«Юниаструм Банк» присутствует в Сибири с 2003 года. О том, как изменилась его стратегия развития в новых рыночных условиях и на каких принципах строится работа банка с компаниями сегмента МСБ, в интервью корреспонденту «КС» рассказала председатель правления «Юниаструм Банка» АЛЛА ЦЫТОВИЧ.
— В сентябре 2015 года в «Юниаструм Банке» сменился акционер. Повлияло ли это на стратегию развития организации?
— С новым акционером нам очень повезло. За три-четыре месяца он помог буквально перевернуть банк, в частности, нам удалось выйти на прибыль по итогам 2015 года.
Но основная стратегия почти не изменилась. Главный акцент в нашей работе — на малый и средний бизнес.
— На что целесообразно делать ставку в работе с этим сегментом?
— Важным ориентиром в первую очередь является скорость и предсказуемость принимаемых решений. Да, есть банки, у которых ставка ниже, но важно принимать во внимание и время, которое банк затрачивает на принятие решения, на оформление документов. Или бывают такие случаи, когда банком изначально озвучиваются одни параметры кредитного продукта и сроки рассмотрения заявки, а на практике получаются совсем другие результаты. Здесь и реальная стоимость кредита может увеличиться, и время существенно растянуться. На наш взгляд, важно выдавать обещанный кредит в заявленный период. Мы понимаем, что есть сферы бизнеса, в которых промедление невозможно. Взять, к примеру, то же сельское хозяйство: сроки посева, сбора урожая четко определены и неизменны.
Тут клиент ждать не может, поэтому важно идти ему навстречу и выполнять свои обещания. Так что я считаю, что именно предсказуемость является одним из главных драйверов конкуренции.
— В чем еще есть потребность у компаний сегмента МСБ?
— В реструктуризации сложных кредитных портфелей. Нередко у надежных и честных в бизнесе компаний достаточно запутанная кредитная история. Например, берутся несколько небольших кредитов для финансирования долгосрочного крупного проекта. И мы стараемся помочь структурировать все займы и оптимизировать управление финансовыми потоками.
— Для компаний, особенно в секторе малого и среднего бизнеса, сейчас существует достаточно федеральных программ государственной поддержки. Вы как-то взаимодействуете с ними?
— Программы действительно есть, и ряд компаний давно ими пользуются. Однако мы заметили, что зачастую руководители организаций не знают, как подступиться к государственным субсидиям. А программы субсидирования ставки давно работают, казалось бы, всем все понятно. Но далеко не все предприниматели знают, куда именно обратиться, как правильно подготовить пакет необходимых документов. В подобных случаях требуется консультировать клиентов, помочь оформить заявки на субсидирование так, чтобы они эту государственную поддержку получили.
Так что зачастую банк выступает в роли своеобразного посредника между бизнесом и государством.
— В этом вы и видите основные конкурентные преимущества?
— На протяжении последних нескольких лет сегмент МСБ был опорным для нашего банка, сотрудничество с которым невозможно без механизма привлечения и выдачи заданного объема кредитов малому и среднему бизнесу с определенными параметрами качества. В 2014 году этот механизм оправдал себя, когда объемы выдачи кредитов МСБ в месяц доходили до 1,5 млрд рублей. Сейчас мы эту компетенцию восстанавливаем и фокусируемся на МСБ и тех отраслях, где есть собственное производство, оптимально — в области импортозамещения.
— Новая стратегия банка как-то повлияла на работу в розничном сегменте?
— Да. Так как теперь мы плотно сфокусированы на МСБ и корпоративном сегменте, то работа с физическими лицами будет менее интенсивной. В основном сотрудники компаний-клиентов, для которых предусмотрена оптимизация продуктовой линейки за счет, к примеру, комиссионных продуктов.
— Какие задачи вы ставите на 2016 год?
— Главный показатель, которого мы хотели бы достичь за этот год, — войти в Топ-50 российских банков по размеру активов. И чтобы сделать такой рывок вперед, нам придется почти в два раза увеличить количество клиентов, реализовать сегментный подход взаимоотношений, развить и оптимизировать ряд продуктов, внедрять новые модели продаж и масштабирования бизнеса. То есть осуществить полный «рестарт» бизнеса, который соответствовал бы требованиям универсального банковского обслуживания МСБ.
В планах — разработка условий для социального предпринимательства, организованная в рамках совместной программы с государственными институтами.
— Очень амбициозные планы. Что-то для их реализации уже было сделано?
— Безусловно. Мы усилили управленческую команду, пригласив известных и успешных топ-менеджеров, работаем над «переформатированием» региональной сети.