Восстановление смартфонов

Цифровой ритейл в Сибири не раз переживал в этом году и спады, и рост. По данным МТС, рынок смартфонов по итогам III квартала 2015 года впервые с начала года вырос на 19% в деньгах в годовом выражении. Положительной оказалась и квартальная динамика, причем в 2015 году квартальный темп роста продаж и выручки рынка смартфонов стал рекордным за последние пять лет — на 49% в штуках и 50% в рублях. Другие цифровые ритейлеры подтверждают: сибиряки продолжают приобретать смартфоны, несмотря на кризис.

Сколько продают

Предварительные итоги 2015 года на рынке продаж цифровой техники в Сибири, по мнению экспертов, оказались очень неоднозначными. Во-первых, в отличие от предыдущего кризиса, «самых провальных» категорий товаров и услуг не оказалось, как и внезапно исчезнувших с рынка вендоров — спрос «просел» более или менее равномерно по всем направлениям сразу. Поэтому, как отметил управляющий Западно-Сибирским филиалом «Евросети» Филипп Сапронов, падение спроса на сибирском рынке гаджетов в 2015 году оказалось вдвое меньше, чем в 2009–2010 гг., несмотря на значительный рост средней цены.

«Ситуация на рынке розничной торговли цифровой техникой за последний год несколько раз менялась кардинально, — сообщил директор по продажам сети магазинов «ТехноСити» Иван Проворный. — После «взрывного спроса» в конце 2014 года наступило резкое падение, пик которого пришелся на весну. Причины вижу следующие. Во-первых, часть покупок, которые люди совершили бы в первом полугодии 2015 года, они вынужденно совершили ранее — в конце 2014 года, когда наблюдался скачок доллара. Во-вторых, цены на товары выросли, по сути, вдвое — разумеется, это остановило существенную часть покупателей. Более или менее к этому привыкли только спустя полгода, хотя до сих пор в опросах покупателей мы видим жалобы на высокие цены на рынке в целом».

По словам Ивана Проворного, ситуация начала выправляться с июля 2015 года, и ритейлерам постепенно удалось к концу года вернуться на уровень 2013 года: «В первой половине года продажи были сильно ниже прогноза. Связано это с ростом цен и «займом из будущего» конца 2014 года. Вторую половину года мы прошли даже выше прогноза, поскольку при постановке планов мы не ожидали, что дело пойдет к лучшему уже в этом году».

В предыдущие годы «толкачами» спроса часто оказывались появление давно ожидаемых новинок, следующие за ним «ответы» от основных конкурентов и снижение цен на большинство остальных устройств. Но не в этот раз. «Последним мощнейшим драйвером среди гаджетов был iPhone 6 в конце 2014 года, — высказывается Иван Проворный. — После этого явно выделить что-то трудно. Конечно, были новинки и в 2015 году: обновленные линейки смартфонов, часы Apple Watch, Android TV у Sony. Или, например, стали популярнее мобильная акустика и внешние аккумуляторы для смартфонов. Но полноценно называть их драйверами я бы не стал, потому как серьезного скачка продаж они не вызвали». Многие эксперты отмечают появление на прилавках новых Smart-часов, комплектующих, модельных линеек, но основными драйверами роста называют не их, а широкое проникновение мобильного Интернета, в первую очередь LTE (4G). «По итогам продаж в ноябре 2015 года количество смартфонов и планшетов, проданных в розничной сети МТС Новосибирской области, выросло более чем в 1,5 раза в сравнении с продажами за аналогичный период прошлого года, — отмечает директор департамента маркетинга филиала МТС в Сибири Виктор Сатышев. — При этом по итогам III квартала 2015 года максимальный рост продаж продемонстрировали LTE-смартфоны — рост более чем в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Аналогичная картина наблюдается и у «ВымпелКома»: «Проникновение 4G-смартфонов растет: число устройств с поддержкой LTE за последний год выросло в 2,5 раза (при сравнении данных октября 2014-го и октября 2015 годов) и продолжает расти», — отмечает руководитель PR-службы Сибирского региона ГК «ВымпелКом» Сергей Рогачев.

Еще одним драйвером МТС называет снижение цен на устройства, осуществленное этой весной и поддержанное другими мобильными ритейлерами. «Покупатели начали активно приобретать гаджеты. Потребность в мобильном Интернете стала определяющим фактором при выборе модели телефона, который новосибирцы воспринимают в первую очередь как интернет-гаджет, — продолжает Виктор Сатышев. — На сегодняшний день более 40% наших абонентов в Новосибирской области используют смартфоны. Среди активных пользователей мобильного Интернета таких более 60%».

Помимо LTE-устройств, как отмечает МТС, новосибирцы все чаще выбирают фаблеты (гаджеты с большим экраном). Так, по словам Виктора Сатышева, объем продаж фаблетов в рознице МТС в Новосибирской области в 2015 году по сравнению с 2014 годом вырос в 2,5 раза. Что касается цен, то, по данным на ноябрь 2015 года, каждый второй смартфон (50,5%), проданный в салонах МТС в этот период, относился к малой ценовой категории, то есть стоил менее 5000 рублей. Еще треть проданных смартфонов (28%) составили «средние» гаджеты — стоимостью от 5 до 10 тысяч рублей.

За рост популярности фаблетов пришлось потесниться «планшетному» направлению: несмотря на то что цена устройств, вопреки ослаблению рубля, продолжала снижаться («Евросеть» отметила падение средней цены планшета за 10 месяцев 2015 года на 5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 7600 рублей), спрос на них продолжал падать. Филипп Сапронов отметил, что по итогам первых 10 месяцев 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года рынок планшетов показал падение как в натуральном, так и в денежном выражениях — на 33% и на 32% соответственно. В то же время доходы от продаж смартфонов выросли, хотя итоги января-октября 2015 года показали, что жители Сибири стали покупать и менять устройства заметно реже. «В денежном выражении рынок смартфонов за 10 месяцев 2015 года вырос на 4% относительно аналогичного периода 2014 года. В количественном выражении продажи смартфонов снизились на 7%. Средняя цена смартфона выросла на 11% и составляет 9000 рублей, — отметил Филипп Сапронов. — Что касается доли нашего региона в общероссийском рынке, она не изменилась и по-прежнему составляет 13% продаж в количественном выражении. В 2015 году мы хорошо развиваемся на всей территории Сибири, хотелось бы отметить заметный рост продаж в Красноярском крае».

Впрочем, говорить о том, что планшет становится «заменяемым» устройством, рано. Главный специалист отдела внешних коммуникаций «Связного» Сергей Тихонов отмечает, что в настоящее время популярность электронных книг, навигаторов и фоторамок снижается, поскольку их успешно заменяет планшетный компьютер. Тем не менее продажи планшетов в течение 2015 года снижались значительно быстрее, чем смартфонов: «Мы ожидали, что этот год будет сложным для розницы, и эти прогнозы оправдываются. Покупатели откладывают покупки «на потом» или увеличивают срок обновления гаджетов. Мы ожидаем снижения продаж смартфонов не менее чем на 15% в штуках и на 10% в рублях. Планшетов — не менее чем на 20% и 40% соответственно, — подводит итог Сергей Тихонов. — Планшеты не являются для покупателей «первым» экраном, в отличие от смартфона, и от покупки планшетного ПК пользователь может с относительной легкостью отказаться».

В качестве еще одного тренда 2015 года участники рынка выделяют рост популярности Wi-Fi роутеров — и возможное снижение популярности USB-модемов, которые эти устройства, по сути, заменяют. «С осени этого года мы фиксируем существенный рост спроса на эти устройства. В ноябре число проданных роутеров выросло вдвое по сравнению с предыдущим месяцем, — отмечает он. — Wi-Fi роутеры привлекают клиентов тем, что с помощью них можно воспользоваться 4G-скоростями на любых девайсах, вне зависимости от того, поддерживает этот девайс 4G или нет», — рассказывает Сергей Рогачев.

Что продают

Самыми продаваемыми вендорами в 2015 году в Сибири оказались Samsung и Lenovo. Успех последнего в том числе связан с тем, что именно этот производитель занял нишу корейского бренда у тех крупных ритейлеров, которые приостановил в текущем году сотрудничество с Samsung. Речь, в частности, о «Евросети» и «Связном», которые не только отказались от дальнейшей работы с Samsung, но и обвинили этого производителя в высокой доле бракованной продукции. «В 2015 году мы приостановили закупки продукции Samsung. Ранее этот производитель занимал до 50% в товарной выручке. И какое-то время мы ощущали на себе последствия разрыва наших отношений. Но так как на рынке царит высокая конкуренция брендов, и Lenovo как основной из них приобретает все большую популярность, мы нашли, что предложить нашим покупателям — не менее достойное, но более доступное, чем Samsung, тем более что Lenovo перешел в категорию А-брендов. Мы восстановили наши отношения с Sony, имеем достаточно широкий модельный ряд Lenovo, а также достаточно сильных производителей B-брендов, таких как Fly. В итоге мы зарабатываем сейчас даже больше, чем до разрыва с Samsung, — рассказывает Филипп Сапронов. — Подтверждая рост популярности марки Lenovo, по итогам 10 месяцев 2015 года наиболее привлекательными для потребителя оказались смартфоны именно этой марки. Например, Lenovo А319 входит в Топ-3 самых продаваемых смартфонов ноября как в целом на сибирском рынке смартфонов, так и в Западно-Сибирском филиале нашей компании в частности».

Аналогичную картину наблюдают и в «Связном»: «По итогам 9 месяцев 2015 года лидером по динамике продаж среди топовых брендов смартфонов и планшетов, как в штуках, так и в рублях, стала компания Lenovo, — отмечает Сергей Тихонов. — Китайский бренд предлагает множество устройств в различных ценовых сегментах, а грамотная ценовая и маркетинговая политика позволяет компании продаваться лучше многих А-брендов. Еще одним лидером в категории смартфонов стал бренд Microsoft. Компании удается сохранить ведущие позиции по продажам в штуках как в России в целом, так и в Сибири. Позиции бренда по итогам 9 месяцев обусловлены широким ассортиментом устройств в ценовых сегментах менее 10 тыс. рублей. Если говорить о других брендах, то, например, доля Samsung с лета упала примерно на треть — сказывается отсутствие устройств бренда в крупных сетях».

У МТС, которая как известно, не только продолжила партнерство с Samsung в отличие от своих конкурентов, но и укрепила его, картина совсем другая: «В 2015 году самыми популярными в рознице МТС стали смартфоны Samsung — 33% в общей доле продаж в штуках. По сравнению с 2014 годом доля продаж этого вендора выросла в два раза, — констатирует Виктор Сатышев. — Также в Топ-3 самых продаваемых моделей вошли Alcatel (32%) и МТС (10%). Такой рост продаж вызван в первую очередь активным развитием сети 4G МТС в регионе, а также снижением на треть в конце апреля цен на большинство моделей телефонов, смартфонов и планшетов, продающихся в операторской рознице МТС. При этом в два раза снизился спрос на смартфоны Microsoft».

Промежуточную позицию заняла сеть магазинов «М.Видео»: «Ведущие позиции на рынке планшетов по обороту по-прежнему занимают Samsung, Apple, Lenovo. За 9 месяцев 2015 года компания Lenovo значительно нарастила долю рынка в денежном выражении и закрепила позицию в тройке лидеров», — сообщает пресс-служба компании.

А «ВымпелКом» отмечает рост продаж в первую очередь бюджетного сегмента: по словам Сергея Рогачева, первые строчки топ-списка продаваемых смартфонов заняли такие устройства, как Micromax Bolt S300, «Билайн Смарт 3» и «Билайн Смарт 2». «Похожая ситуация наблюдается и на рынке планшетов: при общем росте продаж интерес клиента сместился в сторону более бюджетных моделей. Помимо планшета «Билайн Таб», занимающего первую строчку рейтинга и в 2014-м, и в 2015 году, первое и второе места теперь занимают Irbis TX22 4Gb и Oysters T104W 16Gb, — добавил он. — Учитывая спрос на бюджетные модели и комплексные предложения, в этом году мы существенно расширили линейку брендированных устройств, доступных в комплекте с услугами связи».

Как будут продавать дальше

«Неоднозначный» 2015 год подходит к концу — что ждать от следующего? По прогнозам Ивана Проворного, наступающий год будет трудным: «Как и последние несколько лет: игроков довольно много, а спрос вряд ли значительно увеличится».

В свою очередь Сергей Тихонов считает, что рынок смартфонов в 2016 году снова начнет расти. «Падение 2015 года к 2014 году было ожидаемо по нескольким причинам. В первые два месяца в России было, по сути, заморожено потребкредитование. Кроме того, на динамику повлиял и аномальный спрос конца прошлого года, — высказывает свое мнение Сергей Тихонов. — Также мы ожидаем, что продолжит расти и сегмент «умных» аксессуаров, который постепенно станет одним из драйверов развития всего сегмента персональной электроники. Если говорить о «Связном», то компания продолжит реализацию стратегии омниканального ритейлера, увеличивая долю онлайна в продажах».

«Подводя итоги 2015 года, мы отметили, что люди стали более аккуратными в покупках, совершают их реже, хотя и не отказываются от них совсем. Но основные потрясения ждут рынок электроники в 2016 году», — предрекает Филипп Сапронов.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ