Банк «Левобережный» — 25 лет успешного развития

Банк «Левобережный» — один из немногих новосибирских банков, который не только удержал позиции на рынке, но и успешно конкурирует с федеральными игроками. В 2016 году «Левобережный» отмечает 25-летний юбилей. О ключевых вехах в развитии банка и направлениях его дальнейшего развития в интервью «КС» рассказали президент банка НАДЕЖДА ИВАЩЕНКО и генеральный директор ВЛАДИМИР ШАПОРЕНКО.

— Банку «Левобережный» уже 25 лет. Но начал он работу в девяностые — не самое простое время для нашей страны. Расскажите, с чего все начиналось?

Надежда Иващенко: — 4 января 1989 года областное управление Жилсоцбанка издало приказ о создании своего отделения на левом берегу Новосибирска, специализирующегося на обслуживании торговых и транспортных предприятий, а также структур по бытовому обслуживанию населения и производства ТНП левобережья. Тогда во вновь созданное Левобережное отделение Жилсоцбанка было передано 280 отраслевых структур. Планировалось, что в нем будет работать 34 банковских специалиста. Отделение расположилось в Ленинском районе Новосибирска по адресу: Титова, 44. Так и началась история банка «Левобережный».

Конец 80-х — начало 90-х действительно было сложным временем для ведения бизнеса, тем более для финансовых организаций: велась реформа и становление банковской системы. Нормативная и законодательная база регулирования деятельности банков только формировались. Многое делалось буквально с нуля: мы были вынуждены сами разрабатывать нормативы и правила, методики оценки хозяйственно-финансовой деятельности клиентов и рисков невозврата предоставленных заемных средств, самостоятельно определяли процентные ставки.

По нынешним меркам ставки в те времена были космическими — кредиты выдавали под 150–260% годовых и максимум на полгода. Но люди все равно брали займы и возвращали.

Кстати, многие из наших первых клиентов до сих пор работают на рынке, а некоторые из частных предпринимателей выросли в крупные холдинги федерального масштаба. В то время кредиты брали в основном на торговлю. На заемные средства клиенты закупали бытовую технику, одежду, обувь, машины, кто-то на волне приватизации выкупал помещения. Займы брали и на создание заведений общепита — там деньги быстро оборачивались.

— Кто стал самым первым клиентом банка?

Н. И.: — Первыми организациями, пришедшими на обслуживание в наш банк, были клиенты Жилцосбанка. Например, ГУМ «Россия», «Хозмебельторг», «Текстильшвейобувьторг», продторги и автопредприятия левобережья, заводы «Дормаш», «Авторемонт», завод металлоизделий и завод металлоконструкций, химчистка «Чайка» и другие.

— Какими были основные этапы в истории становления и развития Банка «Левобережный»?

Н. И.: — Я бы выделила несколько ключевых вех. В декабре 1990 года пять клиентов банка — «Хозмебельторг», «Текстильторг», фирма «Березка», МНТК «Микрохирургия глаза» и НЭТИ — своими фондами экономического стимулирования обеспечили банку создание уставного капитала. 17 января 1991 года государственный банк СССР зарегистрировал устав ООО «Коммерческий банк «Левобережный», и с этого момента банк стал самостоятельным коммерческим кредитным учреждением.

1993 год: тогда на федеральном уровне было решено создать в стране сети социальных банков. Предполагалось, что они будут обслуживать счета Пенсионного фонда на территории субъектов Федерации, а неснижаемый остаток средств смогут использовать для поддержки и стимулирования экономики страны. И мы вошли в эту систему, что стало значимым шагом для дальнейшего развития банка. В августе 1993 года председателем совета директоров банка стал управляющий Пенсионного фонда Новосибирской области Николай Андреевич Титенко. В уставный капитал вошли средства пенсионных фондов Алтайского края, Кемеровской и Томской областей. В наименовании нашего банка появилось очень значимое для нас слово «социальный» — Новосибирский социальный коммерческий банк «Левобережный». Счета Пенсионного фонда находились в нашем банке до 2004 года, а потом были централизованно переведены в РКЦ, а доли в уставном фонде — реализованы.

Следующий важный этап в развитии банка — это 1996 год. Тогда акционерами банка стали администрация Новосибирской области и аффилированные с ней структуры, такие как аэропорт Толмачево, Новосибирская топливная корпорация, Новосибирская продовольственная корпорация и другие. Администрацию Новосибирской области в то время возглавлял Виталий Петрович Муха. По ходатайству администрации областным Советом депутатов было принято решение о внесении в уставный капитал банка 10 млн рублей. Так мы получили новых участников банка и новые возможности для развития.
В 1999 году мы стали акционерным обществом. Через год губернатор Новосибирской области (на тот момент им был Виктор Толоконский) поставил перед нами задачу о создании на территории всех районов области подразделений банка. Это было необходимо, чтобы своевременно выплачивать зарплату работникам бюджетной сферы. Также это помогало ускорить исполнение платежей из областного бюджета до районных администраций для обеспечения функционирования районов. Наша экспансия на территории области началась с того, что мы создали по одному рабочему месту в каждом районе области. Но затем было решено открыть там полноценные допофисы с комплексом расчетно-кассового обслуживания. И в 2002–2004 гг. это было реализовано. Сейчас у нас уже 35 полноценных подразделений, которые активно работают на территории районов Новосибирской области. Все они предоставляют полный спектр банковских услуг. Это и денежные переводы, и прием вкладов, и кредитование, и прием коммунальных платежей, и многое другое.

На мой взгляд, именно развитие сети полноценных допофисов в районах и стало моментом капитализации банка. Когда это удалось осуществить, мы поняли, что у нас хорошие перспективы, и для дальнейшего развития нам было необходимо увеличить уставный капитал. Это был 2005 год.

— И как акционеры банка восприняли предложение об увеличении уставного капитала?

Н. И.: — Правление банка сформулировало просьбу совету директоров с подробным профессиональным обоснованием. Там говорилось о необходимости внесения областью в уставный капитал банка хотя бы 50 млн рублей. Это было необходимо, чтобы мы могли увеличивать объемы кредитования, разрабатывать и внедрять новые технологии, новые услуги и продукты для жителей области, в том числе потребительское и ипотечное кредитование физических лиц. Но на тот момент в регионе был дефицит бюджета. Поэтому нам пришлось искать инвестора. И в 2007 году мы провели переговоры с собственниками владивостокского Примсоцбанка и договорились, что при продаже на аукционе пакета акций администрации области одним из покупателей выступят акционеры Примсоцбанка. Это и произошло в 2008 году.

— Как вам кажется на сегодняшний день, это было правильным решением?

Н. И.: — Это было важное и серьезное решение, и я по-прежнему считаю его правильным. Этот шаг позволил сохранить команду профессионалов, которые работали в нашем банке, оставить неизменными цели и задачи «Левобережного», его имя. Примсоцбанк тоже входил в сеть социальных банков, поэтому мы хорошо понимали особенности работы и приоритеты друг друга.

После покупки акций в 2008 году новые собственники сделали взнос в уставный капитал. Это позволило нам внедрить ряд новых банковских технологий, удалось запустить ипотеку, открыть новые программы для малого бизнеса и многое другое.

— Что было реализовано банком на территории Новосибирской области в рамках работы в сети социальных банков?

Н. И.: — В то время мы кредитовали кассовый разрыв бюджета для своевременной выплаты зарплаты бюджетникам, на сезонные расходы по подготовке районов к посевной и уборочной страде, на оплату расходов по подготовке районов к зиме и так далее. Работа с Пенсионным фондом тоже имела свою специфику, которая требовала отдельного внимания и специальной подготовки. Совместно с отделением Пенсионного фонда по Новосибирской области мы провели большую работу по созданию технологий обслуживания счетов ПФР. Для этой деятельности также было создано отдельное подразделение в банке. За остатки по счетам Пенсионного фонда области мы платили большие деньги, ставки утверждались ежеквартально Пенсионным фондом РФ. Эти средства направлялись на социальную поддержку и материальную помощь для пенсионеров, инвалидов, сирот, а также на ремонт таких учреждений, как детские дома, дома инвалидов и санатории.

Дополнительно 3% от прибыли после налогообложения банк оставлял как фонд соцподдержки, который использовался для решения важных социальных задач региона. В частности, на те цели, на которые не хватало финансов в региональном бюджете. Это было особенно важно, так как позволяло открыто использовать средства для решения важных проблем при дефиците бюджета. Мы кредитовали перспективные предприятия, такие как «Сибсельмаш», «Сибтекстильмаш», Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина. Участвовали мы и в кредитовании различных областных проектов, например, по созданию тепличного хозяйства, внедрению новых технологий экономии электроэнергии, топлива…

— С какими результатами банк «Левобережный» подходит к своему 25-летию?

Н. И.: — Все эти непростые для страны годы наша деятельность была направлена на развитие экономики региона. Мы старались сделать банковские услуги более доступными как для физических, так и для юридических лиц, оказывали поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. Было успешно реализовано немало социальных проектов. И со временем этот вектор практически не изменился.

Владимир Шапоренко: — Сегодня, по данным разных рейтингов и некоторым показателям, «Левобережный» находится в Топ-100 банков РФ. И мы считаем, что наши текущие показатели, и качественные, и количественные, и положения в рейтингах, и оценка Центробанка — очень достойные.

Нашим преимуществом считаю, что Банк «Левобережный» универсален: мы одинаково активно работаем и на розницу, и для бизнеса. На сегодняшний день у нас около 450 тысяч вкладчиков. Традиционно в портфеле «Левобережного» большой объем зарплатных проектов. В рамках таких программ с нами сотрудничают 4000 компаний Сибири. Эта категория клиентов для нас одна из приоритетных, и мы ориентируемся на зарплатников, создавая новые продукты и услуги. И конечно, участники зарплатных проектов в нашем банке имеют преференции по кредитам, вкладам и другим услугам.

— А как обстоит ситуация с малым бизнесом?

В. Ш.: — Мы очень плотно работаем с малым бизнесом. Кредитовать крупные компании, у которых потребности в миллиардных кредитах, нам сложнее. Мы можем выдать максимум 1 миллиард, но не делаем этого — слишком большие риски. Предпочтительный для нас кредитный максимум — это 300 млн рублей в одни руки. Поэтому, по московским меркам, весь наш кредитный портфель — это малый бизнес. Средний кредит, выдаваемый малому бизнесу, — это примерно 5 млн рублей.

Малый бизнес ценит нашу оперативность и гибкость в принятии решений. Мы хорошо знаем потребности местного бизнеса и стараемся помогать не только финансово, но и консультациями в сфере финансового менеджмента. Также мы участвуем в государственной программе поддержки малого и среднего бизнеса. В рамках этой деятельности у нас налажена работа с фондами поддержки субъектов МСП в разных регионах СФО. Кроме того, мы кредитуем с помощью льготных финансовых ресурсов МСП Банка, входящего в группу Внешэкономбанка.

— Каковы планы развития банка? Как они меняются в связи с новыми экономическими условиями?

В. Ш.: — Стратегию банка на 2014–2016 годы мы разрабатывали совместно с учредителями, акционерами и ключевыми специалистами еще в 2013 году. В этом процессе участвовало около 60 человек, среди которых и председатель совета директоров Дмитрий Борисович Яровой.

Стратегический план и все задачи, которые были разработаны еще тогда, полностью сохраняются, несмотря на существенные экономические изменения в стране и мире, происходящие в последнее время. Конечно, вносим коррективы, и бюджетирование делается ежегодно.

— Что касается вашего стратегического плана, то какие показатели в нем вы считаете наиболее значимыми?

В. Ш.: — Таких показателей немного, и они сохраняются независимо от темпов развития банка. Среди них, в частности, увеличение доли предоставления дистанционных банковских услуг. В этой сфере наш банк постоянно разрабатывает и внедряет новые технологии, что позволяет улучшить бизнес-процессы. Вообще, основной тренд развития банковских услуг сейчас — это дистанционная работа. И наш банк тоже к этому стремится. Одна из целей в нашей стратегии — это как раз увеличение доли дистанционного банковского обслуживания. Все больше клиентов для осуществления банковских операций сейчас пользуется пластиковыми картами, терминалами, онлайн-сервисами и мобильными телефонами. Поэтому все меньше людей обращаются непосредственно в офисы. Я думаю, что все идет к тому, что каждый человек будет посещать банковский офис только один раз — для идентификации личности. Там он будет получать электронные ключи, чтобы в дальнейшем производить все необходимые операции через Интернет или используя другие дистанционные возможности.

Еще одна важная для нас задача — увеличение доли комиссионных доходов. Это непросто, поскольку сейчас любые банковские доходы, связанные с получением процентов, сопряжены с тем, что требуется наличие собственного капитала банка и существует ограничение в части увеличения активных операций по получению процентных доходов.

Другая стратегическая задача банка заключается в том, что уже к концу 2016 года мы планируем добиться, чтобы более 60% нашего персонала имели стаж работы в банке свыше трех лет. Для достижения этой цели мы ведем большую работу по формированию корпоративной культуры, укреплению корпоративного духа, повышению мотивации сотрудников и уровня их профессиональных компетенций. Также мы планируем за три года повысить производительность труда на 30%. Этого можно добиться, оптимизировав работу сотрудников. Для этого необходимо оцифровать бизнес-процессы и определить, сколько времени тратят люди на выполнение различных операций.

Банк «Левобережный» (ПАО).
Лицензия Банка России № 1343.

Реклама

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ