«Наша компания — сгусток машиностроения»

Сибирская машиностроительная компания (СМК) известна выпуском качественного оборудования не только по всей России, но и в странах ближнего зарубежья. В беседе с «КС» генеральный директор СМК АЛЕКСАНДР ЖАБИН рассказал о тенденциях в производстве горно-шахтного оборудования, о настоящем импортозамещении и конкуренции на проводимых тендерах.

Работа по мировым стандартам

— Александр Васильевич, расскажите о продукции, которая выпускается на вашем предприятии. Какие основные направления производства вы можете выделить?

— Нашу компанию можно с уверенностью назвать сгустком машиностроения. Абсолютно все, что должно присутствовать на машиностроительном предприятии, у нас имеется. Помимо непосредственного производства готовой продукции, мы занимаемся ее проектированием, сборкой, обработкой, продажей, а также разработкой новых технологий.

Что касается направлений выпуска и реализации продукции, то среди них можно выделить три основных вида. Во-первых, горно-шахтное оборудование, которое включает в себя ленточные конвейеры для транспортировки угля как в наземных условиях, так и под землей. У нас специально для этого существует бюро наземного и подземного транспорта. Во-вторых, выпуск сельскохозяйственной техники. Сейчас мы изготавливаем прикатывающие катки, которые необходимы для прикатывания почвы, чтобы уменьшить ее эрозию и влагоотдачу. Применение этой техники увеличивает всхожесть зерновых культур практически до 100% от числа посеянных семян.

Вот уже четыре года мы выпускаем кузова для американского концерна Caterpillar. Дело в том, что из Америки эти кузова не повезешь — транспортировка будет равносильна перевозке воздуха. Поэтому они изготавливаются по всему миру, включая Новую Зеландию, Мексику, а теперь и у нас. Специально для этого мы обустроили три больших участка, где к изготовлению подключены сварщики высочайшей квалификации, обязательно происходит приемка ОТК, вплоть до измерения толщины окраски. То есть работаем по стандартам Caterpillar, производим продукцию мирового уровня, начиная от резки, гибки, сварки, сборки и окраски.

«Настоящее импортозамещение, в железе»

— Александр Васильевич, сегодня много говорится об импортозамещении, в том числе в сегменте горно-шахтного оборудования. Возрос ли, на ваш взгляд, интерес к российским разработкам со стороны бизнеса?

— Несомненно, возрос, поскольку цены на отечественное и импортное оборудование стали несравнимы.

Я хочу привести пример не эфемерного импортозамещения, а настоящего. Раньше для каждого конвейера мы закупали немецкие тормоза, которые необходимы для торможения в случае непредвиденных ситуаций. Сейчас мы разработали свой тормоз на уровне немецкого качества и стали поставлять именно его. В ОАО «Донуголь» уже заявили, что на шести конвейерах нашего производства все тормоза также заменят на наши. Вот это настоящее импортозамещение, в железе.

Кроме этого, только в 2015 году мы разработали и внедрили в производство шесть видов новой продукции, позволяющей заместить собой импорт, — это вертикальный и катучий ленточные конвейеры, тормоз дисковый, редуктор коническо-цилиндрический фланцевый, разгрузочные тележки, сбрасыватель плужковый, подборщик просыпи.
Мы бы независимо от сложившейся ситуации в экономике разработали всю эту продукцию и заменили ею немецкую, но кризис ускорил процесс. На основе знаний некоторая интуиция помогает нам разрабатывать раньше, чем у нас попросят.

Преимущества совместных разработок

— В конце октября в Новосибирске состоялся круглый стол «О внедрении научных разработок в области импортозамещения для машиностроительных предприятий города Новосибирска», где вы объясняли преимущества новой почвообрабатывающей машины. Расскажите о ней подробнее. Оценили ли разработку аграрии региона?

— На круглом столе по импортозамещению я выступал с докладом по чизельному плугу. Идея чизельного плуга с вибровозбудителем — совместная разработка СМК и аграрного университета в лице Сергея Щукина (заведующий кафедрой «Сельскохозяйственные машины» НГАУ. — «КС»). Процесс работы такого плуга заключается в измельчении почвы глубиной до 60 см при помощи определенного механизма, который запатентован аграрным университетом. Дело в том, что для пшеницы характерно увеличивать свои корни до метра, при условии, что почва разбита. При помощи чизельного плуга удается разбить почву на мелкодисперсные составляющие и подготовить ее таким образом, чтобы урожайность пшеницы увеличилась до 10–15% без удобрений и других химикатов. Это очень актуально для тех районов, где мало влаги, например Монголии. Кроме того, вибрация уменьшает тягу, и к плугу можно будет цеплять, условно говоря, уже не «Кировца», а «Беларуса». Думаю, что этот плуг будет не хуже американского. Сейчас опытный образец уже испытан, серийное производство должно начаться через год.

— Александр Васильевич, одна из ваших последних разработок — дробильно-доставочный комплекс, который предназначен для дробления крупных кусков горной массы размером более 200 мм и дальнейшего транспортирования их до склада, на поверхность. Это также совместная разработка?

— Да, мы создали консорциум с компанией REMA TIP-TOP, которая выступает в качестве поставщика немецких комплектующих. Мы в свою очередь разрабатываем оборудование и совместно с этим консорциумом поставляем АО «ФосАгро-Череповец». За текущий год с REMA TIP-TOP мы реализовали два серьезных проекта на довольно приличную сумму. После монтажа одного из них компания посмотрела качество нашей продукции и сроки ее изготовления и подтвердила свои намерения о нашем дальнейшем сотрудничестве. Несмотря на планируемое прохождение тендеров, на три квартала 2016 года СМК обеспечена заключенными договорами.

«Мы знаем, что нужно, и на это делаем ставку»

— Сейчас множество компаний стремятся выйти на рынок производства конвейерных систем. В чем преимущество вашей компании в этой сфере?

— Можно смело утверждать, что успех СМК создается благодаря четырем основным составляющим — это технический уровень разработок, своевременность поставки, высокое качество изготовления, модульная комплектация как у конструктора.
Модульная система сейчас популярна у наших клиентов, поскольку благодаря ей можно значительно сэкономить время, затрачиваемое на монтаж как в шахте, так и на обогатительной фабрике. Кроме этого, модульная комплектация может служить гарантом качества оборудования — у нас в цехах обязательно осуществляются контрольная сборка каждого модуля и его обкатка. Клиенты могут быть уверены, что все модули соединятся между собой и будут работать.

— Год от года потребности клиента меняются, разрабатываются новые технологии добычи. Что сегодня нужно рынку?

— Потребителю необходима комплексная поставка, то есть полная разработка, монтаж, гарантия до 36 месяцев и последующее взятие на сервисное обслуживание. Клиенты предпочитают заказывать работы «под ключ». Если говорить на примере «дробилки», то дополнительно к ней клиенты хотят видеть ленточные конвейеры, пересыпы, сборщики просыпи, то есть все необходимое для шахты.

С другой стороны, мы долгосрочно работаем, знаем всех механиков и главных инженеров шахт, их маркетинг, соответственно, знаем, что им нужно, и на это делаем ставку. Это длительная и тяжелая работа.

Конкуренция с ООО «Рога и копыта»

— Какие, на ваш взгляд, проблемы особенно актуальны для российского горно-шахтного машиностроения на сегодняшний день?

— Общие проблемы для машиностроительного предприятия можно ранжировать по-разному. Но, на мой взгляд, первоочередной проблемой является нехватка квалифицированных кадров, ведь сейчас уже нет прикладных институтов по направлению. Если раньше они были по летательным аппаратам, по ракетам, по самолетам, по инструменту, по конвейерам, то сейчас из вузов выпускаются специалисты широкого профиля. Чтобы решить эту проблему, мы очень плотно работаем с Новосибирским техническим колледжем им. А. И. Покрышкина и Новосибирским промышленным техникумом. Они дают достойное образование, и зачастую их студенты после практики приходят к нам на предприятие.

Второй проблемой может считаться проведение тендеров. Все разработки мы выставляем на конкурс, во время проведения которого присутствуют 12 специалистов, и им, как правило, нравится наша продукция. Затем разработки рассматривает коммерческий отдел, который также в восторге от них, но только пока не узнает цену. Как только они слышат стоимость оборудования, оно им сразу перестает нравиться. Но мы не можем отдавать свои суперразработки за 2 копейки! И здесь получается, что мы не конкуренты какому-нибудь ООО «Рога и Копыта», которые делают чуть ли не в гараже и продают товар ниже себестоимости.

Третья проблема — это нехватка средств на качественное оборудование, которое приходится закупать за границей. Хотя при этом мы прилично обновились 2,5 года назад, когда закупили немецкий станок плазменной резки Messer и два больших гибочных немецких станка — это последние разработки в области оборудования.
И четвертая проблема. Поскольку мы не можем делать все, нам приходится закупать у других предприятий комплектующие: иногда редукторы, тормоза, электродвигатели и другое. Так вот эти комплектующие отвратительного качества, а мы отвечаем за всю свою продукцию в течение 36 месяцев.

«Границы сотрудничества расширяются»

— Как вы оцениваете итоги работы ООО «Сибирская машиностроительная компания» в 2015 году?

— В уходящем году нас удовлетворяют подведенные итоги работы. Но этого могло бы не быть, если бы во главе компании не стояли такие люди, как технический директор Алексей Мишнев, директор по производству Александр Семенов и директор маркетингового отдела Александр Колесников. Свою лепту в развитие компании вносит и совет директоров, который не дает дремать.

Относительно планов на 2016 год: мы планируем поставить на поток буровой станок для предварительной дегазации в условиях шахты, опасной по метану, кроме того, планируем начать выпуск роликов для конвейеров. В данный момент мы уже проработали детали участка для выпуска конвейерных роликов и должны внедрить его в производство до января. Производительность участка должна составить порядка 6–10 тысяч роликов в месяц.

— Планируется ли в следующем году расширять сферу влияния на другие регионы?

— В недавнем прошлом мы плотно работали с Кемеровской областью. Сегодня тенденция меняется, и сейчас больше работаем с Мурманской областью в лице АО «ФосАгро-Череповец». На днях закончили поставку двух больших конвейеров для ОАО «Донуголь», планируется разработка оборудования для их обогатительной фабрики. Тем не менее сотрудничество с Кузбассом продолжается, в 2015 году мы произвели более 20 конвейеров для обогатительного модуля шахты «Талдинская-Западная», а также начались поставки для компании «Мечел» на шахту «Ольжерасская-Новая». Кроме того, мы сотрудничаем с АО «АрселорМиттал Темиртау», индийской компанией, владеющей шахтой в Казахстане, и поставляем конвейеры. Поэтому можно сказать, что границы сотрудничества расширяются.

На правах рекламы

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ