Марина Гусева (Гуляева)
Генеральный директор и владелец Сибирского офиса компании «ИНТАЛЕВ», эксперт по системам управления.

Сейчас не время: чего не стоит делать в кризис, если вы руководите бизнесом

Кризис – самая горячая тема в информационном пространстве, что, в общем-то, не удивительно. В стране, правда, кризис, он, правда, угрожает многим компаниям и их сотрудникам, и правда, многие хотят знать, что же делать. И получают множество рекомендаций, прогнозов, кейсов. Что делать? Решать вам – кризис это время возможностей для маневра. Мне было хотелось поговорить о том, чего не стоит делать в нынешних условиях.

Эти правила, на мой взгляд, позволят вам оставаться в рамках нужной «системы координат» и не наломать дров.

Итак, чего в бизнесе руководителю не надо делать в кризис.

  1. Первое и самое главное – не надо паниковать! В свой первый кризис я была еще не очень опытным, но уже как будто бы довольно успешным руководителем: несколько лет подряд наша выручка росла на 30-40% ежегодно. Когда все изменилось, я впала в ступор, была абсолютная путаница в мыслях и действиях, хотелось бросить консалтинговый бизнес и заняться чем-нибудь другим.

Но если паникует лидер, команда всегда это чувствует. А коллективному страху очень трудно противостоять – работа в вашей компании будет парализована. Возьмите под контроль свои эмоции! Ваш бизнес всегда будет развиваться по синусоиде, и периодически вам будет за него страшно, это «издержки профессии», к которым надо быть готовым. Задача лидера – вдохновлять свою команду несмотря ни на что.

  1. Не сокращать расходы. Предвижу тухлые помидоры в свой адрес, но ставить своей целью максимальное сокращение ради сокращения – не вариант. Начните думать в другом направлении: как увеличить доходы, чтобы покрывать свои расходы. Направьте все усилия, мозговые штурмы, планерки на то, чтобы придумать, как привлечь больше клиентов, повысить средний чек или объем продаж. Вам нужен план изменений.

Конечно, если раньше вы позволяли себе свободные лишние траты, не помня, что сегодня – лишний рубль, а по итогам года – миллион, то оптимизацией расходов заняться придется. Но не режьте там, где затраты необходимы. Помните, что чудес не бывает – без вложений в бизнес не получить отдачи. Отныне ваш девиз: планировать, контролировать и управлять.

  1. Не сокращать зарплату сотрудникам. Вместо этого измените структуру их дохода. Пусть окладная часть станет ниже ее часть перейдет в переменную составляющую, которая зависит от результата работы.

Во-первых, вы в ответе за тех, кто у вас работает. Во-вторых, как будто бы очевидное простое решение (урезать) не поможет вашей команде работать эффективнее, а именно за эффективность мы сейчас боремся. Когда меняются внешние условия, компании необходимо работать по-другому – значит, стоит изменить систему мотивации. Пусть сумма целевого дохода останется прежней, но, чтобы ее получить, сотруднику нужно будет достичь определенных целей, тех, которые стоят перед компанией в данный момент.

Не надо бояться того, что кто-то уйдет, не согласившись с новыми условиями. С вами останутся самые ценные сотрудники, вовлеченные и понимающие. В непростые времена мне пришлось снизить оклады, переведя их часть в переменную часть, пришлось провести определенную работу с коллективом, объяснить причины изменений. Но ни один человек не уволился – все согласились на новые условия.

  1. Не увольнять маркетологов/рекламщиков, не сокращаться бюджеты на продвижение. Для многих руководителей маркетинг – это черный ящик, в который уходят немаленькие деньги, но результат не всегда очевиден.

Маркетинг – это первое звено в ваших продажах. Это трафик на вашем сайте, входящие звонки ваших потенциальных клиентов, ваши отличия от конкурентов. Экономя в краткосрочной перспективе, в долгосрочной вы потеряете в продажах.

Если маркетинг для вас сейчас – черный ящик, значит, он не работает на ваши продажи, и сейчас вы имеете возможность сделать его более эффективным. Используйте это как точку роста, а не рубите на корню.

  1. Не забывать про детали. Бизнес состоит из мелочей, точнее – успешный бизнес. Если раньше до каких-то процессов/областей не доходили руки, то сейчас самое время уделить им внимание и использовать по максимуму.
  1. Не переставать планировать. Многие думают, что в кризис бюджеты бессмысленны и бесполезны. Думают, разве можно что-то планировать, когда все так стремительно меняется.

Именно в такое время ценность бюджетирования возрастает в разы, сейчас оно гораздо важнее, чем в период стабильности. План – это четкое представление о своих действиях и их финансовом выражении, это рассчитанный финансовый результат. В кризис важная сценарность, имейте несколько вариантов: пессимистичный, оптимистичный и реалистичный. Предупрежден – значит вооружен.

  1. Не допускать дефицита денежных средств. По крайней мере, старайтесь его минимизировать.

Необходимо понять причину дефицита в вашем случае, это может быть 1. снижение продаж, 2. неплатежи клиентов или 3. неработающая система управления финансами. Поняв причину, начинаем работать над исправлением проблемы.

  1. Не забывать про прибыль. Основная задача в управлении финансами в кризис – управление денежным потоком, а именно FCF (Free Cash Flow).

Безусловно, сейчас куда важнее наличие денежных средств, чем прибыль, но не стоит полностью исключать ее из списка целей. Все-таки задача бизнеса – приносить прибыль, это один из главных показателей эффективности. Не выручка, не широта ассортимента, а именно прибыль является призмой, через которую стоит принимать любые решения в бизнесе.

  1. Не замыкать все на себе. Так как обычно только руководитель или владелец видит всю картинку целиком, то какая то часть информации о работе компании не видна сотрудникам. Но сейчас не стоит самому становиться единственным шансом спасти ситуацию.

Конечно, принятие решений остается за вами, но обсуждение, разработка вариантов – дайте сотрудникам себя проявить, подключайте команду. Одна голова хорошо, а две и более куда лучше! Сейчас как раз самое время для командного взгляда на ситуацию, для новых нестандартных идей, усовершенствования мелочей, о которых знают только те, кто «в полях». Настройтесь на то, чтобы услышать их, организуйте мозговые штурмы в области продаж, сервиса, маркетинга – вы сразу увидите полезность этого.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ