Бородатый бизнес

Первый барбершоп открылся в Новосибирске в октябре 2013 года, на сегодняшний день в городе насчитывается уже порядка восьми мужских парикмахерских, где можно не только подстричься, оформить бороду и усы, но также посмотреть телевизор, полистать журнал, выпить кофе или что-то «погорячее». По словам владельцев барбершопов, рассматриваемый рынок в Новосибирске еще далек от насыщения — к примеру, пока нет ни одного салона на левом берегу. Сколько вложений требует открытие собственного барбершопа, почему туда не пускают женщин и действительно ли это пространство, где «можно почувствовать себя настоящим мужиком», — выяснял корреспондент «КС».

Барбершопы продолжают открываться в Новосибирске, несмотря на экономическую ситуацию. В конце января на улице Советской было запущено еще одно заведение этого формата — Kontora по франшизе одноименной сети из Екатеринбурга. Как отметил арт-директор Kontora в Новосибирске Александр Прошунин, на текущий момент сеть представлена в Екатеринбурге, Челябинске, готовится к открытию Москва.

Виталий Красильников
Виталий Красильников

Kontora стала восьмой исключительно мужской парикмахерской в Новосибирске. Сегодня в городе уже работают такие барбершопы, как Chop-Chop, TRUE, «Лесоруб» (имеет две точки, одну из них — в Академгородке), CutMan, TopGun, Firma. «Наибольшая часть барбершопов в городе открылась в 2015 году. Опережают Новосибирск по развитию сегодня, пожалуй, только Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург», — считает владелец барбершопа Firma в Новосибирске Виталий Красильников.

Соотношение барбершопов, открытых по франшизе, и локальных с собственным брендом в Новосибирске практически одинаково: по франшизе работают Firma, Chop-Chop, Kontora, TopGun, новосибирские проекты — True, «Лесоруб», CutMan.

«На текущий момент в России в целом насчитывается не более 250 классических барбершопов, — говорит финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — Объем этого рынка оценивается в сумму порядка 3–3,5 млрд рублей. Примерно 50% рынка приходится на Москву и Петербург. Остальное — на регионы. Наиболее известные сети — Chop-Chop, «Усачи», Boy Cut».

 «Хотелось сломать стереотипы…»

Алексей Крюков
Алексей Крюков

«Все произошло очень быстро. Мы какое-то время наблюдали за стремительным развитием Chop-Chop в Москве, а когда родилась идея открыть его в Новосибирске, действовать нужно было очень быстро, так как желающих на эту франшизу было достаточно, — рассказывает историю запуска в Новосибирске барбершопа Chop-Chop его совладелец Алексей Крюков. — Почему именно этот бизнес? Тут все элементарно — просто негде было подстричься. Я утрирую, конечно… Хотелось привнести в город что-то новое, поменять в лучшую сторону культуру парикмахерских и немного поломать стереотипы мужского населения, привыкшего стричься, слушая сплетни от укутанных в бигуди барышень в соседних креслах».

Chop-Chop начал работу в Новосибирске еще в 2013 году и окупился, по словам Алексея Крюкова, достаточно быстро. Основная же масса барбершопов открылась совсем недавно — в 2015 году. «В прошлом году я участвовал в запуске сети Like Bro — это 14 заведений по России, для этого проработал тему и проанализировал рынок, и сам, разумеется, увидел, что в Новосибирске и Челябинске из всех городов-милионников наименьшее количество барбершопов. А рынок этот, безусловно, является растущим. Так возникла идея создания собственного проекта, — говорит собственник барбершопа CutMan, предприниматель Александр Долгов. — Опыт был. Стартовали в октябре. Сейчас ищем место для второго заведения».

Александр Долгов
Александр Долгов

Вложения в проект Александр Долгов оценивает в сумму 850 тыс. рублей, окупить их планирует в течение 6–8 месяцев. «Очень долго думали над концепцией, нашей задачей было придумать пространство, в котором будет много handmade-вещей и интересных находок. К тому же изначально мы взяли помещение больше, чем нужно и сделали в нем комплексный ремонт, поэтому по факту рабочая область обошлась существенно дешевле», — добавляет Долгов.

Чуть позже, в декабре 2015 года, на новосибирский рынок вышел еще один франшизный проект — Firma. На текущий момент он имеет самую разветвленную сеть в Сибири: помимо Новосибирска, Firma также представлена в Кемерове, Красноярске, Тюмени, Чите. Согласно информации компании, объем инвестиций в открытие составляет от 800 тыс. рублей: 250 тыс. рублей — паушальный взнос, от 550 тыс. рублей — аренда, ремонт, оборудование. Площадь новосибирского барбершопа Firma — порядка 70 кв. метров, в салоне работают три мастера. Чтобы барбершоп действительно был рентабельным, в среднем, по оценкам Виталия Красильникова, один мастер должен стричь и брить от шести мужчин в день.

Барбершоп — мужское пространство

«По моим наблюдениям, тренд на ношение бороды пришел в Россию примерно 3–4 года назад. А растет она, естественно, не так красиво и ровно, как на картинке — так рынок когда-то популярных мужских цирюлен вновь обрел свою популярность», — рассказывает Виталий Красильников. Культура барбершопов уходит корнями в историю США: поначалу в них можно было не только подстричься, но и купить еду и вино, а во время войны — получить помощь доктора. В середине 50-х барбершопы становятся чем-то вроде клуба по интересам для джентльменов, где можно выкурить сигару, выпить и пообщаться.

С тех пор традиции остаются незыблемыми. К примеру, та же Firma, помимо рабочих мест барберов, включает довольно большую зону «чилаут», в которой можно посмотреть телевизор, полистать журнал, выпить кофе или что-то «погорячее».

«Пиво, виски, соки и газировка — это нормально: барбершоп — мужское пространство. Казусных случаев при этом не возникает. Лишь один-единственный раз у нас клиент выпил целую бутылку виски, но это скорее исключение из правил», — смеется Красильников.

Интерьер барбершопа Kontora в Новосибирске
Интерьер барбершопа Kontora в Новосибирске

Основная часть посетителей барбершопов, по оценкам их владельцев, — это мужчины в возрасте 30–35 лет со средним и высоким достатком. «Тем не менее им может быть как бизнесмен или банковский служащий, так и студент, бармен или диджей. Все больше клиентов предпочитают качественные классические стрижки. А этот выбор никак не ограничивается ни возрастными, ни социальными, ни какими-либо другими рамками. Наши клиенты в первую очередь люди, которым небезразличен свой внешний вид, а соответственно, и экономить на этом они начнут только уже совсем в безвыходном финансовом положении», — рассуждает Алексей Крюков.

Сегодня цены на стрижку в новосибирских барбершопах варьируются от 900 до 1500 рублей, оформление усов и бороды — 400–600 рублей. «Действительно, средний чек в регионах составляет в среднем по рынку 1000–1500 рублей, в Москве и Петербурге доходит до 2000 рублей. Очевидно, что это скорее соответствует высокому ценовому сегменту. По моим оценкам, на высокий ценовой сегмент сейчас ориентируются до 70% барбершопов», — подчеркивает Тимур Нигматуллин.

По структуре клиентов порядка 70–80% посетителей барбершопов приходят на стрижку и 20–30% — на оформление бороды. По наблюдениям Алексея Крюкова, за 2014 год всего 20% от всех клиентов Chop-Chop приходили именно стричь бороду. Но в связи с постепенным увеличением количества бородачей в 2015 году этот показатель составил уже около 30%.

Мастера за работой в барбершопе CutMan
Мастера за работой в барбершопе CutMan

«Мужчин с бородой в последние два года в Новосибирске на самом деле стало заметно больше. Могу сказать, что сибирские парни более брутальны: предпочитают естественный стиль, в Турции же, к примеру, нередко бороды оформляют в виде рисунков, украшают орнаментами», — рассказывает Виталий Красильников. Обновлять форму бороды Виталий рекомендует 2–3 раза в месяц.

Из других особенностей — чаще стали оформлять усы, некоторые мужчины специально спрашивают воск, чтобы «подкручивать» их. Но пока таких клиентов, по словам участников рынка, единицы.

С «согревающим» эффектом

В барбершопах сегодня по большей части представлены отечественные бренды средств по уходу за бородой и усами: «Это дешевле, и проще решается вопрос логистики», — отмечает основатель Российского сообщества бородачей, сооснователь проекта Borodatyh.net Илья Глебов.

Популярные марки «бородатой» косметики — Borodist, «Триус», Hi-Ho, Men & Beard, Vlad Waxula и еще ряд совсем небольших. Самая крупная и известная на текущий момент — Borodist. Производство бренда расположено в Санкт-Петербурге. Как рассказали «КС» его основатели Давид Шевченко и Илья Есенников, на данный момент максимальный возможный выпуск продукции в месяц превышает несколько тысяч единиц.

«Наиболее популярный продукт, который заказывают в Сибирь как частные клиенты, так и наши партнеры, это масло для бороды с экстрактом перца «Borodist: Warming» — и скорее не потому, что бороды у сибиряков плохо растут и им необходима стимуляция роста натуральными компонентами, а просто масло само по себе имеет согревающий эффект», — говорят представители бренда.

Барбершоп FirmaВсе российские марки производят косметику относительно небольшими партиями. «Например, бывают случаи, когда перед праздниками раскупается вообще весь ассортимент. Насколько нам известно, в профессиональных косметических лабораториях косметика не производится ни у одного из брендов. Чаще всего она готовится в домашних условиях, это так называемый хендмейд, — объясняет Илья Глебов. — Тем не менее в некоторых барбершопах есть и профессиональные средства британских и американских брендов, но поставки этой косметики, как правило, несистематичны».

Еще один необходимый элемент для успешного функционирования барбершопа — подготовленные кадры. И с ними, естественно, не самая простая ситуация на новосибирском рынке. «Если на Руси профессия брадобрея была весьма распространена, то в России, наоборот, ее популярность сошла на нет. Тем не менее постепенно она возрождается. В Firma есть как приезжие барберы, так и русские ребята. В частности, один мастер из Турции, где большинство мужчин традиционно носят бороды. В наших планах в перспективе также взять в штат леди-барбер. Почему? Многим мужчинам нравится, когда их бреет или стрижет девушка», — улыбается Красильников.

Рынок еще далек от насыщения

Востребованность барбершопов сами участники рынка объясняют высоким уровнем сервиса и качеством предоставления услуг. «В России мало мест, где можно получить хорошее обслуживание. «Качество и сервис» — формула, которая всегда работает, — говорит Александр Долгов. — Я уверен, что есть в небольших парикмахерских салонах мастера, которые могут дать сопоставимое качество, но сервиса там нет. Ведь то же картофельное пюре в столовой и в ресторане может отличаться по стоимости в 10 раз. Картошка та же. А атмосфера? Тарелка? Интерьер? За это ты платишь. Здесь тот же принцип».

Добавляет к этому «особую» атмосферу Алексей Крюков: «Мне, например, всегда было некомфортно стричься в женских салонах. А обычные парикмахерские, как ни крути, это именно женские салоны, и стригут в них хорошо только женщин. А в барбершопах и качество стрижки соответствующее, и общение, и атмосфера некоего мужского клуба, где и выпить можно, и в приставку поиграть. Не хватало нам этого!».

Барбершоп Chop-ChopСвой барбершоп Александр Долгов планирует в ближайшее время превратить в сеть: «Сейчас все еще нет ни одного заведения на левом берегу Новосибирска. У нас в планах открыться там, вопрос в поиске места. Рынок по факту еще не сформирован, и к нам приходят те клиенты, которые еще ни разу не пользовались услугами барбершопов».

Позитивно оценивает перспективы рассматриваемого рынка и Александр Прошунин: «Это возрождение некогда очень популярной культуры. Всегда приятно почувствовать себя настоящим мужиком, а барбершопы дают именно такую возможность».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ