Торг не уместен

Как ранее уже писал «КС», в правительстве Новосибирской области продолжается работа над законопроектом, позволяющим выделять земельные участки без торгов под крупные инвестиционные объекты. На текущий момент претензии к документу предъявляет как министр юстиции региона, так и депутаты. Некоторые парламентарии видят в этом законе очередную попытку захвата региональными властями права распоряжаться земельными ресурсами города.

Напомним, что 23 ноября 2015 года вышло постановление правительства Новосибирской области об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие масштабных инвестиционных проектов условиям, предусмотренным региональным законом «Об установлении критериев, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, для реализации которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов». Также постановление содержало и изменение в закон «Об использовании земель на территории в Новосибирской области».

На тот момент в правительстве региона разработали порядок, согласно которому предприятия, реализующие крупные инвестиционные проекты, смогли бы получить площадку без аукциона. Также была создана и комиссия, призванная оценивать соответствие компании требованиям. Ее возглавил министр строительства Новосибирской области Сергей Боярский.

Среди требований к компаниям, претендующим на получение участка без торгов, значатся следующие: отсутствие процедуры банкротства юридического лица, неприостановление деятельности компании, отсутствие налоговых задолженностей и членства в списках недобросовестных поставщиков, стабильное финансовое положение, а также наличие подробной документации по реализуемому проекту, критерии оценки масштабности которого также прописаны в специальном законе.

Ранее подобную практику по выделению площадок без торгов под крупные инвестиционные проекты ввели в Челябинской области и Ханты-Мансийском автономном округе.

На сегодня в законопроект продолжают вносить изменения. В распоряжении «КС» имеется копия документа, содержащая поправки и замечания министерства юстиции. На текущий момент формулировка «масштабные инвестиционные проекты» заменена на «объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты для размещения (реализации)». Определились и с «размахом»: так, для города масштабным будет считаться проект, объем вложений в который составит более 500 млн руб., для Новосибирского района Новосибирской области — более 300 млн руб., прочей территории агломерации — более 250 млн руб., а для остальных муниципальных районов — более 50 млн руб.

Также для того, чтобы земельный участок был предоставлен в аренду без проведения торгов, масштабному инвестиционному проекту необходимо относиться к сфере образования,  здравоохранения, культуры, физкультуры, а размещение этих объектов предусмотрено государственной программой региона за счет внебюджетных источников.

Впрочем, как стало известно «КС», к проекту постановления появились претензии у заместителя председателя правительства, министра юстиции Новосибирской области Натальи Омелехиной. В частности, в заключении на законопроект (который также имеется в распоряжении «КС»), которое Наталья Омелехина направила заместителю председателя правительства, министру экономики региона Ольге Молчановой говорится, что документ противоречит Земельному кодексу РФ и областному закону о правовых актах. В частности, согласно правкам Натальи Омелехиной, в законопроекте указано, что участок без торгов может быть выделен, если он соответствует критериям, и его размещение предусмотрено областной государственной программой за счет внебюджетных источников, в то время как включение социально-культурного и объектов коммунально-бытового назначения в государственную программу проходит на других основаниях. «Определение параметров критериев должно исходить из экономической и инвестиционной составляющей», — указывает министр юстиции, таким образом, по ее словам, содержание законопроекта противоречит его концепции.

Также Наталья Омелехина рекомендовала рассмотреть вопрос о необходимости проведения оценки регулирующего воздействия документа. В существующем виде, по заключению министра юстиции, законопроект не может быть рассмотрен на заседании правительства и не может быть вынесен на рассмотрение законодательного собрания. По данным «КС», закон планируется вынести на рассмотрение депутатов Законодательного собрания в марте-апреле текущего года. В самом правительстве поправки к документу комментировать отказались на том основании, что речь о еще не существующем законе.

Сама инициатива у депутатов областного и городского парламентов, среди которых немало и застройщиков, вызвала неоднозначную оценку. Многие депутаты, опрошенные «КС», в принципе впервые услышали об этом документе.

В частности, спикер Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев сообщил, что не владеет информацией о подготовке данного законопроекта. «В случае если же земли в городе будут распределяться без торгов и без учета мнения городских властей, то это выглядит странно. Пока не могу более детально прокомментировать, так как необходимо изучить законопроект», — ответил Дмитрий Асанцев.

Член комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам ЗС Новосибирской области Олег Сметанин также отметил, что необходимо более детально ознакомиться с содержанием готовящегося закона, тем не менее он заметил, что к разработке подобной инициативы следует походить «комплексно и очень внимательно».

«Правильным решением» принятие данного законопроекта посчитал председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям ЗС Олег Подойма, отмечая, что при этом необходимо обеспечить публичное обсуждение при реализации масштабных проектов.

«Я вообще не вижу в этом никакой необходимости. У области есть полномочия в сфере медицины, и губернатор и так может распоряжаться тем, что есть, никто бы, в общем-то, не отказал. Поэтому смысл этого законопроекта мне не ясен. Вот такие законодательные инициативы, которые принимаются в кризисные времена, меня пугают, потому что не время сейчас землями распоряжаться», — в свою очередь считает депутат Совета депутатов Новосибирска, председатель совета директоров ГК «Стрижи» Вячеслав Илюхин. — Я подробно не изучал этот законопроект, но пока в первом приближении в принципе крамол не вижу, но с другой стороны, и особой необходимости тоже».

Также, по мнению депутата, в законопроекте необходимо предусмотреть ответственность в случае, если проект не будет реализован, а также механизм изъятия участка. «А если этого нет, то тогда и сам закон, мне кажется, принимать не стоит, потому что, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Будем уповать на то, что депутаты Законодательного собрания правильно разберутся в этом законе», — говорит Вячеслав Илюхин.

Еще более категоричным оказался член комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям ЗС Андрей Жирнов: «Не хотелось бы думать, что в этом случае некоторые областные руководители пытаются вернуть себе контроль над Новосибирском, потерянный ими в апреле 2014 года. Главное достояние города — это дорогая земля, куда стремятся инвесторы, и, по-видимому, кому-то не хватает простора в области, хочется еще больше. Как известно, это уже не первая попытка, но я надеюсь, что правительству Новосибирской области хватит здравомыслия не покушаться на полномочия городских властей».

«Я первый раз слышу об этом законопроекте, но если он предполагает привлечение инвестиций, то такие проекты мы должны поддерживать как на законодательном, так и на исполнительном уровнях. Что же касается участия субъекта Федерации в распоряжении землями, то законодательно он наделен такими полномочиями. Несмотря на то что я противник централизации власти, но в случае перспективы реализации крупных инвестиционных проектов инвесторам необходимо создавать благоприятные условия», — уверен председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Майис Мамедов.

«У каждого субъекта есть право брать на себя ряд полномочий», — соглашается Олег Сметанин. — Другой вопрос насколько эффективно это будет реализовано, главное, чтобы не использовались коррупционные схемы».

Пока что лазейки для реализации коррупционных схем в законопроекте есть. «Министр юстиции достаточно подробно указала на правовые и технические огрехи законопроекта», — соглашается с заключениями Минюста директор юридической компании «Финправ» Вадим Бадмаев. Юрист также констатирует «разбавление» существующих достаточно четких критериев абстрактными понятиями, а не «конкретными переменными». «Кроме того, отнесение инвестиционного проекта по формальному признаку — включению в программу — может открыть путь для получения земли без торгов без объективной оценки инвестиционного проекта по соответствующим экономическим и инвестиционным показателям и возможности последующего контроля использования земли», — указывает Вадим Бадмаев. Кроме того, по его словам, внесение изменений может  снизить прозрачность регулирования.

В мэрии Новосибирска в свою очередь появление рассматриваемого законопроекта о выделении земельных участков без торгов под крупные инвестиционные объекты пока воспринимают спокойно. Так, в главном управления архитектуры и градостроительства мэрии корреспонденту «КС» ответили, что необходимость принятия закона об установлении критериев масштабных инвестиционных проектов прямо отражена в п. 3 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.

«Рассматриваемый закон предоставляет возможность высшему должностному лицу Новосибирской области принимать решение о возможности предоставления земельных участков без проведения торгов юридическим лицам в целях размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации крупных инвестиционных проектов. При этом полномочия по непосредственному предоставлению земельных участков для вышеуказанных целей сохраняется у органа местного самоуправления», — подчеркивают в главном управления архитектуры и градостроительства.

Кроме того, в управлении отмечают, что в настоящее время действующая редакция рассматриваемого закона уже обеспечивает возможность разрешения ситуаций по восстановлению нарушенных прав участников долевого строительства посредством предоставления земельных участков организациям, достраивающим проблемные объекты.

Также в мэрии говорят, что при выборе инвестора, реализующего масштабный проект, основная роль при проведении такого конкурса должна отводиться непосредственно муниципалитетам, на территории которых предусматривается реализация крупного инвестиционного проекта. «В таком случае баланс интересов инвесторов, местного населения и государственной власти будет соблюден, и градостроительная политика, которую в соответствии с законом на территории города Новосибирска реализует мэрия, не пострадает», — надеются в муниципалитете.

Как известно, в Новосибирской области уже есть масштабный инвестиционный проект, который как раз дожидается вступления в силу данного закона. Речь идет о медицинском парке «Зеленая Долина», который планируется построить рядом с научно-исследовательского институтом им. Мешалкина в Новосибирске на участке в 3,6 га. Он может оказаться одним из первых проектов, в рамках реализации которого землю под застройку отдадут без торгов. Напомним, что об этом в ходе выездного заседания комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения регионального Законодательного собрания сообщил директор научно-исследовательского института им. академика Мешалкина Александр Караськов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ