Компания года/Персона года. Автобизнес: захватить долю на падающем рынке

«КС» продолжает подводить итоги года в различных отраслях сибирской экономики, а также выделять ключевых действующих лиц этого процесса. Для автомобильного рынка Сибири текущий год оказался судьбоносным. Пока одни дилеры активно сдают позиции, закрывают салоны и пытаются капитализировать оставшиеся активы, другие, напротив, используют кризис как трамплин для дальнейшего роста и активно скупают других игроков.

 Среди критериев выбора «Компании года» по версии «КС» — наиболее динамичные темпы развития, сопровождаемые ощутимым укреплением позиций компании на рынке, наиболее высокий прирост финансовых показателей: прибыли, выручки, оборота, наиболее заметная маркетинговая политика на рынке, активное экспансионное развитие в течение года, результативная управленческая политика, приведшая к заметным для рынка результатам, и т. д.

Основным критерием выбора «Персоны года» является заметный личный вклад в достижение результатов компании.

Основой для анализа являются имеющаяся в распоряжении «КС» статистика независимых агентств по соответствующим рынкам, данные финансовой отчетности компаний, а также события, происходившие с организацией за год и нашедшие отражение на страницах издания и бизнес-портала.

Всего по итогам 2015 года «КС» планирует выделить «Компании года» и «Персоны года» более чем в десяти различных отраслях.

«Компания года»

Если в конце 2014 года казахские покупатели стали главным драйвером продаж сибирских автодилеров, то уже в 2015 году представители соседней республики перешли от скупки машин к скупке салонов. Эти процессы не могли не отразиться на итоговой расстановке сил на авторынке СФО и, как следствие, на обладателе титула «Компания года». Эту награду в 2015 году «КС» присудил казахской ГК «Бипэк Авто Азия Авто». За текущий год именно эта группа компаний смогла не только выйти на сибирский рынок, но и активно расширить свои позиции за счет скупки региональных дилерских предприятий.

Весной текущего года «Бипэк Авто Азия Авто» приобрела четыре дочерние компании «АвтоВАЗа» в Сибири — «Новосибирск-Ладу», «Омск-Ладу», «Кузбасс-Ладу» и «Алтай-Ладу». В свою очередь в июне 2015 года стало известно о покупке «Бипэк Авто Азия Авто» дилерского центра Peugeot компании «Патриот Авто» на Мочищенском шоссе. Эта событие стало неожиданным для участников рынка, потому что ранее была достигнута договоренность о продаже этого объекта красноярскому «Медведь-Холдингу». Более того, срыв этой сделки предполагал выплату неустойки. Однако это не помешало «Бипэк Авто Азия Авто» все же приобрести салон на Мочищенском шоссе и переформатировать его под бренд Lada.

Сергей Соснов, генеральный директор ООО «АЗИЯ АВТО УСТЬ-КАМЕНОГОРСК». Фото: Forbes.kz
Сергей Соснов, генеральный директор ООО «АЗИЯ АВТО УСТЬ-КАМЕНОГОРСК». Фото: Forbes.kz

Наконец, летом текущего года «Бипэк Авто Азия Авто» под руководством Сергея Соснова поглотила «Автоцентр на Хилокской», который являлся самым крупным дилером по бренду Lada в Новосибирске. В собственность казахам достались и салоны УАЗ и SsangYong, также входившие в состав упомянутого комплекса.

Таким образом, всего лишь за один год казахской группе компаний удалось в одном только Новосибирске сосредоточить в своих руках три из пяти салонов «АвтоВАЗа». Учитывая, что именно «АвтоВАЗ» занимает первое место в Новосибирске по количеству проданных машин, то стратегия «Бипэк Авто Азия Авто» видится вполне логичной — взять самый востребованный на рынке бренд и всеми усилиями в кратчайшие сроки «застолбить» за собой по нему максимальную долю. Именно это обстоятельство и позволило «Бипэк Авто Азия Авто» стать «Компанией года-2015» в сфере автобизнеса по версии «КС».

При этом «Бипэк Авто Азия Авто» не планирует останавливаться на достигнутом и, по данным участников рынка, намерена продолжать скупку дилерских центров на территории Сибири.

Будет ли это плюсом или минусом для марки, утверждать наверняка сложно. Независимые дилеры Lada отмечают, что, получив на «откуп» Сибирь, «Бипэк Авто Азия Авто» в силу масштабов своей деятельности имеет меньше стимулов для соблюдения корпоративных стандартов бренда в сравнении с обычными партнерами завода. В свою очередь другим фактором, связанным с группой компанией, является то, что отныне значительная часть выручки от продажи новых автомобилей в Новосибирске будет «утекать» в Казахстан.

Второе место в рассматриваемой номинации «КС» отдает группе компаний «Самара-Авто» (ранее являлась подразделением ГК «СОК» Юрия Качмазова, объявленного в 2011 году в федеральный розыск). Изначально этот игрок рынка выходил в Новосибирск с брендами Chevrolet, Opel, Cadillac и Citroen, и этот портфель мог быть вполне сбалансированным. Однако в 2014 году «Самара-Авто» отказалась от Citroen, а бренды Chevrolet и Opel в 2015 году объявили об уходе из России. Вместе с тем в непростой рыночной ситуации «Самара-Авто» смогла полностью перекроить портфель представляемых брендов. Группа компаний удачно стартовала с брендом Nissan, а позже с Datsun, сняв по нему все сливки с рынка. Вместо Chevrolet «Самара-Авто» стала продавать Chevrolet Niva, а также выкупила у «СЛК-Моторс» дилерство по бренду Hyundai. Таким образом, вопреки неблагоприятной рыночной ситуации, «Самара-Авто» удалось консолидировать у себя высоколиквидные бренды и сохранить свое присутствие на рынке.

И, наконец, третье место достается московской группе компаний «Автомир» Николая Груздева, которой в этом году вопреки ситуации на рынке в срок построить и запустить полнофункциональный дилерский центр Toyota в Новосибирске. Такое четкое следование намеченным планам дает основания участникам утверждать, что Toyota по этому параметру не прогадала с партнером, который выиграл несколько лет назад в достаточно напряженном конкурсе. По данным участников рынка, уже сейчас именно на «Автомир» приходится львиная доля продаж Toyota в Новосибирске.

Персона года

Наталья Жданова, генеральный директор ГК «СЛК!Моторс»
Наталья Жданова, генеральный директор ГК «СЛК-Моторс»

Титул «Персона года-2015» в сфере автомобильного бизнеса «КС» отдает генеральному директору ГК «СЛК-Моторс» Наталье Ждановой. В последние годы участники рынка все чаще предрекали ослабление позиций группы компаний. Дело в том, что за последние два года портфель «СЛК-Моторс» сократился за счет брендов Ford, Volvo, Lada, Mitsubishi, Nissan, Audi, Hyundai. К концу года разговоры о дальнейшей судьбе группы компаний стали вестись в автодилерском сообществе еще более активно. И когда «СЛК-Моторс» объявляла о намерениях в 2015 году достроить и запустить полнофункциональный дилерский центр Porsche в Новосибирске, то многие участники рынка считали эти планы нереализуемыми в текущей экономической ситуации.

Тем не менее в конце октября 2015 года «СЛК-Моторс» сдержала свои обещания и провела торжественный запуск дилерского центра Porsche, созданного по всем стандартам производителя. И уже это само по себе может служить прецедентом для рынка, потому что, с одной стороны, количество запусков новых салонов в последние годы значительно сократилось, а те дилерские центры, которые все же открывались, обычно не устраивали пышных праздников. Этот факт примечателен в контексте непростой ситуации с Toyota и Lexus.

В рамках мероприятия «СЛК-Моторс» также анонсировала свои планы по участию в тендере Porsche в соседних городах Сибири и готовности представлять там этот бренд, что подтвердил и глава российского представительства марки Томас Штэрцель.

Таким образом, Наталья Жданова становится «Персоной года» по версии «КС» за реализацию проекта Porsche в условиях, очень сложных как для группы компаний, так и рынка в целом. А также за вклад в развитие сферы автодилерского бизнеса Сибири.

Почетное второе место в категории «Персона года» «КС» присуждает генеральному директору и основателю «Медведь-Холдинга» Николаю Бякову. В этом очень непростом для рынка году красноярскому «тяжеловесу» все-таки удалось выйти в Новосибирск и успешно справиться со всеми возникавшими по ходу этого процесса проблемами.

Николай Бяков, генеральный директор "Медведь Холдинга"
Николай Бяков, генеральный директор «Медведь-Холдинга»

Стоит отметить, что Новосибирск давно привлекал игроков соседних регионов в качестве плацдарма для развития. Одновременно с «Медведь-Холдингом» такие же планы имела и красноярская группа компаний «Крепость» Александра Кангуна. Однако если последняя заморозила свою экспансию в Новосибирск, то «Медведь-Холдинг» следовал своим намерениям. Как уже было сказано выше, компания договорилась о покупке дилерского центра Peugeot компании «Патриот Авто», который после реконструкции должен был служить полнофункциональным салоном для BMW. На тот момент большинство участников рынка считали, что «Медведь-Холдинг» заходит в Новосибирск на очень выгодных условиях и отдавали дань уважения продуманной стратегии компании. Однако в итоге респонденты «КС» сглазили. Вышеупомянутая сделка была сорвана, так как продавец нашел более выгодного покупателя. Красноярский холдинг оказался в ситуации, когда ему нужно было искать новую площадку для салона. Отказываться от первоначальных замыслов уже было нельзя, поскольку действующий дилер BMW в Новосибирске — «АвтоСтар-Сибирь» — начал сворачивать свою деятельность. В результате непростых переговоров с действующим дилером BMW, собственником площадки и дистрибьютором марки «Медведь-Холдингу» удалось заселиться в салон, ранее занимаемый «АвтоСтар-Сибирью» и договориться с BMW Group Russia о дальнейшей авторизации этого салона.

«Я уже опустил руки, думал, что всё, не судьба. Но надо отдать должное нашей команде.  Евгений Меркушев (коммерческий директор «Медведь-Холдинга» — «КС») подхватил эту тему, и большое спасибо ему за это, и Андрей Хабаров (финансовый директор «Медведь-Холдинга» — «КС») поддержал. Мы вышли в Новосибирск», — отметил в интервью одному из красноярских телеканалов Николай Бяков.

Таким образом, красноярской компании удалось выбраться из сложившейся ситуации и в кратчайшие сроки запуститься в Новосибирске. Текущие результаты работы, по словам представителей «Медведь-Холдинга», соответствуют запланированным, а значит, пока нет оснований утверждать, что красноярская компания прогадала с выходом в Новосибирск.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ