В руках кредиторов

Один из крупнейших в прошлом авторитейлеров Новосибирска ─ «СЛК-Моторс» ─ в ближайшее время может быть признан банкротом. Соответствующий иск будет рассматриваться арбитражным судом Алтайского края 31 марта. Кто из контрагентов компаниибанков, клиентов, сотрудников, сможет претендовать на имущество должника в случае признания компании банкротом, а также как отразится на финансовом состоянии банков сложившаяся ситуация, разбирался «КС».

Напомним, что в конце февраля арбитражный суд Алтайского края возбудил производство по делу о несостоятельности непубличного акционерного общества (НАО) «СЛК-Моторс». Заседание по рассмотрению обоснованности заявления было намечено на 21 марта, однако было перенесено на 31 марта.

ГК «СЛК-Моторс» в прошлом являлась одним из крупнейших региональных автодилеров и официально представляла бренды Toyota, Lexus, Nissan, Hyundai, Audi, Volvo, Ford, Lada, Mitsubishi, Porsche в Новосибирске, а также Toyota, Lexus в Барнауле. На текущий момент в портфеле группы компаний остался только бренд Porsche (ЗАО «Евро-Спорт-Моторс»). В иске о банкротстве фигурирует НАО «СЛК-Моторс». Как предполагают участники рынка, близкие к компании, это юрлицо можно считать результатом перерегистрации ЗАО «СЛК-Моторс» в конце декабря 2015 года. Данные федеральной налоговой службы свидетельствуют, что соответствующая запись действительно была внесена в ЕГРЮЛ 31 декабря 2015 года.

Как говорится в решении арбитражного суда Алтайского края, иск о банкротстве НАО «СЛК-Моторс» подал житель Томской области Владислав Левченко. Сумма исковых заявлений в материалах не приводится. В качестве кандидатуры арбитражного управляющего предложен Антон Горький из саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Альянс», говорится в решении суда.

Напомним, что дилерский договор между ООО «Тойота Мотор» (дистрибьютор Toyota в России) и группой компаний «СЛК-Моторс» был расторгнут 15 февраля 2016 года. Вследствие этого была прекращена деятельность «Тойота Центр Новосибирск», «Тойота Центр Барнаул», «Лексус-Новосибирск» и «Лексус-Барнаул». Все 4 указанных салона закрылись, а элементы внешней идентификации центров были демонтированы.

Несмотря на то, что с момента закрытия прошло больше месяца, ситуация остается в подвешенном состоянии. В частности до сих пор не решен вопрос с клиентами, которые внесли предоплату или оплатили полную стоимость автомобилей. Как сообщил «КС» управляющий партнер общественной организации потребителей «Потребдозор» Антон Тихонов, с сентября 2015 года в представляемую им организацию обращалось более 26 потребителей с вопросом просрочки поставки «СЛК-Моторс» транспортных средств. По его словам, 17 дел уже выиграно, остальные находятся в производстве. «В настоящее время «ПотребДозор» собирает документы для привлечения к субсидиарной ответственности ЗАО «Менеджмент Групп», которое является управляющей компанией по отношению к НАО «СЛК-Моторс»», ─ пояснил «КС» дальнейший план действий Антон Тихонов.

Не сидят сложа руки и теперь уже бывшие сотрудники «СЛК-Моторс», которые пожаловались в трудовую инспекцию на невыплату зарплат, больничных и декретных. «Выплаты заработной платы происходят только после обращения в трудовую инспекцию и прокуратуру, однако в настоящий момент 93 заявления, отправленные в трудовую инспекцию, остаются без движения», ─ говорится в коллективном обращении сотрудников «СЛК-Моторс», поступившего в редакцию «КС» от Натальи Шишкиной 10 марта.

По данным источников, близких к автодилеру, совокупный объем кредиторской задолженности авторитейлера составляет порядка 3 млрд рублей. Основными кредиторами «СЛК-Моторс» выступали банк «Открытие», «Левобережный» и ВТБ. Согласно имеющимся данным, наибольшая часть долга ─ порядка 2 млрд рублей пришлась на банк «Открытие». В самом банке это не комментируют.

В свою очередь «Левобережный», по данным некоторых участников рынка, близких к автодилеру, кредитовал алтайские активы «СЛК-Моторс» на сумму порядка 400 млн рублей. Подтвердить достоверность цифр не удалось: в самом «Левобережном» пояснили «КС», что не комментируют информацию, касающуюся клиентов банка.

Наконец, на ВТБ24, согласно имеющимся данным, пришлось порядка 24 млн рублей. В пресс-службе банка подтвердили, что «СЛК-Моторс» действительно является клиентом ВТБ24 и имеет крупный объем задолженности перед банком, но отметили, что речь идет о меньшей сумме. «Это наш проблемный заемщик. В настоящее время банк разрабатывает принципиальное решение о дальнейшей стратегии работы с ним», ─ пояснили «КС» в ВТБ24.

Судьба салонов

 Во многом дальнейшая ситуация с активами «СЛК-Моторс» будет определяться действиями банков-кредиторов — банка «Открытие», «Левобережного» и ВТБ24.

По прогнозам управляющего партнера юридической компании «Ветров и партнеры» Виталия Ветрова, дилерские центры компании, скорее всего, могут быть реализованы с торгов, проводимых в рамках банкротства, если оно состоится. В свою очередь денежные средства от продажи могут пойти в погашение задолженности должника перед кредиторами, в том числе и перед залоговыми. «В торгах могли бы принять участие как компании, которым продаваемые дилерские центры нужны для ведения аналогичного бизнеса, так и те, кто видит прекрасные возможности для их «перепрофилирования» под иные направления деятельности», ─ полагает Ветров.

С тем, что наиболее перспективным вариантом для кредиторов является продажа салонов, согласно большинство опрошенных «КС» банкиров, юристов и авторитейлеров. «Это нужно для того, чтобы не нести затраты связанные с эксплуатацией салонов. Если же такой вариант не удастся, то банки-кредиторы смогут предложить другим дилерам арендовать дилерские центры с последующим выкупом», ─ поделился с «КС» топ-менеджер одного из банков на условиях анонимности.

По мнению представителя одного из крупных сибирских автодилеров, все будет зависеть от оценочной стоимости актива на момент выдачи кредитов. «Если стоимость активов, приведенная к сегодняшнему дню, адекватна, то возможен вариант продажи салонов. Если нет, то нужно смотреть, к какому количеству списанных убытков банки готовы при продаже или аренде салонов. То есть важен финансовый результат», ─ подчеркивает собеседник «КС».

По информации источников «КС», близких к кредиторам, на здания «СЛК-Моторс» уже сейчас есть потенциальный спрос. Таким образом, с учетом того, что салоны были построены под Toyota и Lexus, а тендер по Новосибирску и Барнаулу дистрибьютор марки пока так и не объявил, логично предположить, что наиболее вероятным сценарием будет являться «возрождение» на этих площадках прежних брендов, но уже с новым собственником.

По данным источников «КС», одним из активных участников переговоров является действующий дилер Toyota в Новосибирске — московская группа компаний «Автомир». Также согласно этим же данным, рассматривается еще один независимый игрок без опыта работы с марками Toyota и Lexus. Важным аспектом, который окажет влияние на выбор партнера, будет являться готовность потенциального дилера решить вопрос с клиентами «СЛК-Моторс», которым не выдали автомобили, так как именно они на сегодня стали ключевыми заложниками этой истории. Участники рынка считают вполне логичным вариант, при котором салоны могут достаться именно «Автомиру» как крепко стоящему на ногах действующему дилеру Toyota. Вместе с тем, директор по развитию ГК «Автомир» Сергей Вятченников заверил «КС», что на сегодня компания не ведет с указанными выше банками никаких переговоров, и какой-либо информацией о статусе перечисленных объектов не располагает.

По мнению собственника одного из крупных сибирских автодилеров, судьба салонов «СЛК-Моторс» по сути будет зависеть именно от покупателя активов (или соответственно арендатора) и его сговорчивости с дистрибьютором в лице ООО «Тойота Мотор». «Если покупатель активов уже имеет дилерский договор с Toyota или успеет заключить его, то банки потеряют по минимуму, так как будут иметь дело с сильным игроком с хорошей ликвидностью. Произойдет банальная сделка купли-продажи, так как у крупных игроков рынка как правило есть «свои» банки-партнеры с лучшими условиями», ─ считает собеседник «КС». В то же время, если у будущего покупателя не будет дилерского контракта, то тогда ситуация обстоит сложнее. «Если у упомянутых банков нет уже за плечами печального опыта «падения» дилера, то они могут выдвигать нерыночные условия. Помучаются, поищут клиентов и будут сговорчивее. И в дальнейшем будут готовы пойти на аренду с выкупом, или придумают что-нибудь свое», ─ считает собеседник «КС».

Вместе с тем, однозначно предсказать, какие банки получат какие активы, пока крайне сложно. «Это зависит от структуры и объема активов и кредиторской задолженности. Все будет решаться конкурсным управляющим. Если кредиторов много, то есть риск, что дело затянется», ─ предостерегает проректор по стратегическому развитию и внешним связям новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) Павел Новгородов.

И действительно, по прогнозам представителя одного из крупных алтайских авторитейлеров, процедура банкротства «СЛК-Моторс» может растянуться на 1,5-2 года. В этой ситуации Toyota, не дожидаясь разрешения ситуации, может объявить тендер по Барнаулу уже летом, но вероятность захода на прежние площадки, по мнению собеседника «КС», в этой ситуации будет низкой.

Комментарии дистрибьютора Toyota на момент сдачи текста получить не удалось.

Банки и активы

Возможное банкротство НАО «СЛК-Моторс» может отразиться и на финансовом состоянии контрагентов, например, банков-кредиторов в условиях ужесточения требований со стороны ЦБ и общей экономической ситуации.

Участники рынка расходятся в оценках последствий банкротства «СЛК-Моторс» для указанных банков. «На мой взгляд, серьезных потрясений на банковском рынке в случае банкротства «СЛК-Моторс» ожидать не приходится. Если говорить про банк «Открытие», то последнее время он знал, что имеет дело с проблемным клиентом, и, понимая это, скорее всего, сформировал резервы. Для «Левобережного» озвученная сумма в 400 млн. рублей является крупной, однако, на мой взгляд, некритичной для банка. Что касается ВТБ24, то этот кредит был выдан сравнительно недавно, и на мой взгляд, он также не проблематичен для банка», ─ считает экс-глава региональной дирекции ВТБ по Новосибирской области Олег Павликов.

C тем, что возможное банкротство «СЛК-Моторс» не осложнит деятельность банков, согласен и экс-управляющий филиала Новосибирский «Глобэксбанка» Василий Ожередов. «Процедура банкротства ─ это уже финал, когда понятно, что компанию невозможно реанимировать. Каждая крупная организация идет к этому процессу несколько лет. И поскольку это не случается внезапно, за это время банки создают резервы. Они могут формировать их на протяжении нескольких лет в 100%-ом масштабе. И думаю, что в случае «СЛК-Моторс» эти резервы сформированы. Все это отражается в бухгалтерской отчетности, но есть определенная надежда, что часть средств будет компенсирована при реализации имущества. Это может быть 10-20%, в лучшем случае 50%. Но в любом случае я не думаю, что это осложнит деятельность банков», ─ считает собеседник «КС».

По мнению банкиров, стоит ожидать активного раздела имущества должника банками-кредиторами. ««Открытие» и ВТБ24 будут пытаться по максимуму забрать имущество, чтобы закрыть убытки хотя бы частично. «Левобережный» тоже переварит это банкротство, если оно состоится, тем более, что «СЛК-Моторс» оставила у них вполне ликвидный залог», ─ считает топ-менеджер одного из банков на условиях анонимности. По данным источников «КС», речь идет о дилерском центре Lexus в Барнауле. Другой новосибирский банкир на условиях анонимности, напротив, считает, что залог нельзя считать очень ликвидным в условиях того, что дилерский договор с дистрибьютором расторгнут.

Однако в любом случае поводов для паники у клиентов банков нет. «Я посмотрел финансовые показатели «Левобережного» ─ за второе полугодие 2015-го банк показал прибыль в размере более миллиарда рублей. Даже если предположить, что на «Левобережный» приходится достаточно большая сумма долга, не думаю, что она критична для банка», ─ считает Павел Новгородов.

Основной задачей для кредиторов в случае банкротства будет являться попадание в реестр требований. «Если кредитор успел и смог включиться со своими требованиями в реестр требований кредиторов, то независимо от того, банк, лизинговая компания, мелкий контрагент, то шансы на получение частичного удовлетворения своих требований у него имеется. Особо если речь идет о кредиторах одной очереди. Если же у кредитора, требования которые не учитываются в реестре (например, так называемые зареестровые), то шансов, на мой личный взгляд, очень мало», ─ предостерегает Виталий Ветров.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ