«С точки зрения выплат дорожным подрядчикам 2015-ый год оказался одним из лучших»

Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области СЕРГЕЙ ТИТОВ в интервью «КС» рассказал о состоянии дорожной отрасли региона в начале 2016 года, перспективах четвёртого моста через Обь, системе тендеров и недобросовестных подрядчиках, а также подвёл итоги работы областного минтранса в ушедшем году.

Дорожные итоги

─ Сергей Михайлович, с какими результатами транспортная отрасль НСО подошла к концу 2015 года? Все ли цели и задачи, поставленные на этот год, удалось реализовать?

─ Объёмы работ, профинансированные в 2015 году, удалось завершить к концу года. В 2015 году нам удалось неплохо привлечь федеральные средства, их объём составил около 1,5 млрд. руб. За счёт этих денег мы ввели ряд участков автодорог, в частности Барышевский тоннель, который строился на средства областного и федерального бюджетов.

По программе «Устойчивое развитие сельских территорий» мы ввели четыре объекта сельских дорог – в Баганском, Коченёвском, Венгеровском и Сузунском районах – также с привлечением федеральных денег. Продолжаются работы на объекте «Обход поселка Коченёво»: закончен второй пусковой комплекс дороги, в 2016 году начнутся работы на третьем комплексе, а новый въезд в райцентр Коченёво уже появился. Начали строить путепровод в Коченёво, которое разделено на две части Транссибом. Все хорошо знают, насколько бывает сложно пересечь Транссиб: приходится до получаса стоять на переездах, особенно в утренние и вечерние часы. До того, как был сдан Барышевский тоннель, местные жители подсчитывали, сколько времени они провели в ожидании на закрытом переезде через Транссиб. У некоторых граждан за всю жизнь накопилось до полутора лет такого стояния. Поэтому мы начали строительство путепровода – важного объекта не только для Коченёво, но и для Новосибирской агломерации в целом.

Также в 2015 году мы начали строить новый въезд в Новосибирск через Криводановку. Это село начало расти, расширяться, в нем строится много коттеджного и многоэтажного жилья. Кроме того, как известно, на подъезде к Криводановке расположено несколько крупных промпредприятий, в частности – заводы сухих строительных смесей, комбикормов, рольставен. Мы организуем для этих предприятий такую логистику, чтобы им не пришлось заходить в город, а была возможность сразу выйти на Северный обход, и могли идти на любую федеральную трассу. Эта работа также начата за счёт федерального финансирования.

Крупные компании иногда берут значительные объёмы работ, не сопоставив их со своими силами

Также в 2015 году на дорогах в сельской местности мы провели большую работу по приведению школьных маршрутов в нормативное состояние. В нынешнем году мы планируем максимально, насколько будет возможно, искоренить сложные для проезда участки на школьных маршрутах.

2015 – это уже третий по счету год, в котором мы выделили 0,5 млрд. руб. на планово-предупредительный ремонт дорог, который позволяет нам оперативно вернуть в пригодное состояние участки, на которых были нарушены межремонтные сроки. Недоремонт на сети областных автодорог сегодня негативно влияет на сохранность дорог.

Кроме того, в 2015 году было выполнено очень много работ по ремонтам местных дорог муниципальных образований. Городу Новосибирску была передана субсидия в 600 млн руб., на которые был произведён первый этап реконструкции Мочищенского шоссе. Продолжается строительство второго этапа. Расширение шоссе уже дало позитивный эффект: Мочищенское шоссе, которое на фоне развития микрорайонов «Родники», «Снегири» и «Стрижи» стало одной из самых перегруженных городских дорог, теперь фигурирует в сводках «Яндекс.Пробок» значительно реже, чем год-два назад. Эти работы софинансировал и город, но основные средства предоставила область.

Из дорожного фонда, который в 2015 году составил 7,711 млрд. руб., 2,3 млрд. были направлены в виде субсидий и акцизов муниципальным образованиям для ремонта местных автодорог, которыми, наверное, с 1980-х гг. никто не занимался. И в последние три года мы выделяем на эти работы очень серьёзные деньги: по сравнению с 2010 годом произошло увеличение финансирования в 3,3 раза.

По содержанию автомобильных дорог мы выполнили программу, которая сделала их проезжаемыми независимо от выпадения осадков. Приняли ряд мер – в частности, повысили оперативность выполнения работ по содержанию дорог при обильных осадках. На Ленинск-Кузнецкой трассе, которую раньше могло засыпать снегом, мы поставили очень много снегозадерживающих устройств, чтобы снег ложился не на трассу, а в придорожной области.

Программа, которую мы ставили себе на 2015 год, выполнена. Нужно сказать спасибо подрядным организациям, которые в 2015 году выполнили работ на сумму в 450 млн руб., при условии, что средства будут уплачены в I квартале 2016 года.

Как вы оцениваете конкуренцию по дорожным тендерам в НСО? Насколько тендерный процесс удалось сделать прозрачным?

─ Подрядчики с интересом включаются в тендеры, в дорожной отрасли процветает конкуренция. Практически каждый второй конкурс проходит со снижением цены контракта. Произошла борьба даже за контракты, которые мы размещали с условием оплаты работ в следующем году. При том, что от подрядчиков требовалось вложить собственные средства, чтобы получить их обратно через 3-4 месяца, конкуренция была заметна даже в этих конкурсах. То есть, на них приходил не один подрядчик, а несколько – и в ряде случаев претенденты снижали максимальную стоимость контракта на 10-15%.

Но мы понимаем, что не должно быть большого демпинга. В случае, если подрядчик снизил цену более, чем на 15%, за ним нужно наблюдать – насколько качественной будет его работа. Поэтому конкурсы на объекты, расположенные в муниципальных образованиях НСО, где нет структур, способных оценить качество ремонтов, мы проводим в минтрансе региона. Также действует независимый строительный контроль, который выявляет недостатки, а впоследствии муниципальное образование решает вопрос с подрядчиком в добровольном или судебном порядке.

Подряды и инвестиции

На ваш взгляд, каких изменений в расстановке сил на рынке дорожного строительства стоит ожидать из-за сокращения объемов финансирования?

 ─ Я не могу сказать, что финансирование существенно уменьшилось. Некоторое сокращение есть, но подрядные предприятия не бедствуют от того, что нет объёмов работ. Хотя сеть областных автодорог существенно не расширяется, норматив на её содержание ежегодно увеличивается на 15%. Если в 2015 году компания выиграла двухгодовой тендер на обслуживание участка дороги за 100 млн руб./год, то в 2016 – за работы на том же участке – она получит уже 115 или 120 млн руб. Это тоже даёт подрядчикам дополнительные силы. Да, возможно, они не получили такой выручки, которая была в прошлые годы. И да, мы понимаем, что развивающееся подрядное предприятие должно ежегодно увеличивать объёмы выручки. Хотя это в 2015 году удалось не всем, большинство смогло остаться на уровне выручки 2013-2014 годов.

Сегодня в области нет крупных дорожных предприятий, которые находились бы в предбанкротном состоянии, или не выплачивали бы зарплату. Я часто бываю в районах, разговариваю с руководителями филиалов крупного подрядчика «Новосибирскавтодор» – люди уже не помнят, когда им в последний раз задержали зарплату. Они два раза в месяц получают деньги. И так – почти во всех прочих предприятиях. Я не беру в расчёт мелкие компании, которые постоянно приходят, уходят, а говорю о крупных: «Новосибирскавтодор», «Новосибирскагропромдорстрой», краснозёрский «ИнвестСтройПроект», здвинское ДСУ, «Строители Дорог Сибири» из Куйбышева. Да, может быть у кого-то не всё гладко, но больших трудностей у основных подрядчиков нет.

Кроме того, 2015 год оказался одним из лучших с точки зрения расчётов с подрядчиками. Выполнив работы в ноябре, подрядчики начинают получать деньги после 25 ноября. То есть, с точки зрения оплаты в 2015 году стало лучше, чем в прошлые годы. Сегодня у нас не бывает большой задолженности перед подрядчиками.

В предыдущие годы у нас, порой, случались задержки погашения кредиторской задолженности перед муниципальными образованиями. Например, с 2014 на 2015-й год нам пришлось перенести задолженность перед муниципалитетами в размере 120 млн руб., за год до этого к новогодним праздникам у области перед муниципалитетами имелась задолженность около 300 млн руб., а в 2015 году впервые за несколько лет нам удалось рассчитаться с муниципалитетами до начала новогодних каникул.

Деятельностью каких подрядчиков в сфере дорожного строительства вы довольны, а к чьей деятельности есть нарекания, в том числе в судебном порядке?

─ У нас сегодня есть подрядчики,  в основном мелкие компании, которые рассчитывали получить деньги за работу, сделанную как попало. Но получилось наоборот: сделать работу как попало им не разрешили, а за нарушение сроков работ эти компании терпят убытки в виде пени – 2110 рублей в сутки.

Например, компания «СибДорАэродромСтрой», которая работала на двух объектах и сорвала, затянула сдачу одного из них почти на месяц. Общий объём контракта составил 2,5 млн руб., из которых уже около 120 тыс. руб. приходится на сумму пени, которую область вычтет из гонорара подрядчика при расчёте с ним.

Есть и подрядчики, которые вообще не приступили к работам. Например, компания ООО СК «Альянс» выиграла тендер на два объекта и не вышла ни на один из них. Мы подали данные об этой компании в УФАС, которое внесло предприятие в число несостоятельных подрядчиков, что не позволит ООО в дальнейшем участвовать в госзаказах.

Также за срыв сроков выполнения работ по реконструкции моста под штрафные санкции попало ООО «Сибстроймеханизация». Из гонорара компании – 5 млн руб. – были удержаны 400 тыс. руб. пени, а также суд назначил подрядчику дополнительный штраф в 800 тыс. руб., который предприятию ещё предстоит выплатить. Компания пыталась отстоять свою правоту в суде, но, поскольку мы удерживаем средства обоснованно, штраф не был отменён.

Сложности на некоторых объектах возникают и у крупных подрядчиков. Так, например, «Новосибирскавтодор» попал под штрафные санкции за несвоевременное завершение работ на ряде объектов – например, на подъезде к Коченёво или объекте «Нижняя Каменка» в Ордынском районе. Крупные компании иногда берут значительные объёмы работ, не сопоставив их со своими силами – это касается, например, «Новосибирскавтодора» и «Новосибирскагропромдорстроя».

На сегодня у нас собрано уже 74 млн руб. подобных штрафов, которые пополнили дорожный фонд. Строгий подход позволяет отсеять нерадивых подрядчиков.

— На круглом столе в декабре 2015 года Вы сообщили, что источником финансирования проекта четвёртого моста через Обь (проезд по которому предполагается сделать платным – «КС») может стать федеральный грант, который мог бы покрыть 85% затрат. Если правительство примет такое решение, возникнут ли основания не привлекать к строительству частных инвесторов? И в таком случае – возможно ли, что проезд по мосту всё-таки будет бесплатным?

 — «Росавтодору» предложен выбор из объектов в 8 регионах, которые претендуют на поддержку федерального центра. Эти проекты, среди которых и проект четвёртого новосибирского моста – будут реализованы только с участием инвесторов. Критерии отбора проектов, внесённые в правительство, провозглашают, что стоимость объекта должна составлять не менее 1,5 млрд. руб. (стоимость строительства четвёртого моста в Новосибирске ранее оценивали в сумму около 25 млрд. руб. – «КС»), частные инвестиции в проект должны составлять не менее 15%.

Капитальный грант на мостовые переходы может максимально составлять до 85% стоимости объекта, тогда как для дорог этот показатель ограничен 50%.  Мы рассматривали экономическую модель, в которой федеральное софинансирование условно оценивали в 70%. Она позволяет нормально строить мост, найти концессионера, который придёт на конкурс.

Да, проезд по четвёртому мосту, безусловно, должен быть платным. Стоимость проезда, в зависимости от объёма, предоставленного Федерацией капитального гранта, конечно, может варьироваться. Мы предусматривали эту стоимость на уровне до 100 рублей, но мост будет построен в 2020 году, и какова будет в то время стоимость 100 рублей – сегодня непонятно.

Но при увеличении капитального гранта, конечно, мы можем уменьшить тариф для проезда транспорта по мосту. Это, безусловно, будет рассматриваться.

Стоит отметить, что в конце 2015 года Сергей Титов в беседе с «КС» ответил общественникам на озвученные ранее опасения о возможном транспортном коллапсе в Академгородке после сдачи Восточного обхода Новосибирска. Напомним также, что, как недавно стало известно, в 2016 году финансирование этого проекта,  будет сокращено на 70%.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ