Нелегкий старт легкой промышленности

Прошлый год сибирская легкая промышленность оказалась в непростой ситуации: скачки валютного курса и усложнения в отношениях не только с Европой, но и с Турцией, довели до той грани, когда бизнес, и так считавшийся не самым высокорентабельным, пришлось отстраивать заново.

Дело не только в удорожании стоимости сырья, но и в изменении логистики, а также в необходимости покупать оборудование, которое в России в принципе не производится. Перспективы отрасли в этом году обсуждали эксперты рынка на кругом столе, организованном министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, прошедшем 19 февраля в региональном Законодательном собрании.

Покорение Европы

Конечно, все — и чиновники, и более мелкие представители новосибирского легпрома — в первую очередь смотрели и ориентировались на крупных игроков отрасли — «Синар» и PRIZ. А им, как выяснилось, было очень нелегко: «Синар» сократил штат, причем не только административный, но и непосредственно исполнительный — швей. По словам заместителя генерального директора по экономике и финансам компании «Синар» Жанны Кандаковой, в прошлом году штат швей пришлось сократить на 20%, чего у нее в практике работы на предприятии пока не было. В целом производство сократилось на 22%. Директор фабрики одежды PRIZ Николай Трещев тоже сокращал сотрудников, однако точных цифр называть не стал, констатировав лишь, что по итогам прошлого года его фабрика не показала прибыли. Принципиально «Синар» и PRIZ разошлись в одном — первые увеличивали стоимость продукции постепенно, стараясь не шокировать покупателей. Вторые в конце 2014-го подняли наценку на остаток склада на 50%, а в середине 2015-го — еще на 25%. Николай Трещев грустно признал, что денег вроде бы стало больше, но «это не дало увеличения прибыли». По мнению эксперта, это случилось из-за того, что средняя стоимость тканей возросла с 10 до 14 евро за метр. В свою очередь Кандакова также констатировала проблему с поставками, качеством и стоимостью тканей, отметив, что в России пока не научились делать надлежащего уровня сырье, а рынки сбыта при этом серьезно изменились. Турецкие ткани исчезли вместе с дружескими отношениями двух стран. По «Синару» изменившаяся геополитическая ситуация ударила не так сильно: доля турецкого сырья в общем объеме была невысока, поэтому отказ от него и переход к другим поставщикам прошел не так болезненно. Но проблемы ведь с поставками не только из Турции, но и из Европы, а это для «Синара» более печально, потому что пока большая часть материала покупается именно там.

Также, помимо серьезного удорожания тканей, в цене выросла и логистика: доставка сырья начала занимать больше времени, что на производстве сказалось не самым лучшим образом. Трещев также посетовал на резкие скачки курса валют. По его словам, в условиях, когда доллар за две недели может вырасти на 20%, швейное производство при рентабельности в 18% становится невыгодным.

«В какой момент брать кредиты, по какому курсу формировать цену изделия? — задается почти риторическим вопросом Трещев. — Предсказать, где можно оступиться, практически невозможно. В таких условиях легко можно стать неконкурентоспособными.

В плане поддержки российского и запрета импортного производства Жанна Кандакова напомнила еще об одном существенном нюансе. По ее словам, все швейное оборудование производится за рубежом. Если в этом сегменте вдруг появятся санкции и ограничения со стороны государства, отрасль в принципе встанет. Более того, было бы отлично, если компании могли рассчитывать на гашение процентной ставки по кредитам на покупку нового оборудования, потому что оно серьезно выросло в цене.

Единственный момент, который утешает крупных игроков, — возможность расширять розницу, открывая новые магазины в крупных торговых центрах. За счет нее в прошлом году и крупным, и мелким компаниям удалось увеличить выручку.

«При сокращении производства у нас растет выручка, — призналась Кандакова. — По сравнению с позапрошлым годом в 2015-м — на 2%. В этом году мы планируем прирост выручки почти на 20%». Топ-менеджер предположила, что в ближайшее время основной точкой роста будет розничная торговля. «Синар» уже открыл ряд магазинов нового формата — в частности, в новосибирском торговом центре «Аура». Подобное ждет Красноярск и Уфу. Кроме того, компания ведет переговоры с представителями «Меги» в Новосибирске, в одноименном торговом центре магазин «Синара» работает в Екатеринбурге и в ближайшее время откроется в Омске.

Николай Трещев согласен с коллегой из «Синара». По его мнению, сейчас самое время заходить в торговые сети, потому что зарубежные игроки уходят, и площади освобождаются. Но спрос растет именно на качественный товар, который сейчас в дефиците. Исходя из этого, как отметил собеседник, должна складываться и ценовая политика — PRIZ перебирается в более высокий сегмент.

На фоне розничных перспектив «Синар» планирует более активно развиваться в других регионах. «Планируем уходить в Европу, работая с большими торговыми сетями», — резюмировала Кандакова.

Гендиректор «Синара» Алексей Елезов в разговоре с корреспондентом «КС» объяснил, что компания активно работает с городами европейской части России. Освоения же Европы в планах не предвидится — по мнению Елезова, «продукция «Синара» там никому не нужна».

Проще покупать каждый день

Малому бизнесу в режиме работы ручного управления, как выяснилось, оказалось несколько проще. По словам директора компании «Топтышка», специализирующейся на пошиве формы для школьников, Галины Кочерги, в прошлом году объемы ее предприятия выросли по сравнению с 2014 годом вполовину. Впрочем, Кочерга призналась, что у нее проблем с покупателями не было. Ее больше интересуют дешевые кредиты, которые сейчас выдаются поименно — большинству же компаний даже с хорошей историей крайне сложно получить кредиты с реальной ставкой, не более 14%. «Сейчас нам приходит ткань, а денег нет. Где брать? Я не потяну 20% годовых, которые нам предлагают кредитные учреждения», — печально констатировала Галина Кочерга.

Совладелец компании «Логос», специализирующейся на продаже ткани, Александр Сухарев признался, что у него такой проблемы нет — кредиты банки предлагают и на выгодных условиях. Но, понимая ситуацию, Сухарев призывает сообщество подойти серьезно к разработке новых форм сотрудничества внутри отрасли. Например, с его стороны вполне реально обговорить с мелкими предприятиями условия покупки и выдавать ткань хоть каждый день на 30 тысяч рублей или даже меньшие суммы. Сухарев настаивает на том, что это не благотворительность, а новый формат — «Логосу» тоже не хочется терять рынок, поэтому надо подстраиваться под клиента и его финансовые возможности.

Галина Кочерга в подтверждение индивидуальности ситуации в каждой компании призналась: «У нас с деньгами все хорошо полгода, то есть в преддверие школьного сезона. Еще столько же приходится перебиваться».

У «Логоса» есть также интересный опыт сотрудничества с прежними конкурентами. Компания, отказавшись от ряда оптовых направлений, отдала всю клиентскую базу тем, с кем когда-то конкурировала. При этом пригласила арендовать площади на территорию, где сама базируется. По словам Сухарева, так лучше всем — и клиенты довольны, получая от крупных игроков более выгодные по стоимости товары, и «Логос», которому предоставляются эксклюзивные условия для реализации продукции в рознице.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ