Новая поэзия немецкого кино

Программа VIII Фестиваля немецкого кино, подготовленная новосибирским Гете-Институтом, получилась насыщенной и разнообразной. За шесть дней с 24 по 29 февраля зрителям будут предложены восемь полнометражных фильмов, подборка короткометражек, документальный фильм-эссе, дискуссия, мастер-класс и концерт. Корреспондент «КС» побывал на пресс-конференции и открытии фестиваля в новосибирском кинотеатре «Победа».

Символично, что праздник немецкого кино в Новосибирске стартовал буквально через пару дней после завершения Берлинского кинофестиваля, одного из важнейших в мире. Подхватив эстафету, сибирский праздник немецкого кино открылся под звуки неофициального гимна Берлина, знаменитого марша Пауля Линке «Берлинский воздух». Отзвучали духовые, закончилась небольшая киноэкскурсия по легендарному и вечно молодому городу, настало время торжественных речей.

VIII Фестиваль немецкого киноМинистр культуры Новосибирской области Игорь Решетников поприветствовал собравшихся от имени губернатора и поблагодарил организаторов фестиваля. Генеральный консул ФРГ в Новосибирске Виктор Рихтер с удовлетворением отметил, что немецкая община активно участвует в жизни культурной столицы Сибири и считает делом чести развивать и поддерживать фестиваль. «Кино непосредственно передает наш менталитет, дает почувствовать, чем живет страна сегодня. Особенно приятно, что в этот раз мы покажем много фильмов для молодежи», — сообщил Виктор Рихтер. Будучи берлинцем, он был особенно рад услышать любимую музыку и почувствовать атмосферу родного города.

Как сообщила директор Гете-Института в Новосибирске Штефани Петер, при отборе фильмов для фестивальной программы, кураторы обращали внимание на их художественные достоинства, успешность в немецком прокате и стремление авторов ступать на неизведанные территории. Также в расчет были приняты интересы новосибирской публики. Из множества фильмов, снятых в Германии за последние два года, были отобраны лучшие в разных жанрах от арт-хауса до комедии и драмы.

Никогда еще в программе фестиваль не было настолько поэтичных названий: «Дар богов», «Когда мы мечтали», «Зимняя сказка пролетариата», «Четыре короля», «Царство птиц», — по мнению Штефани Петер, уже сами названия могут привлечь зрителей. «Демонстрация фильмов как способ трансляции образа современной Германии является ведущей для Гете-Института по всему миру, и мы рады, что за эти годы мы приобрели такое количество верных зрителей в Новосибирске», — отметила госпожа Петер.

VIII Фестиваль немецкого киноИнтерес к давней и недавней истории в программе уравновешен картинами, отражающими новые тенденции германского кино. К их числу относятся работы Юлиана Радльмайера, Тимма Крегера и Кристиана фон Борриса. Кстати, фон Боррис станет гостем фестиваля и проведет двухдневный мастер-класс «Какой может быть документалистика сегодня?», рассчитанный на всех, кто занимается и интересуется современным кино. Кристиан фон Борис — настоящий человек-оркестр, он снимает и продюсирует кино, дирижирует, пишет музыку и играет на флейте. В фестивальной афише — его четвертая работа IPHONECHINA.

Поддержка отечественного кинематографа, о которой мы столько говорим в Год российского кино, актуальна и для Германии. Как и во всем мире, в немецком прокате лидируют голливудские фильмы, затем идет европейское кино, и на почетном третьем месте — родное немецкое. При этом авторские фильмы показывают в основном в небольших специализированных кинотеатрах, и ему труднее пробиться к широкому зрителю.

Символический щелчок режиссерской хлопушки был доверен молодым актерам Мерлину Розе и Юлиусу Ничкоффу, которые ради этого подготовили для зала короткий русский текст и отлично справились с этой задачей. Несмотря на юный возраст, оба актера уже выбрались из стихии молодежных сериалов в серьезное кино (Мерлин Розе, например, недавно закончил съемки в фильме Франсуа Озона). Новосибирцам они представят фильм «Когда мы мечтали» режиссера Андреаса Дрезена, который вызвал сумасшедший аншлаг на Берлинале-2015. Картина рассказывает о недавнем прошлом: шальные 90-е, падение Берлинской стены, пьянящий воздух свободы — мы тоже это проходили.

По мнению Мерлина Розе, взросление в период перемен — это и удача, и потеря. С одной стороны, открывается много возможностей, о которых раньше нельзя было даже мечтать, с другой стороны, если ты упал, то поддержать будет некому. Провинциальный Лейпциг, на окраинах которого разворачивается действие картины, не давал слишком радужных перспектив своим уроженцам — это было интересное, но дикое время, полное энтузиазма и опасностей. Пока родители пытались обустроить жизнь в новой стране, недавние пионеры открывали ночные клубы.

VIII Фестиваль немецкого киноКстати, оба молодых человека выросли в Восточной Германии, и история объединения для их семей не пустой звук. Работая над фильмом, они много общались с родными и знакомыми: кто-то оказался успешен, кто-то не смог пустить корни в новой жизни. Мерлин и Юлиус принадлежат к следующему поколению, но в детстве они успели насмотреться по телевизору советских фильмов-сказок, а немного сосредоточившись, даже смогли вспомнить название «Броненосец «Потемкин»». Молодые актеры признают важность разговора о непростой истории объединения — иначе слишком легко забыть о прошлом и повторить его ошибки.

Кроме фильма «Когда мы мечтали», они рекомендуют посмотреть картину Бурхана Курбани «Мы молоды, мы сильны». Эта лента, основанная на реальных событиях 1992 года, рассказывает о случаях насилия в отношении беженцев со стороны радикальной молодежи. Режиссер фильма — сын беженцев из Афганистана в Германию, так что для него это история с личной перспективой. «Эта тема, к сожалению, слишком актуальна сегодня, когда в Германию прибывают тысячи беженцев, и, как это ни горько, так же происходят нападения», — отметила Штефани Петер и пригласила принять участие в обсуждении этого злободневного фильма.

VIII Фестиваль немецкого киноРассказать о каждом фильме фестиваля вряд ли возможно, однако о закрытии стоит упомянуть особо. Организаторы запланировали необычный проект на стыке истории и современности в необычном формате фильма-концерта. Публика увидит немую картину Вальтера Руттманна «Берлин. Симфония большого города», снятую в 1927 году. Оживить классику немецкого кинематографа предстоит новосибирским музыкантам-электронщикам. Авторский саундтрек во время показа 29 февраля прямо в кинозале исполнит проект Dyad & TheSleepersClub.

Как рассказал руководитель коллектива Евгений Гаврилов, это будет оригинальное произведение, написанное специально для фестивального показа. Нас ждет современное прочтение симфонии большого города: аналоговые синтезаторы, пульсирующие биты краут-рока и гитары, отсылающие к оригинальному произведению Эдмунда Майзеля 1927 года, немецким авангардистам XX века и берлинскому техно. Эти характерные для Германии музыкальные стили, по словам Евгения, уже давно стали своего рода классикой.

Оригинальное закрытие фестиваля стоит занести в планы, любителям короткого метра подготовлена особая программа.

Марафон немецкого кино еще только набирает обороты, а самые активные киноманы уже успели не только побывать на открытии, но и поделиться с читателями «КС» своими впечатлениями. Трогательную и искреннюю трагикомедию «Дар богов» режиссера Оливера Хаффнера оказалось невозможно не полюбить. Это история наших дней, герои которой оказались за бортом благополучия в экономически процветающем Баден-Вюртемберге. Компания безработных лузеров под руководством уволенной из театра актрисы в качестве арт-терапии ставит «Антигону» Софокла. Классический текст, написанный две с половиной тысячи лет тому назад, оказывается неожиданно актуальным, так же как и способность сопереживать и не терять надежды даже в самые сложные времена.

Из зрительного зала

Наталья Сидукова,
коммерческий директор ООО «Новосибирскснабсбыт»:

— Фестиваль немецкого кино открылся очень интересным фильмом «Дар богов». Поначалу мне показалось, что это очень спокойный рассказ о жизни обычных людей. Но за этой повседневностью открылись очень важные вещи. Понимание того, что нет абсолютно благополучных обществ; что у всех нас вне зависимости отнациональности есть душа, и она раскрывается, когда мы заинтересованы своим делом. Герои фильма нашли себя в коллективе, избавились от одиночества, и результат окрылил всех. Это работает не только в кино: в бизнесе, особенно сегодня, тоже важны общие идеи, взаимопонимание и любовь к делу. Объединившись в стремлении создать что-то по-настоящему ценное, можно достичь многого.

Татьяна Зубко,
руководитель пресс-службы «МТС-Сибирь»:

— «Дар богов» — жизнеутверждающий фильм о том, как обычные истории чужих друг другу людей складываются воедино и преобразуют реальность. Достоверность становится чудом, и даже хэппи-энд не кажется банальным.

Владимир Миллер,
руководитель службы развития Новосибирской филармонии:

— Сегодня мы увидели хорошее, теплое кино. Искренне сопереживали героям и хотели, чтобы у них все получилось. Неподдельные человеческие чувства — что можно быть лучше? Думаю, «Дар богов» — отличный выбор для открытия фестиваля.

Андрей Шаповалов,
директор Новосибирского государственного краеведческого музея:

— Несмотря на то что тема фильма довольно сложная, «Дар богов» получился легким, что нехарактерно для немецкого кино в целом. Картина смотрится на одном дыхании, и хотя у каждого персонажа своя трагедия, это совсем не депрессивное и очень доброе кино. Авторы нашли правильный баланс смешного и серьезного, а составители программы задали хороший тон всему фестивалю.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ