Ричард ван Вагенинген: «Рано или поздно этот кризис закончится»

Генеральный директор Orange Business Services в России и странах СНГ, а также руководитель направления международных продаж РИЧАРД ВАН ВАГЕНИНГЕН в конце прошлого года посещал Новосибирск с рабочим визитом, в рамках которого состоялась его встреча с «КС». Ушедший год, по его словам, для Orange Business Services прошел гораздо лучше, чем для рынка ИТ и телекома в целом. И даже рост курса валют не заставил компанию отказаться от инвестиций в российский бизнес, что не может не радовать. Об этом и многом другом — в интервью «КС».

— Ричард, как вы оцениваете итоги 2015 года для Orange Business Services и для российской телеком-отрасли в целом? Удалось ли достичь желаемых показателей?

— Если оценивать наши показатели, в целом ситуация у Orange значительно лучше общерыночной. Рынок телекома очень тесно связан с зарубежными поставками — оборудование в основном поставляется из-за границы, и эти поставки составляют достаточно весомую часть расходов. С учетом того, что платить за «железо» приходится долларами и евро, а доходы получать в рублях — изменение курса валют может стать серьезной проблемой для многих компаний. На нашем бизнесе это не отразилось, так как мы предлагаем не продукты, а услуги. И эти услуги намного легче подстроить под индивидуальный запрос.

В то же время надо понимать, что любой кризис — это и время новых возможностей. Для нас этой возможностью стало принятие закона о хранении персональных данных на территории РФ. Отвечая на растущие запросы наших клиентов, крупных российских и международных компаний, мы инвестировали в запуск новой облачной платформы в России.

— Какие основные выводы можно было сделать по итогам года?

— Как я уже сказал, для нас прошедший год характеризовался «бумом» интереса к облачным решениям. По итогам года рост спроса на наши «облака» составил 30%. Сейчас, когда большинство компаний сегмента B2B стараются оптимизировать свои затраты, подход «pay as you go», который позволяет платить только за потребляемые ресурсы, является несомненным преимуществом «облачных» решений. Стоит отметить, что тот факт, что мы инвестируем в это направление и в другие проекты, говорит о высоком доверии к российской экономической и правовой системе, несмотря на курс рубля, цены на нефть и так далее. Этот кризис рано или поздно закончится, как всегда и бывает.

— Какие направления, на ваш взгляд, могут являться драйверами роста телеком-рынка в сегменте B2B в России в 2016 году?

— Первым драйвером обещают стать «облачные» решения как способ оптимизировать затраты на инфраструктуру. Вторым — услуги информационной безопасности, в частности, защита от DDoS-атак, число и мощность которых в последние годы неуклонно растет. Еще одним драйвером является мобильность как тенденция работать в любом месте и с любого устройства. Это направление также тесно связано с информационной безопасностью — до сих пор основным препятствием в вопросе интеграции в рабочий процесс мобильных устройств, в том числе личных гаджетов сотрудников, была именно проблема безопасности. Устройство могут украсть, его можно потерять — и конфиденциальная информация окажется в чужих руках.
В прошлом году мы запустили новое направление бизнеса — управляемые мобильные сервисы. В рамках этого направления первыми были запущены на рынок услуги по управлению мобильными устройствами и расходами на корпоративную мобильную связь.

Наше решение для безопасного управления мобильными устройствами позволяет поместить в отдельный контейнер в памяти устройства корпоративную информацию, который можно дистанционно удалить одним нажатием кнопки.

Кстати, одним из первых наших заказчиков системы безопасного управления мобильными устройствами стало МИД Бельгии, которое одним из первых осознало, что сотрудники в любом случае будут пользоваться мобильными гаджетами, а значит, там может оказаться информация, которую ни в коем случае нельзя упустить. Мы не можем остановить мобилизацию, это бесполезно. Но мы можем ей способствовать, направив в безопасное русло.

— А в России аналогичные проекты были?

— Мы не можем пока рассказать в подробностях о том кейсе, который мы недавно реализовали. Могу только сказать, что положительный опыт подобных проектов у нас уже есть.

— Для многих компаний 2015 год прошел под знаком урезания затрат на ИТ. Вместе с тем существует позиция, согласно которой ИТ должны определять бизнес-модель предприятий. В этой парадигме затраты на ИТ, наоборот, должны вырасти для того, чтобы использовать ИТ для более эффективного функционирования бизнеса. С какими подходами в поведении заказчиков столкнулись в 2015 году вы?

— На самом деле мы сталкивались с обоими подходами — не все, к сожалению, понимают, что внедрение новых ИТ-решений в итоге позволит снизить общие затраты. Сейчас информационные технологии глубоко проникли во все отрасли бизнеса, и вопрос состоит уже не в том, «нужно или нет», а в том, «что именно нужно, что поможет бизнесу лучше всего». Самый простой пример — потеря времени и денег из-за отсутствия надежной связи. Если мы говорим о банковской отрасли, то даже миллисекунды потери связи критичны. Чтобы понять клиента, нужно понять принципы его работы: как работает банк, как работает торговая сеть… И исходя из этого уже подбирать нужное решение.

— Ожидаете ли вы дальнейших изменений в запросах заказчиков в 2016 году?

— Каких-то глобальных происшествий и переломных моментов в новом году ждать не стоит. Разумеется, зависит это все не только от нас — внешний фактор играет очень значительную роль. Если взять тех, кто уже с нами работает — в основном это крупные компании, как российские, так и международные, — они активно интересуются новыми возможностями. Российские производители, например, стали выбирать более масштабные решения — импортозамещение дает им хорошую возможность для роста производства, а значит, и для расширения инфраструктуры. Кроме того, в кризис многие сильные компании скупают и поглощают более слабые, и им нужно достаточно быстро интегрировать их уже сложившуюся инфраструктуру в свою. В такой ситуации в плюсе окажутся те операторы, которые будут готовы взять на себя всю работу по архитектуре и внедрению решений, чтобы клиент как можно скорее начал получать доход от совершенной покупки.

— Какие ключевые моменты, на ваш взгляд, нужно принимать во внимание компаниям с точки зрения формирования своей стратегии в сфере ИТ?

— Как вы уже отметили, есть компании, которые, стараясь сэкономить, отказываются от таких вещей, без которых их расходы только растут — вот так поступать точно не стоит. Сейчас нужно не «отрезать лишнее», а наоборот, искать новые решения. Разумеется, не стоит хватать все, что предлагают: просто так покупать оборудование — тем более в текущей ситуации — это выбрасывать деньги на ветер. Нужно хорошо понимать как принципы своего бизнеса, так и актуальные ИТ-тренды, способные повысить эффективность бизнеса. Те компании, где ИТ-директор активно участвует в бизнес-процессах, как показывает опыт, переживают кризис легче, чем те, где он исполняет исключительно техническую работу. Они, помимо всего прочего, выбирают решения не по принципу «может пригодиться», а четко осознавая, как тот или иной компонент может им помочь. Не стоит также недооценивать роль обучения сотрудников — мы, несмотря на кризис, никогда на этом не экономим.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ