В очередь за ОСАГО, или Как обменять все полисы разом

По информации Российского союза автостраховщиков (РСА), сегодня в России в обороте находится от 1 до 4 млн поддельных полисов ОСАГО. Для их изъятия планируется к 1 июля 2016 года заменить все имеющиеся бланки на новые, с усиленной защитой. Насколько эта мера может по факту оказаться действенной в борьбе с мошенничеством и какие издержки в связи с этим понесут страховщики и автовладельцы — в материале «КС».

«Очереди и скандалы неизбежны»

Об одномоментной замене всех полисов, находящихся на руках у автовладельцев, заявил Российский союз автостраховщиков (РСА). «Подробности этой операции не планируется сообщать вплоть до последнего момента, — рассказал президент РСА Игорь Юргенс. — Полис будет выдаваться на тех же условиях и на тот же срок. Разница будет только в том, что он будет напечатан на новом бланке». Как полагают представители РСА, замена прежних бланков на новые с усиленной защитой позволит изъять из оборота практически все поддельные полисы.

По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, ГОЗНАК уже подтвердил полную готовность осуществления выпуска необходимого тиража в рамках проведения замены бланков полисов ОСАГО. Все необходимые мощности у предприятия для этого имеются. В РСА сообщают, что уже сформирована рабочая группа, которая займется разработкой плана замены бланков и создания механизма, максимально комфортного для автовладельцев. Этот план будет представлен Банку России. Но хватит ли мощности у страховых компаний, особенно у лидеров рынка ОСАГО, чтобы одновременно принять всех клиентов для обмена полиса? Ведь по итогам 2015 года в России было заключено порядка 40 млн договоров ОСАГО.

Как рассказал директор Новосибирского филиала ПАО «Росгосстрах» Артем Сычев, процедура замены бланков доставит множество неудобств сотрудникам и ответственным страхователям. На сегодня «Росгосстрах» занимает около 30% рынка ОСАГО по стране, и в Новосибирской области в частности. «Если все клиенты страховщика одновременно придут в офис для обмена полисов ОСАГО, которые приобретались в течение всего года, то очереди и скандалы в таком случае будут неизбежны», — добавил Артем Сычев.

По мнению руководителя управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Дениса Макарова, осуществлять замену всех полисов ОСАГО в середине года неправильно, поскольку для страховых компаний это может повлечь за собой дополнительные расходы, не заложенные в бюджете на текущий год.

«В связи с одномоментной заменой полисов ОСАГО у страховщиков могут возникнуть проблемы с бюджетом, — полагает Денис Макаров. — Если же эта замена инициирована борьбой с фальшивыми полисами, то у страховых компаний будет шанс нивелировать влияние на бюджет за счет экономии на борьбе с мошенниками, распространяющими поддельные полисы».

На фоне всех предполагаемых сложностей стали возникать слухи, что старые полисы не будут подвергаться замене. Новые бланки с усиленной защитой, возможно, будут выдаваться при вновь заключаемых договорах. По словам Дениса Макарова, замена всех действующих полисов ОСАГО малоосуществима и, как следствие, маловероятна, поэтому обновление бланков реализуемо исключительно при заключении новых договоров.

Однако в РСА в ответе на запрос «КС» отметили, что союз свою позицию не менял и готовится к одномоментной замене, поскольку только эта мера может стать действенным механизмом выведения из обращения фальшивых полисов. В настоящее время ведутся консультации со всеми заинтересованными ведомствами по этому вопросу. При этом в РСА уточняют, что никому из водителей не придется нести дополнительные расходы, издержки этого обмена лягут на страховщиков, и для автовладельцев процедура будет максимально комфортной. Так, предполагается, что затраты страховых компаний на печать одного бланка полиса, составляющие сейчас около 5 рублей, повысятся на 6–15%.

Надолго ли хватит новых полисов?

Кроме возможных трудностей, связанных с организацией замены бланков, по-прежнему остается открытым вопрос о том, насколько хватит обновленных полисов ОСАГО, чтобы и они не подверглись подделке со стороны мошенников.

«На мой взгляд, одномоментная замена полисов сможет решить проблему только на какой-то короткий срок, например, месяца на два, — заметил Артем Сычев. — А потом мошенники научатся подделывать новые бланки, и рынок снова наводнится поддельными полисами ОСАГО».

Денис Макаров отмечает, что мошенники зачастую действует на опережение, и вряд ли у них возникнут проблемы с печатью полисов нового образца. По мнению руководителя управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахование», ситуация в этом плане не исправится, пока правоохранительные органы не поймут весь масштаб проблемы, а для мошенников не будут применяться реальные наказания за подделку полисов.

Ситуация с продажей поддельных бланков усложняется еще и тем, что автовладельцы, желающие сэкономить на автостраховании, сами ищут дешевые аналоги настоящих полисов ОСАГО. По словам Артема Сычева, зачастую клиенты, приобретающие поддельные полисы ОСАГО, делают это сознательно. Как правило, фальсификат покупается исключительно для предъявления сотруднику полиции при проверке документов, с пониманием того, что поддельный полис окажется бесполезным при необходимости страховых выплат.

Желающие приобрести дешевый и поддельный полис ОСАГО без проблем могли найти массу предложений в Интернете. Поэтому в рамках «дорожной карты», реализуемой РСА, было заблокировано 19 хостинг-аккаунтов, 104 аккаунта и 73 группы в социальных сетях, два рекламных объявления в «Яндекс.Директ», а также удалено 192 публикации на различных форумах.

Возможно, что к покупке фальшивых полисов автовладельцев подталкивает и удорожание настоящих полисов ОСАГО. Только за 2015 год средняя премия по ОСАГО продемонстрировала рост на 2 тыс. рублей, и составляет на сегодня в среднем 5530 рублей. Но, по словам Игоря Юргенса, одновременно с подорожанием полиса автомобилисты получают несопоставимо с этим возросшие страховые компенсации. Средняя выплата ОСАГО за декабрь 2015 года превысила 59,175 тыс. рублей, тогда как годом ранее она составляла 42,99 тыс. рублей.

Не исключены случаи, когда автовладелец может быть не в курсе того, что приобретенный им полис не настоящий, особенно если покупка была совершена не в офисе страховщика. Поэтому при сомнении в подлинности полиса его можно проверить по базе РСА.

«Бланк полиса ОСАГО имеет установленную форму, печатается на фабрике ГОЗНАК и имеет определенное количество степеней защиты, — отмечает начальник отдела методологии автострахования АО «СОГАЗ» Юрий Горцакалян. — На полисе также должна быть печать выдавшей его страховой организации. Все бланки имеют уникальный номер. По этому номеру на сайте РСА можно посмотреть, какой страховой компании и когда этот бланк был отгружен, в каком статусе (действующий полис, завершившийся полис, испорченный или утраченный бланк) он находится сейчас. Это общедоступная информация».

Тем временем угроза существования поддельного полиса особенно актуальна при совершении ДТП, если у виновника аварии нет на руках полиса ОСАГО. По словам Игоря Юргенса, в таком случае у невиновного водителя есть риск остаться без страхового покрытия. Более того, незастрахованному виновнику ДТП придется самостоятельно покрывать ущерб, причиненный имуществу и здоровью участников ДТП, а также выплатить штраф за езду без полиса ОСАГО. На текущий момент на законодательном уровне ведется обсуждение о повышении размера данного штрафа с 800 рублей до 2,5 тыс. рублей. Дополнительно к этому в ходе реализации «дорожной карты» планируется запустить пилотную версию проекта при совместной работе РСА, ГИБДД и ЦБ РФ по выявлению незастрахованных водителей при помощи камер фото- и видеофиксации.

По мнению директора департамента андеррайтинга и управления продуктами Страховой компании «Согласие» Дмитрия Кузнецова, наличие проверки автовладельцев по видеокамерам должно стать необходимым дополнением к предполагаемой замене бланков.

«Одномоментная замена полисов ОСАГО может оказаться действенной в краткосрочной перспективе, поэтому необходим комплекс мер. Это изменение бланков с возможным усилением степеней защиты и ужесточение контроля за ними, штрафные санкции, в том числе с применением автоматической проверки по видеокамерам, а также ужесточение санкций непосредственно к тем, кто изготавливает и продает поддельные полисы», — добавил Дмитрий Кузнецов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ