Не убедили

Пакет законопроектов, регулирующих инвестиционную деятельность в Новосибирской области, разрабатывается в условиях острой дискуссии между региональными структурами законодательной и исполнительной власти. По мнению экспертов, документы, от которых во многом зависит инвестпривлекательность региона, к окончательному чтению могут претерпеть кардинальные изменения.

В Законодательном собрании Новосибирской области 16 марта прошло заседание рабочей группы, на котором депутаты рассмотрели пакет законопроектов о регулировании инвестиционной деятельности в Новосибирской области. Парламентарии согласились вынести их в первое чтение на мартовскую сессию, но пока считают документы «сырыми» и требующими значительной корректировки. Ранее «КС» писал о готовящейся в недрах регионального правительства инициативе, позволяющей выделять земельные участки без торгов под крупные инвестиционные объекты.

В разработке законопроекта активное участие приняли министерство экономики и министерство строительства региона. Так, в правительстве региона разработали порядок, согласно которому предприятия, реализующие крупные инвестиционные проекты, смогли бы получить площадку без аукциона. Кроме того, была создана и комиссия, призванная оценивать соответствие компании требованиям. Ее возглавил глава минстроя Новосибирской области Сергей Боярский.

Закон рождается в условиях острой дискуссии между представителями законодательной и исполнительной власти. Полемика сопровождала все четыре заседания рабочих групп по подготовке документа. Некоторые депутаты признаются: у них есть ощущение, что специалисты правительства — в частности, регионального минэкономразвития, которое в свою очередь подведомственно первому зампредседателя правительства Новосибирской области Владимиру Знаткову, — предпочитают форсировать события. В этом есть определенный резон: чем быстрее закон будет принят, тем быстрее можно будет с ним работать. Однако у парламентариев, принявших участие в заседаниях специальных групп по подготовке блока инвестиционных законопроектов, оказалось много вопросов к предложенным документам.

Например, некоторые депутаты выразили сомнение в целесообразности выдвинутого министерством экономического развития предложения о поддержке управляющих компаний индустриальных парков. «Мы говорим о поддержке инновационной деятельности или поддерживаем управляющую компанию? Дойдут ли прописываемые в проекте закона льготы до резидентов индустриальных парков или осядут в кармане управляющей компании?» — выразил позицию депутатов в беседе с корреспондентом «КС» зампредседателя комитета по бюджету ЗС Новосибирской области Юрий Зозуля.

Он привел в пример мнение коллег по депутатскому корпусу о том, что в контексте инвестиционного развития было бы более логично говорить о поддержке резидентов индустриальных парков. «Льготы позволили бы им экономить деньги, которые они могут инвестировать в новые технологии. Во что инвестируют деньги управляющие компании?» — продолжает Юрий Зозуля.

Один из законопроектов, направленных на регулирование инвестиционной деятельности, в регионе оговаривает критерии выделения земли без торгов под «масштабные инвестиционные проекты». Ранее «КС» сообщал, что региональный минюст откорректировал формулировку и заменил ее на «объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты для размещения (реализации)». Так, для Новосибирска масштабным считается проект, объем вложений в который составит более 500 млн рублей, для Новосибирского района Новосибирской области — более 300 млн рублей, прочей территории агломерации — более 250 млн рублей, а для остальных муниципальных районов — более 50 млн рублей.

На заседании рабочей группы депутаты попросили представителей исполнительной власти уточнить обоснование расчета и получения именно этих цифр. Доводы минэкономразвития им показались неубедительными, они попросили вернуться к вопросу при подготовке проекта закона ко второму чтению.

Также парламентарии обратили внимание и на ряд недоработок документа. «Я считаю, что этот законопроект противоречит концепции развития промышленности и науки в Новосибирской области. С какой целью тогда открывали промышленно-логистический парк, обеспечивали площадку всеми необходимыми техусловиями и инфраструктурой? Каким образом после принятия данного закона мы будем привлекать инвесторов в ПЛП? Непонятно, как будет развиваться и Наукополис в рамках развития агломерации Новосибирской области», — отреагировал на документ член комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения ЗС НСО Алексей Андреев.

«На мой взгляд, в законопроекте не проработан механизм возврата земельных участков в случае невыполнения инвестором своих обязательств. Кроме того, отсутствуют критерии контроля за деятельностью инвестора, в какие сроки, какой объем работы ему необходимо выполнить, также следует ввести контроль за расходованием средств, направленных на реализацию проекта, — отмечает депутат. — Например, можно возвести социокультурный объект допустимой стоимостью 30 млн рублей и при этом впоследствии выкупить этот земельный участок, продать его или построить другой, более привлекательный инвестиционный объект. Я не вижу необходимости в данном законе. На мой взгляд, эффективнее развивать промышленные и научные кластеры», — подытожил Алексей Андреев.

С коллегой согласен и зампредседателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Валентин Сичкарев. «Во-первых, стоит заметить, что участки без торгов выделялись в свое время и в городе. В результате многие из этих площадок были перепроданы, а ущерб Новосибирску составил миллиарды рублей. Необходимо проработать механизм введения ответственности застройщика и возврата земельного участка. Тем более что в регионе действительно привлекательных земельных участков, оснащенных необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, не более нескольких десятков», — говорит парламентарий.

Периодически во время рассмотрения документа дискуссия между депутатами и представителями правительства переходила в острую фазу. Так, у некоторых парламентариев складывалось впечатление, что минюст не проявляет должного внимания к их замечаниям.

На заседании рабочей группы дебаты вызвали нюансы законопроекта «об отдельных вопросах государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемых в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области». Министр экономического развития региона Ольга Молчанова доложила о концептуальном изменении понятия района инвестиционного стимулирования, где будут формироваться благоприятные условия для инвестиционной деятельности путем предоставления инвесторам мер государственной поддержки. Парламентарии попытались выяснить, что значит «район инвестиционного стимулирования», но ответ их снова не устроил. Им объяснили: термин был введен в местное законодательство давно, но он по определенным причинам не применялся. «Теперь предлагается руководствоваться принципом целесообразности». Отлично! Заменили математику на внутреннее ощущение людей. Оценочные вещи недопустимы. Это усложняет процесс формирования законов», — негодует Юрий Зозуля.

Несмотря на горячую дискуссию, члены бюджетного комитета приняли решение вынести пакет документов на рассмотрение сессии в первом чтении. Но работа над законопроектами продолжится. По крайней мере, до мая. К этому сроку, вероятнее всего, в них появится достаточно много поправок. Парламентарии не исключают, что эти документы, направленные на повышение привлекательности инвестиционного климата региона, будут обсуждаться на общественных слушаниях.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ