Ничего революционного

В Новосибирской области будет пересмотрен вопрос отмены прямых выборов глав ряда муниципальных образований. Но это не значит, что депутаты всех территорий, у которых появится такая возможность, поддержат эту инициативу.

Правительство Новосибирской области передало в региональное заксобрание проект, позволяющий пересмотреть решение, принятое в апреле 2015 года. Напомним, что тогда в большинстве муниципальных образований Новосибирской области, за исключением Новосибирска и наукограда Кольцово, были отменены прямые выборы глав населенных пунктов. Тот закон прошел, благодаря парламентскому большинству «Единой России» — члены фракции консолидировано голосовали «за». В декабре 2015 года Конституционный суд РФ рекомендовал дать возможность территориям самим определять способ наделения глав полномочиями.

Представители оппозиции с энтузиазмом встретили подготовленный законопроект, который поступил в заксобрание 3 февраля 2016. Правда, депутаты признались, что его не видели, обсуждение в комитетах еще только предстоит. Собеседники «КС», не входящие в ЕР, позитивно оценивают сам факт внесения инициативы.

Первый вице-губернатор Новосибирской области Юрий Петухов созвал новосибирских журналистов на брифинг 4 февраля, чтобы сказать, в первую очередь, о том, что «ничего революционного законопроект не несет». Инициатива не предполагает, что прямые выборы через волеизъявление граждан, вернутся, например, в Бердск, где главу в ноябре прошлого года выбрали местные депутаты из числа кандидатов, предварительно отобранных конкурсной комиссией. Конкурсный отбор пройдет и мэр Искитима, чьи полномочия мэра истекают в 2016 году. Законопроект, внесенный в законодательное собрание, дает возможность допустить жителей к голосованию за глав городских и сельских поселений. Но инициатива не касается выборов глав муниципальных образований, наделенных статусом городского или сельского поселения (например, Бердска, Искитима и др.), также как и глав районов Новосибирской области.

«Проект закона предполагает, что главы городских и сельских поселений могут быть выбраны одним из трех вариантов: прямые выборы, из числа депутатов представительного органа и по конкурсу. Если муниципалитеты, городские и сельские поселения, посчитают нужным изменить способ избрания, то внесут соответствующие положения в устав», — пояснил первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов.

Коммунисты выступали против отмены прямых выборов глав муниципальных образований в 2015 году. Заместитель руководителя фракции КПРФ в областном парламенте Вадим Агеенко констатирует, что больших перемен инициатива по пересмотру прошлогоднего решения может не принести. Но, возможно, снизит градус напряжения в некоторых сельских поселениях, связанный с отменой прямых выборов руководителей территории. «Не хотят власти полностью возвращать прямое голосование — речь идет только о небольших городах, поселениях, в которых живет по пятьсот или тысяче человек. Тем не менее, я поддерживаю саму инициативу по определению. Не важно, каких городов она коснется, важен сам факт — хоть как-то восстанавливается форма, направленная на поддержку местного самоуправления. Право выбирать руководителя — его основополагающий принцип», — считает Вадим Агеенко.

С ним солидарен и член бюро совета регионального отделения «Справедливой России», заместитель председателя комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению заксобрания Новосибирской области Игорь Умербаев. Он напоминает, что его фракция тоже выступала против отмены выборов глав территорий. Для него пересмотр решения не был неожиданным. «Происходит то, чего я и ожидал. Я даже не думал, что к этому вопросу придется вернуться так скоро — менее, чем через год. Конституционный суд ускорил процесс», — говорит Игорь Умербаев.

Он позитивно оценивает законопроект с политической точки зрения. При этом допускает, что после того, как закон будет принят, способ наделения полномочий глав муниципальных образований может остаться прежним. Законопроект не обязывает территории возвращать прямые выборы, а лишь дает такую возможность. Депутаты некоторых поселений, вероятно, не преминут ей воспользоваться, не факт, что таких будет большинство.

«Вполне допускаю, что ничего не произойдет и прямых выборов не станет намного больше. К вопросу подключится власть, будут проводиться различные консультации — известная история. Дело не только в способе участия граждан в избрании главы территории, необходимо менять систему организации финансирования сельских поселений. Наличие или отсутствие прямых выборов играет роль только тогда, когда существует не только идея развития местного самоуправления, но и есть средства, позволяющие ее поддерживать. Корень проблемы — в финансировании», — Игорь Умербаев отмечает, что муниципальные образования являются дотационными.

Член фракции ЕР в областном парламенте Сергей Титков заметил, что законопроект, который внесен в заксобрание, дает возможность изменить форму наделения полномочиями, например, главу Барабинска. В прошлом году решение областных депутатов об отмене прямых выборов руководителей территорий вызвало в этом городе акции протеста. «Теперь появится возможность пересмотреть устав — есть три варианта наделения главы полномочиями. Но стоит ли думать, что непременно все изменится? И до апреля прошлого года главу Барабинска напрямую не выбирали», — замечает Сергей Титков. Несколько лет городом руководит назначаемый сити-менеджер.

«Теперь есть возможность настоять на прямых выборах и я, например, буду поддерживать именно эту форму. Посмотрим, что депутаты решат», — говорит Сергей Титков.

Министр региональной политики Новосибирской области Михаил Жиганов отмечает, что  одним из положительных моментов проведения конкурса при избрании главы той или иной территории является «минимальная финансовая нагрузка на бюджеты муниципальных образований, чего нельзя сказать о проведении прямых выборов». «На мой взгляд, практика реализации закона показала, что опасения, широко обсуждаемые в различных общественных группах и форматах, были преждевременными», — подчеркнул Михаил Жиганов.

Руководитель группы ЛДПР в законодательном собрании Новосибирской области Владислав Савельев также напоминает, что его коллеги по фракции были против отмены прямых выборов глав территорий в 2015 году. Сторонники этого решения в числе аргументов называли в том числе и экономические причины. «Это важный вопрос, к нему нужно возвращаться. Но хочется задать вопрос, какова цена пересмотра законопроекта? Не так сложно посчитать убытки от лишних действий, некачественных проектов. Представляете, сколько сейчас работы предстоит — юридическая оценка, создание специальных групп, работа заксобрания, затем проект будет сброшен в муниципалитеты. Может потраченных на все это денег не хватает сельским поселениям», — констатирует Владислав Савельев.

Михаил Жиганов пояснил корреспонденту «КС», что в 2015  году на территории Новосибирской области 344 главы муниципальных образований были избраны из числа кандидатов, представленных конкурсными комиссиями. В их числе мэр Бердска, 21 глава муниципальных районов, 18 глав городских поселений и 304 главы сельских поселений. «Несмотря на то, что участие в конкурсах по отбору глав было массовым (в некоторых муниципальных образованиях число кандидатов доходило до 15 человек).

Законопроект, определяющий возможность пересмотра формы наделения полномочиями  руководителей поселений, может быть рассмотрен в первом чтении уже на февральской сессии заксобрания Новосибирской области.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ