС» руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Оксана Токарева, пока магазины под брендом «Фасоль» на территории СФО «МЕТРО Кэш энд Керри» открывать не планирует. «Тем не менее активное расширение проекта с перспективой развития в регионах является одним из приоритетных направлений для бизнеса», — добавила Токарева.

«Люди экономят больше, чем год назад»

Другие игроки рынка, к примеру, сети «Холидей Классик» и «Ашан», предпочитают другую тактику поведения на рынке в кризисное время. «Как в прошлом, так и в этом году мы активно реконструируем и обновляем наши супермаркеты, — отмечает директор по маркетингу сети супермаркетов «Холидей Классик» Артем Нонка. — До лета будут переформатированы супермаркеты на улице Пархоменко и Никитина в Новосибирске. На Пархоменко к торговому залу добавится кафетерий внутри магазина с выпечкой, коптильней и тандыром. Смешение форматов, на наш взгляд — это зона роста».

Параллельно ритейлер также открывает новые точки: на текущий момент готовится к открытию премиальный «Холидей Классик» в Кемерове в торговом центре «Променад-3».

«Несмотря на тенденции рынка, плановые открытия не отменяем, — говорит Нонка. — Средний чек растет во всех форматах, но количество чеков даже внутри супермаркета в разных магазинах разное. Например, хорошую динамику и по чеку, и по продажам показывает премиальный формат — сейчас это магазины «Холидей Классик» на Березовой роще в Новосибирске и в «Центре оптовой торговли» в Томске».

По оценкам ритейлеров, стагнируют на данный момент такие категории продуктов, как охлажденная рыба, соки, бытовая химия. «На фоне их показывают незначительный, но все же рост охлажденное мясо, молочные продукты, бакалея, крупы, сахар, фрукты и овощи», — добавляет Ольга Занина.

Как подчеркивает Артем Нонка, «можно сказать однозначно — люди экономят больше, чем год назад». Эту информацию также подтвердила в недавнем интервью «КС» старший аналитик отдела аналитических исследований управления рынков и акций Альфа-Банка Александра Мельникова, отметив, что, согласно исследованиям банка, порядка 90% потребителей сократили свои расходы за последний год.

Крупный федеральный ритейлер — «Ашан» продолжит тактику открытия новых гипермаркетов в 2016 году, хотя в портфеле компании есть также супермаркеты и магазины формата «у дома». На сегодня «Ашан Ритейл Россия» включает 92 гипермаркета «Ашан», 169 супермаркетов «Атак» и 8 магазинов формата «у дома» — «Каждый день» и «В шаге от вас».

«У каждого из этих каналов своя аудитория покупателей, — рассказывает директор по внешним коммуникациям «Ашан Ритейл Россия» Мария Курносова. — Так, направление «супермаркеты» позволяет покрыть базовые «горящие» потребности клиентов, а «гипермаркеты» — предложить более широкий ассортимент как продовольственных, так и непродовольственных товаров». В Сибири на данный момент  работает четыре гипермаркета «Ашан»: один в Барнауле, два — в Новосибирске, один — в Омске. В апреле 2016 года компания планирует открыть гипермаркет в Новокузнецке.

Сравнивать форматы «гипермаркет» и магазин «у дома», по обоюдному мнению ритейлеров, не совсем корректно: «Это как сравнивать грузовик и небольшой седан. Если нужно перевезти груз, берут грузовик, — считает Артем Нонка. — В гипермаркет едут за большим списком товаров, часто впрок, а в магазин «у дома» заходят каждый день за свежими продуктами. Если вблизи района работает гипермаркет, на мой взгляд, внутри этого же района можно смело открывать магазин «у дома» — он не отберет покупателей у гипермаркета, но мало кто поедет в гипермаркет за свежим хлебом или молоком».

По мнению Вячеслава Коркина, региональным сетям в конкурентной борьбе с федералами, помимо наработанных связей с поставщиками продукции и уже занятой доли рынка, в будущем потребуется качественное развитие для сохранения своих позиций. «К примеру, компания «НТС» в 2010 году начала развитие в премиальном сегменте и вывела в Сибирский регион магазины «Бахетле», а в 2013 году открыла магазин русской кухни «Добрянка». Считаю, что в перспективе стоит ожидать усиления конкуренции в Сибири, так как федеральные сети — «Лента», «Магнит» и «Ашан» — активно развиваются в регионе и завоевывают все большую лояльность сибиряков», — заключает Вячеслав Коркин.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ