Сооснователь сети лапшичных «Воккер»

«Продать товарный знак – много ума не надо»

Делая собственный бизнес и получив первый успешный проект, многие задумываются о тиражировании успеха с помощью франчайзинга. Тем более, что просить франшизу начинают в тот момент, когда у вас у вас присутствуют минимальные признаки востребованности. Но не стоит спешить — продать товарный знак — много ума не надо. А что вы кроме знака продаете — в этом и есть ключевой вопрос.

Конечно, начинают бежать нули перед глазами, и кажется, что деньги за паушальный — это источник быстрого обогащения и решение текущих финансовых проблем. Вроде бы все так, да не совсем. Те, кто очень просит у вас франшизу в начале, сам же первым спросит с вас за собственные просчеты и упущения, за неоправданные ожидания.

Вы уверены, что продаете свой опыт? Ведь, на мой взгляд, именно за сэкономленное время и деньги и несовершенные потенциальные ошибки, на которых вы набили шишки, франчайзи и платит вам деньги. Сможете ли вы повторить свой успех в следующем месте? Отличаете вы субъективные факторы места от объективной модели? Я обычно не рекомендую ни продавать, ни покупать франшизу людям, у которых только одно кафе — системность и понимание модели возникает, когда этот успех как минимум закреплен в еще двух местах, общие функции выделены и выведены в надстройку над заведениями и есть уже признаки системы, а не умелое управление хаосом.

Ведь ваш партнер хочет купить именно систему, которая его, как и вас приведет к успеху. Он хочет заплатить за защищенную и менее рисковую модель входа. И тут возникает вопрос — а сами вы этой системой владеете? Если вы исчезнете на день, два, неделю из бизнеса и выключателе телефон, не рухнет ли все как карточный домик? Будут ли закутки системными, учет понятным и прозрачным, а стандарты работы так же соблюдаться и в ваше отсутствие?

Да, и как вы сможете контролировать качество у своих франчайзи? В принципе, чтобы понять суть франшизы, надо допустить, что все ваши точки ничем не отличаются от франшизных. И на вопрос, сколько человек мне нужно, чтобы франшиза работала, я отвечаю — столько же, чтобы работали ваши точки. Если у вас бардак в двух заведениях и все время приходится «тушить пожары», то в случае франчайзи — это будет пожар в кубе. И спросят за него именно с вас, поэтому все-таки 10 раз подумайте, все ли у вас в порядке внутри, для того, чтобы передать эту модель наружу.

Конечно, преимуществом масштабирования по франчайзингу является скорость масштабирования и затраты на него — вы достаточно быстро можете нарастить собственную сеть за счет партнеров. Но к недостаткам, в первую очередь, стоит отнести, что это не совсем собственная сеть, и вы в определенной мере зависимы от франчайзи — если плохого сотрудника можно уволить, то с партнером так просто не расстанешься.

Ошибка в выборе человека может стоить вам очень дорого и, по сути, будет грозить закрытием объекта и цепной реакцией. Партнер может переоценить перспективы собственного региона, обладать недостаточным операционным опытом и уверенностью, что за него все сделают. Франшиза — это машина, но без профессионального водителя она не поедет либо поедет плохо. И помните, пока все хорошо — все довольны, как только у партнеров начнутся первые проблемы, винить в них они будут в первую очередь вас.

Кроме этого, наш бизнес – рынок фастфуда абсолютно человекозависим и человекоориентирован, поэтому партнер, который не знает, как организовать команду и операционно работать с ней изо дня в день, вряд ли добьется выдающихся результатов. Не менее профессиональных качеств важны человеческие — насколько комфортно общение с этим человеком, насколько быстро можно найти общий язык — я точно знаю, что даже самое легкое общение в начале становится со временем чуть более сложным, поскольку пересечений и ситуаций становится больше. Поэтому человек, с которым нам изначально сложно, не станет нашим партнером никогда, сколь профессиональным он бы ни был.

Резюмируя вышесказанное, могу сказать, что франшиза — это полный клон вашего бизнеса — если что-то не работает у вас, это же самое не будет работать и у ваших партнеров. И не важно, как много вы написали во франшизном пакете, и какой он толщины — самое важное, насколько то, что в нем описано — работает.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ