В ближайшее время Минэнерго РФ вынесет вердикт относительно схемы теплоснабжения Красноярска, подписанной городскими властями. Документ направляется второй раз, однако и к исправленному варианту у наблюдателей по-прежнему есть много вопросов.
Незадолго до нового года мэр Красноярска Эдхам Акбулатов подписал проект схемы теплоснабжения города, рассчитанный до 2033 года. Документ уже направлен в Министерство энергетики РФ. Ожидается, что решение о его утверждении будет принято до конца января.
Схема отправляется в ведомство экс-красноярца Александра Новака уже второй раз. Впервые это случилось в мае минувшего года, несмотря на претензии общественников и депутатов, а также незначительный перевес в пользу противников схемы на голосовании в рамках общественных слушаний по этой теме. Однако уже в июле проект был возвращен на доработку. Причем инициаторами этого выступили мэр Эдхам Акбулатов и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Аргументировано это решение было в том числе и необходимостью учета замечаний, которые прозвучали в рамках публичных слушаний.
Отправляя схему на доработку, Минэнерго РФ внесло ряд замечаний, которые необходимо исправить для приведения схемы в соответствие с законодательством и ее последующего утверждения. Но, как отмечают эксперты, в проект схемы были внесены совершенно иные изменения, техническая и финансовая целесообразность которых и вызывает сомнения у экспертов.
Всего корректировке в новом варианте подверглись девять пунктов схемы. В частности, в документе сохраняются котельные «КраМЗЭнерго» в Советском районе и Региональной тепловой компании (РТК) в микрорайоне Солнечный (которые первоначально планировалось закрыть). К ТЭЦ-3 теперь предполагается присоединить только первую очередь района Солонцы-2. Та же ТЭЦ-3 с 2017 года охватит застраивающиеся сейчас жилые районы Бугач и Мясокомбинат (а работающую здесь котельную № 12 решено закрыть). Раньше срока решено закрыть малые котельные в Покровке, большую часть микрорайона Удачный перевести под мощности «Красноярскэнергоугля», а срок переноса мощностей котельных ЭВРЗ на ТЭЦ, наоборот, продлить до 2022 года. Хотя у Минэнерго, по словам экспертов, как раз было замечание к поздним срокам переключения нагрузки с котельных на ТЭЦ.
Впрочем, вопросы у заинтересованных сторон есть и к новой редакции схемы теплоснабжения. За несколько дней до подписания проект обсуждался комиссией по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту городского Совета депутатов Красноярска. Парламентарии тогда высказывали опасение, что малые котельные не имеют средств на выполнение инвестпрограмм, которых от них требует схема, а прокладка длинных трубопроводов заметно увеличит тарифы.
«Очень много претензий к представленному проекту было со стороны депутатского корпуса. И ответами, которые давали чиновники, я лично не удовлетворен. Например, ситуация с Солонцами-2 абсолютно непонятна. Предлагается подключать их к РТК и ради этого протягивать новую трубу. При этом среди депутатов ходило заключение специалистов Сибирского Федерального университета о том, что в расчетах компании не хватает 1 млрд рублей. По сути предлагается отдать предприятию 250 гектаров территории, где планируется строительство IKEA и жилья по социальным программам, с перспективой получить здесь социальную катастрофу. В лучшем случае в районе Бугач значительно вырастет стоимость жилья, а в худшем вообще весь проект застройки микрорайона будет под вопросом», — резюмировал вице-спикер Александр Глисков.
Народный избранник также оценил весь процесс разработки и доработки документа как «недостаточно прозрачный». По его словам, чиновники «неохотно хотели видеть на заседаниях рабочих групп депутатов и вообще представителей общественности, и приходилось чуть ли не напрашиваться».
Скептически к итоговому варианту отнеслись и представители крупнейшей энергетической организации — СГК. Здесь обратили внимание, что неизвестен даже итоговый вариант проекта, посланного в Минэнерго. В компании рассказали, что первоначальный вариант схемы был сформирован в виде 15 книг. Все последние корректировки были собраны в 16-ю, однако ознакомиться с ее содержанием так и не удалось, потому что она отсутствует в свободном доступе. «О ее содержании мы можем судить только по презентациям и заявлениям представителей разработчика в рамках заседаний рабочих групп», — добавила заместитель директора Красноярского филиала СГК Анастасия Дьякова.
Представитель компании рассказал и о других претензиях к проекту. Например, к микрорайону Солонцы-2 предполагается протянуть 17-километровый трубопровод, по которому будет поставляться тепло РТК, хотя рядом проходит труба СГК. Этот проект не только финансово затратный, но и может повлечь теплопотери до 46%, сослались в компании на подсчеты экспертов СФУ. Эксперты опасаются, что реализация проекта может спровоцировать увеличение стоимости технологического присоединения примерно в 1,5–2 раза и потребовать дополнительных вливаний финансовых средств, например, из бюджета.
«На все наши замечания нам говорят, что проект будет в дальнейшем подвергаться актуализации и доработке. Хотя логично бы было внести исправления сейчас, чтобы не столкнуться с проблемами на этапе реализации. Мы никого не подозреваем в каком-то злом умысле, но не со всем в этой схеме согласны. И если Минэнерго вернет документ на доработку, то готовы отстаивать свою позицию по каждому пункту», — отмечает Дьякова. В компании также рассказали, что затягивание решения вопроса о схеме теплоснабжения тормозит реализацию инвестпрограммы (приблизительную сумму «подвешенных» средств назвать не смогли), тем не менее призывают внимательно отнестись к ее анализу и исключить принятие необоснованных решений, идущих вразрез с законодательством.
В пресс-службе мэрии Красноярска претензии комментировать не стали, переадресовав корреспондента «КС» к разработчикам схемы — во Всероссийский теплотехнический институт. Однако в этом учреждении получить комментарии также не удалось.
Отметим, что норма о необходимости принятия схем теплоснабжения утверждена в федеральном законе «О теплоснабжении». Первоначально их необходимо было утвердить до конца 2011 года, однако сроки неоднократно продляли. Среди городов РФ с населением более полумиллиона человек этот документ до сих пор не принят в четырех мегаполисах: Красноярске, Кемерове, Челябинске и Тюмени. В этих городах наблюдается жесткое противостояние крупнейших генераторов тепловой энергии и небольших предприятий, имеющих сильную поддержку власти муниципалитета или субъекта. По словам экспертов, ситуацию можно считать тупиковой — решающим голосом по законодательству не обладает ни один из всех участников, перспективы принятия схем отсутствуют. Таким образом, законодательно не предусмотрены механизмы, позволяющие принять схему теплоснабжения при наличии разногласий участников процесса.