«Не решает проблем, но добавляет новых»

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), контролирующая оборот алкогольной продукции, не потребовала от предпринимателей существенных расходов, преувеличенным оказалось и представление о ее разрушающем воздействии на бизнес. Массового закрытия торговых точек и мест общепита эксперты не ожидают. Но, по словам предпринимателей, проблем хватает: возникли задержки поставок, а также требуют решения технические недоработки.

С 1 января сведения в систему контроля за алкоголем ЕГАИС начали вносить оптовые организации, розничные организации должны подключиться с 1 июля.

По замыслу законодателей, ЕГАИС со временем должна заменить декларирование. Согласно внесенным поправкам в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции», с 1 января 2016 года розничные магазины на территории России должны будут передавать информацию в ЕГАИС о закупках любого алкоголя, включая пиво, а с 1 июля 2016 года — еще и о розничных продажах, но уже исключая пиво. Фиксировать в ЕГАИС только закупки алкоголя нужно и предприятиям общественного питания.

На текущий момент от подключения к ЕГАИС освобождены производители пива, пивных напитков (ksonline.ru/183060/menshe-peny), сидра, пуаре и медовухи объемом не более 300 тыс. декалитров в год, а также производителям вина и шампанского из собственного винограда.

В том случае, если розничная точка не подключилась к ЕГАИС до 1 января 2016 года, легально принимать алкоголь предприятие не сможет. За это предусмотрен штраф в размере 150–200 тыс. руб. Такой же штраф будет действовать с 1 июля 2016 года при розничных продажах алкоголя без печати чека с QR-кодом.

По данным Росалкогольрегулирования, к 15 января к системе ЕГАИС подключено 1410, или 98% оптовых организаций со всей России, осуществляющих деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции. По состоянию на 19 января в фиксации данных по причине ошибок или некорректного ввода информации отправителем отказано в 471 тыс. случаев.

Перед новым годом бизнесмены и прежде всего рестораторы были обеспокоены введением этой новации. «Накануне внедрения ЕГАИС действительно было много разговоров, проводилось много встреч. Этот вопрос в том числе обсуждался и с министром торговли на конференции уполномоченных по правам предпринимателей в Москве», — подтвердил в беседе с корреспондентом «КС» уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области Виктор Вязовых.

«КС» решил выяснить, во сколько обходится установка ЕГАИС, препятствует ли система привычным бизнес-процессам или, напротив, упрощает их.

Обойдется

Всего по неофициальным данным, к системе в Сибирском федеральном округе подключено около 60% всех предприятий. В Новосибирской области, как рассказал «Континенту Сибирь» министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Николай Симонов на 31 декабря 2015 года на территории Новосибирской области 1028 организаций имеют лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, которые дают право торговли данной продукцией на 5054 торговых точках. В соответствии с законодательством все указанные торговые точки должны быть подключены к ЕГАИС с 1 января 2016 года. В настоящее время к единой системе подключено около 50% торговых точек, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции на территории Новосибирской области.

Из 3840 торговых объектов, в которых организации и индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, 950 подключились к ЕГАИС, сообщил Николай Симонов.

Корреспондент «КС» встретился с представителями ритейла и рестораторами. Изначально представители бизнеса были обеспокоены высокими затратами, которые придется понести при подключении к системе.

«Затраты — до 20 тысяч рублей. В эту стоимость входят мини-компьютер, джет-карта, настройка», — перечисляет составляющие «пакета» управляющий комплексом «Гуси-Кукуруза-Теплица» Сергей Цуркан. На тысячу дороже обошлось подключение винному бару Ruby. Столько же заплатил ресторатор, владелец винного бара «Хороший год» Ян Скопин. «Но это только за одно обособленное подразделение, а у нас этих подразделений четыре», — уточняет собеседник «КС». Ресторану Red House подключение к контролирующей системе обошлось в 22–23 тыс. рублей с учетом годового обслуживания, по оценке совладельца и управляющего рестораном Red House Сергея Лунева.

А вот в компании «Холидей» четкого ответа на вопрос о стоимости подключения дать не смогли, так как, по словам директора по маркетингу сети супермаркетов «Холидей Классик» Артема Нонки, ритейлер самостоятельно разработал систему интеграции с ЕГАИС и не пользовался готовыми «коробочными» решениями.

«Установка системы стоит 21–24 тысячи рублей в том случае, если нет необходимости покупать компьютер, который в среднем обходится в 27 тысяч рублей, так же и с программой «1С». Для тех магазинов, где уже установлена современная система учета, особой проблемы при установке ЕГАИС не возникнет, а вот для мелких торговых точек, где учет ведется вручную, сумма подключения может достичь и 60 тысяч рублей. Кроме того, придется обучить персонал», — отмечает Виктор Вязовых.

Что же касается увеличения численности персонала для поддержания системы, то принять нового сотрудника планируют только в «Холидее». «На текущий момент все работы с ЕГАИС проводятся существующим штатом сотрудников. В дальнейшем планируется введение одной единицы в штат, которая будет заниматься сопровождением системы ЕГАИС и решением возникающих проблем», — поясняет руководитель группы разработки корпоративных систем сети супермаркетов «Холидей классик» Игорь Цильковский.

По техническим причинам

Учитывая, что времени с момента запуска системы прошло совсем немного, некоторые из собеседников уже успели столкнуться с недоработками. Стоит отметить, что ресторанам до 1 июля 2016 года необходимо только принимать товар, отпускать продукцию предприятия общепита начнут после этой даты. «Непонятно, как с 1 июля будет учитываться отпуск товара из ресторана, когда бутылка продается по порциям в течение определенного времени, например, дня, недели и более», — задается вопросом Сергей Лунев.

«Итоговые требования к функционированию системы ЕГАИС, которые были сформулированы к моменту запуска системы, в некоторых аспектах, по нашему мнению, проработаны слабо. У участников рынка возникает много вопросов и предложений по дополнению, улучшению, модификации функционала ЕГАИС. Хочется надеяться, что замечания, высказываемые участниками рынка, будут проанализированы и учтены разработчиками ЕГАИС в последующих обновлениях системы», — высказывают пожелание в «Холидее».

В винном баре Ruby система заработала с 1 января. «Но внедрение происходило в большой спешке и на нервах, так как завод не успевал произвести необходимое оборудование, а компания, отвечающая за автоматизацию, соответственно, не успевала произвести все необходимые настройки, — поделился опытом генеральный директор Ruby Александр Брагин. — Вопросы возникают почти каждый день, и основная причина в плохой налаженности самой системы. Надеемся, что это ненадолго».

Не оказалось претензий к системе у Яна Скопина, к моменту написания материала ресторатору удалось подтвердить в системе факт получения товара от поставщика. «Все работает в штатном режиме. Компания, поддерживающая функционирование системы, предупредила, что могут быть небольшие перебои, но они их контролируют и быстро смогут исправить. Мы пока с подобным не столкнулись, прошло мало времени, — комментирует собеседник «КС». — Вопросов не возникает, все понятно и весьма прозрачно. Система позволяет подтверждать факт получения товара даже через смартфон».

«Единственное — в случае сбоев в системе могут возникнуть проблемы на стороне оптовых поставщиков, так как у них не будет подтверждения, и, возможно, на моменте сопоставления данных, которые мы подаем в ежеквартальных декларациях», — предполагает владелец винного бара «Хороший год». «В качестве одной из сложностей использования можно назвать зависимость поставок алкоголя от наличия интернет-соединения с получателем и работоспособности его оборудования для связи с ЕГАИС. В случае технических проблем и отсутствия связи, а для магазинов в отдаленных районах это бывает актуально, поставка алкогольной продукции может оказаться невозможной», — замечает директор по маркетингу сети супермаркетов «Холидей Классик» Артем Нонка.

«Компания МЕТРО Кэш энд Керри безусловно внедрила ЕГАИС в те сроки, которые были оговорены законодательством, и с 1 января 2016 года оборот алкогольной продукции в нашей сети происходит с учетом полноценной работы ЕГАИС. Система тестировалась в течение нескольких месяцев перед началом ее работы (практически всю вторую половину 2015 года), персонал прошел необходимое обучение, дополнительно штат в этой связи нам расширять не пришлось. Приемка алкоголя осуществляется в нормальном режиме — да, иногда система работает медленнее, чем требуется, но в целом система работает без сбоев. Внедрение ЕГАИС потребовало определённых временных и трудовых затрат, но не отразилось на нормальной работе нашей сети в части оборота алкогольной продукции», – сообщила руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям МЕТРО Кэш энд Керри Россия Оксана Токарева.

Тем не менее о промежуточном результате внедрения ЕГАИС говорить уже можно — это задержки поставок алкогольной продукции. «У большинства поставщиков происходят задержки. Часть ассортимента могут отгружать, часть нет. В том числе есть задержки и с поставками пива, которое тоже теперь попадает под учет в ЕГАИС», — рассказывает совладелец и управляющий рестораном Red House. В «Холидее» долю задержек в общем объеме оценивают до 5–7%. «Чаще всего это связано с неверным оформлением поставщиками документов. Проблемы обычно решаются в течение нескольких часов», — говорит Артем Нонка.

В свою очередь бизнес-омбудсмен говорит, что в Новосибирской области подобные случаи массового характера не носят. С такими жалобами к Виктору Вязовых никто не обращался.

Положительно оценили старт ЕГАИС и в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). «Компании — члены АКОРТ подтверждают наличие некритичных проблем в работе системы ЕГАИС, таких как периодическое «зависание» и «медленная работа», которые не повлияли на наличие товаров на полках. В начале года некоторые процессы ввода в систему данных для учета заказанной алкогольной продукции приходилось частично производить в ручном режиме. Запуск ЕГАИС в эксплуатацию не создал кризисной ситуации, так как крупные федеральные сети заблаговременно подготовились к запуску системы. Некоторые ритейлеры принимали участие в пилотном проекте по эксплуатации системы задолго до ее официального запуска 1 января 2016 года», — ответила «КС» директор по внешним связям АКОРТ Ксения Бурданова.

Зачем?

Говоря об эффективности новации, большинство опрошенных «КС» бизнесменов все-таки сомневаются в способности ЕГАИС вытеснить контрафактную алкогольную продукцию с полок магазинов и из запасов рестораторов.

«Основная цель введения ЕГАИС — исключить оборот контрафактной продукции. Но, например, мы и так сдаем ежеквартально алкогольную декларацию, да и алкогольную лицензию получали не просто так. Получается, что пока эта система работает против тех, кто работает легально с легальной продукцией. Какими бы маленькими или большими не были бы расходы заведений для перехода на ЕГАИС — это все равно расходы. Плюс дополнительные часы работы для бухгалтерии, бар-менеджеров, сомелье и других сотрудников. Пока есть понимание, что ЕГАИС в том виде, в котором эта система существует на данный момент, не решает ни одной проблемы, но добавляет новых», — рассуждает Александр Брагин.

Об отсутствии пользы для ресторанного бизнеса говорит и Сергей Лунев: «Считаю, что подавляющее большинство игроков этого рынка и до этого покупали и покупают легальный продукт у легальных оптовых поставщиков. Система будет контролировать законно произведенную продукцию до конечной точки ее законной реализации. Незаконно произведенный алкоголь, как мне кажется, как шел по левым теневым каналам, так и будет идти. Каким образом ЕГАИС поможет искоренить бутлегеров — мне непонятно», — недоумевает ресторатор.

Впрочем, по мнению ритейлеров, польза от системы все-таки есть. «Одним из основных преимуществ, возникающих при использовании ЕГАИС, является то, что поставщик не сможет поставить нам нелегальную алкогольную продукцию; весь путь перемещения алкогольной продукции от производителя или импортера до конечного потребителя полностью контролируется», — говорит Артем Нонка.

Бизнес-омбудсмен соглашается с опасениями предпринимателей относительно обеспечения бесперебойного интернет-соединения, но считает, что существенным образом это нововведение на бизнес не повлияет: «Постепенно эта новация приживается, действительно, до сих пор существуют опасения относительно бесперебойной работы ЕГАИС, и перебои, в том числе и с энергообеспечением, случаться будут. Может быть, это и не самое приятное нововведение, но бизнес привыкает. Сокращения рынка ритейла мы не ожидаем. В данном случае на это могут больше повлиять бизнес-модель организации и сокращение покупательского спроса», — резюмирует Виктор Вязовых.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ