Финансирование как гарант успешного масштабирования бизнеса

Грамотная финансовая политика в текущих экономических условиях является не только гарантом стабильности предприятия, но и обязательным условием дальнейшего роста организации. Особенно это важно для малого и среднего бизнеса как опоры экономики. «КС» начинает цикл материалов, посвященных стратегиям успеха новосибирских компаний в сегменте МСБ, особенное внимание в которых мы уделим роли финансовых инструментов в развитии бизнеса.

Героем первого материала цикла стал КИРИЛЛ ИВАНОВ, руководитель компании «РЭМ», занимающейся оптово-розничными поставками оборудования и инструмента. В интервью «КС» он рассказал о том, что представляла собой компания на момент создания и что она представляет собой сейчас, поделился опытом взаимодействия с банками, а также тем, в каких предоставляемых ими продуктах в наибольшей степени нуждается компания.

— Кирилл Алексеевич, расскажите, как вы построили свой бизнес? Как зародилась сама идея и какой путь вы прошли к ее реализации?

— Наша деятельность началась с того, что мы занимались оптовыми поставками инструмента и оборудования, покупали товар в крупных московских компаниях и далее реализовывали клиентам в Новосибирске, Красноярске, Иркутске и других городах Сибири.

Затем, выяснив, что большая часть оборудования производится в странах Юго-Восточной Азии, нам пришла идея самостоятельно наладить прямые поставки из этой страны. Мы начали эту деятельность с 2008 года. В этом бизнесе важно иметь фокус, и мы решили специализироваться на грузоподъемном оборудовании.

Достигнутые результаты дали нам основания задуматься о масштабировании бизнеса: нам пришла идея открыть филиалы и региональные склады в других городах России. Первый филиал мы открыли в Екатеринбурге в 2011 году, затем через год — в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. Сегодня у нас более 15 филиалов и региональных представительств в крупных городах России и Казахстана. Таким образом, мы проделали путь от небольшой компании, поставлявшей оборудование, до крупного на этом рынке игрока.

— Что было сложным в построении бизнеса, что вы считаете своим главным достижением?

— На мой взгляд, то, что мы открыли широкую филиальную сеть в России и Казахстане, сумев приспособиться к условиям работы в разных регионах. Безусловно, на нашем пути были и сложности. Сложно подстраиваться под непростые, кризисные периоды в экономике. Их уже было несколько, но в каждый из них нам удавалось укрепить свои позиции, ведь когда условия меняются, это дает возможность компаниям, которые развиваются, действуют активно и готовы к изменениям, закрепиться на рынке и выйти в новые для себя сегменты.

В чем вы видите ключевую специфику бизнеса поставок грузоподъемного оборудования?

— В нашей отрасли нужно повышенное внимание уделять качеству товаров — все-таки речь идет о грузоподъемном оборудовании, и такая работа требует особой ответственности. Поэтому именно работа с качеством является важной составляющей успеха на рынке.

— Барьером на пути общероссийской экспансии часто бывает отсутствие каналов финансирования. Как вы решали эти вопросы? Каков был ваш опыт взаимодействия с банками? По мере становления вашего бизнеса в каких услугах вы нуждались?

— По мере развития бизнеса нам понадобились такие продукты, как овердрафты, кредитные линии, валютные счета, зарплатные проекты, инструменты для покупки валюты на бирже.

В целом мы имеем большой опыт взаимодействия с банками. В разное время работали и с Альфа-Банком, и с банком «Акцепт», и с «Левобережным», и с Промсвязьбанком, и со Сбербанком. Последние два являются нашими основными партнерами на текущий момент. Дело в том, что по мере развития бизнеса нам были необходимы дополнительные кредитные ресурсы для покупки товара. Возможности банков позволяли успешно реализовать эти потребности.

— Какие задачи помогают решать выбранные вами продукты для вашего бизнеса, на чем можно получить хорошую экономию?

— На текущий момент мы пользуемся овердрафтом и возобновляемой кредитной линией, это позволяет получить экономию на процентах в сравнении с обычным кредитом.

— Учитывая, что у вас богатый опыт работы с банками, в чем вы видите основные различия в услугах, предоставляемых ими для бизнеса?

— Различия между банками — в том подходе, который они применяют, прежде всего в кредитовании представителей малого и среднего бизнеса. Большинство компаний имеет залог в виде недвижимого имущества или автомобиля, которого, как правило, недостаточно для получения желаемой суммы кредита. Поэтому важно, чтобы банк предоставлял кредиты либо без залога, либо с минимальным залогом, плюс привлекал поручительство фонда поддержки малого предпринимательства. Именно так и произошло, когда мы собирали пакет документов для открытия кредитной линии в Сбербанке, которая на тот момент была очень важна для дальнейшего развития нашего бизнеса.

Готовы ли банки, по вашему опыту, по факту быть клиентоориентированными и находить инструмент решения бизнес-задач?

— В целом готовы. Тот же Сбербанк, с которым мы работаем сейчас, несмотря на то что это очень крупная финансовая организация, часто ищет решения под наши конкретные задачи. Часто случается, что, запланировав воспользоваться одним из вариантов банковского продукта, мы в ходе консультаций решаем воспользоваться другим вариантом. Один раз, когда нам требовался овердрафт, и мы не прошли по определенным критериям, банк не смог нам предложить эту услугу, но наше внимание привлек другой продукт — возобновляемая кредитная линия, которая решила наши задачи. Поэтому даже если банки не предлагают какой-то конкретный продукт, часто есть готовность подходить гибко и предложить достойный альтернативный вариант.

Появились ли за последнее время среди банковских продуктов какие-то сервисы, которые существенно упрощают жизнь предпринимателям?

— Да. Из сервисов, которые мы планируем протестировать и внедрить в ближайшее время — инструменты, позволяющие принимать платежи через сайт. В настоящий момент мы изучаем этот вопрос и в ближайшее время примем решение.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ