Депутаты Новосибирского горсовета побывали на закрытом НИИ авиации

Депутаты Совета депутатов Новосибирска посетили Сибирский НИИ авиации (СибНИА) им. Чаплыгина. В ходе визита они выяснили, каких результатов добилось предприятие, в каком направлении будет развиваться авиация и на каких вопросах сосредоточено внимание ученых.

Депутаты горсовета провели выездное мероприятие на режимном объекте — СибНИА им. Чаплыгина. Экскурсию по цехам предприятия для коллег провел депутат, директор СибНИА и летчик-испытатель Владимир Барсук.

Среди участников мероприятия были спикер Совета депутатов Дмитрий Асанцев, вице-спикер Ренат Сулейманов, депутаты Игорь Салов, Олег Шестаков, Евгений Яковенко, Антон Тыртышный.

«Эта экскурсия для депутатов позволила взглянуть изнутри, чем занимается этот закрытый режимный институт и какие задачи ставит перед собой на данном этапе, — пояснил председатель Совета депутатов города Новосибирска Дмитрий Асанцев. — И благодаря депутату Владимиру Барсуку эта уникальная возможность нам представилась. Мы побывали в закрытых цехах, где происходят испытания современной авиатехники как гражданского, так и военного назначения. Нам подробно рассказали, как происходит тестирование прочности материалов для авиапромышленности, и мы смогли немного погрузиться в работу предприятия».

«Последние 25 лет российская промышленность не развивалась на должном уровне, на примере СибНИА мы видим, что у отрасли отечественного самолетостроения есть хорошие перспективы и амбиции. По большому счету, у нас работают гениальные специалисты, а сам институт относится к категории предприятий, которые можно пересчитать по пальцам. И сегодня он пользуется очень большим доверием, выполняя государственную задачу», — отметил Дмитрий Асанцев.

Как прокомментировал депутат Владимир Барсук, основной задачей института сегодня является экспериментальное обеспечение передовых образцов авиатехники, среди которых многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50, новое поколение лайнеров Sukhoy Superjet-100 с удлиненным фюзеляжем и увеличенным салоном и несколько самолетов из разряда малой авиации.

«Главная цель научной работы предприятия — это обеспечение необходимой аэродинамики и прочности авиационных материалов, а также их износостойкости, — говорит Владимир Барсук. — Вторая важная задача СибНИА — это исследования в области малой авиации. На данный момент наиболее активно идет программа разработки модернизированного самолета на базе Ан-2 и более тяжелого — на основе Як-40, надеемся запустить его в серийный выпуск уже к 2019 году».

По словам Владимира Барсука, малую авиацию не стоит недооценивать, поскольку в дни ВОВ более 50% боеприпасов было доставлено на передовую при помощи самолета Ан-2, также известного как «кукурузник». Сегодня СибНИА разрабатывает существенно ремоделированный Ан-2 — ТВС-2МС — биплан с американскими турбовинтовыми двигателями, карбоновыми плоскостями и усовершенствованным контуром крыла.

«Мы прорабатываем вопрос о российской локализации производства турбовинтовых двигателей для модернизированного Ан-2 и в будущем — для самолета, который придет ему на замену, — говорит Владимир Барсук. — Все соглашения уже подписаны, идет подготовка документов».

По словам господина Барсука, Ан-2 и сегодня остается одним из основных малых самолетов в РФ: в стране эксплуатируют не меньше 2 тыс. единиц этих судов. При этом у старой конструкции есть ряд существенных недостатков, которые современным авиастроителям по силам исправить.

«При удорожании единицы самолета ТВС-2МС примерно в полтора раза относительно базового Ан-2 по сумме признаков летные и эксплуатационные свойства самолета улучшаются не менее чем в три раза, — говорит Владимир Барсук. — И если у Ан-2 за рубежом есть прямой конкурент — один из самолетов марки Cessna, то у модернизированного судна, на мой взгляд, нет ни аналогов, ни конкурентов».

Как пояснил директор СибНИА, задачи, связанные с модернизацией Ан-2, перед институтом поставил федеральный Минпромторг. Цель этой работы — создать технологический базис, а также набор требований и спецификаций для всех производителей малой авиации в РФ.

«В стране существует ряд небольших частных авиастроительных компаний, производящих по несколько малых самолетов в год. Чтобы у всех них, равно как и государственных производителей было четкое технологическое понимание философии современного российского малого самолета, государство и поставило перед нами эту задачу», — поясняет Владимир Барсук.

Резюмируя результаты работы НИИ, господин Барсук отметил, что конечным продуктом предприятия является готовая технологическая документация для КБ, занимающихся производством средних и малых летательных аппаратов. «Модернизированный Ан-2 — ТВС-2МС — после завершения изыскательных работ будет находиться в 6-й стадии технологической готовности, то есть будет готов для немедленного внедрения в производство. Это комплексное решение конкретной задачи. С другой стороны, мы будем оказывать и научное сопровождение этой технологии».

В ходе экскурсии по СибНИА депутаты ознакомились с проходящими тестирование на износостойкость самолетами Су-27 и Су-32, оценили масштабы стенда, на котором ученые исследуют прочность фюзеляжа и узлов Superjet-100, вникли в суть обновлений в конструкции Ан-2, который обзавелся единым крылом с замкнутым контуром (вместо стандартного для бипланов двойного крыла). Участники экскурсии также получили редкий шанс сфотографироваться с легендарным истребителем времен ВОВ — МиГ-3, который также обнаружился в цехах НИИ. Депутатам продемонстрировали и аэродинамическую трубу, с которой в 1940-х и начиналась история СибНИА: институт образовался «вокруг» эвакуированного из Москвы агрегата, который так и остался в Сибири.

После экскурсии по закрытому НИИ авиации парламентарии посетили также Новосибирский авиастроительный лицей.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ