«Отрицательную динамику мы наблюдаем впервые»

Весь 2015 год российский рынок розничной торговли находится под давлением ряда факторов — сокращения реальных доходов населения, роста цен на товары, как следствие — перехода на избирательно-сберегательную модель потребления. Более всего ситуация отразилась на fashion-ритейле, DIY, мебели и БТиЭ, положительную динамику сохранили сегменты FMCG, аптеки, дрогери, детские товары, корма для животных и топливо. «В любой кризис продажи детского питания и кормов для животных стабильно растут», — подчеркивает в исследовании компания Nielsen. Как оценивают итоги 2015 года непосредственно ритейлеры, выяснил «КС».

По информации министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, доля торговли в валовом региональном продукте сегодня составляет 16,2%. «Оборот розничной торговли за десять месяцев 2015 года снизился на 7,4%. Отрицательную динамику мы наблюдаем впервые с 2010 года. Показатели и розницы и опта падают», — говорит и. о. министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова в рамках II сибирского форума «Ритейл будущего: потенциал региональных рынков».

В целом оборот оптовой торговли Новосибирской области в январе-сентябре 2015 года составил 513,7 млрд рублей. Регион находится на первом месте среди субъектов Сибирского федерального округа. Второе место занимает Кемеровская область (318,2 млрд рублей), третье — Омская область (314,4 млрд рублей).

По розничному товарообороту лидирует Красноярский край с показателем 364,8 млрд рублей за январь-сентябрь 2015 года, на втором месте Новосибирская область (317,9 млрд рублей), замыкает тройку Кемеровская область (243,5 млрд рублей). «В структуре розничного товарооборота Новосибирской области преобладают непродовольственные товары, на них приходится 52,7%, на food-ритейл — 47,3%», — отмечает Лариса Яркова.

По обеспеченности торговыми площадями Новосибирская область занимает на сегодняшний день 10-е место среди 85 субъектов РФ и 1-е место в СФО. На тысячу жителей непосредственно в Новосибирске, по данным министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства региона, приходится 1296 кв. метров площадей. Так, в Красноярском крае, к примеру, данный показатель равен 869 кв. метрам, в Томской области — 900 кв. Метрам. Всего на территории Новосибирской области работают 239 торговых центров, в составе которых 8,6 тыс. торговых объектов.

В целом на рынке fashion-ритейла все не так оптимистично. «Fashion-ритейл оказался одной из сфер, на которых быстро сказалось падение доходов населения. Год начинался с ухода федеральных сетевых игроков. К сожалению, исчезли интересные бренды, которые составляли здоровую конкуренцию магазинам одежды в крупных торговых центрах, — рассказывает заместитель директора Avelon Дарья Сосунова. — К лету одной из тенденций стало сокращение товарных остатков у игроков, когда распродажи были минимальными, а новые коллекции скромными».

«Метания» в ценообразовании в первой половине года сменились массовыми акциями по привлечению клиентов во второй, отмечает Сосунова. Непосредственно для компании Avelon год начался с открытия в «МЕГЕ Омск» и увеличения вдвое площади магазина в «МЕГЕ Новосибирск». «Мы почувствовали большее внимание к себе в свете темы отечественного производства. Но изменилось клиентское поведение в целом. Как мы и ожидали, сократилось количество спонтанных покупок, а обновление гардероба стало более рациональным», — добавляет Дарья Сосунова.

По данным исследовательской компании Y Consulting, в самом сложном положении на текущий момент на рынке одежды и обуви находится среднеценовой сегмент (–17% в сравнении с показателями 2014 года), наиболее устойчивы люкс и премиум (+6,7%), бюджетный ценовой сегмент также сохраняет свои позиции (+1,5%).

Увеличивается количество локальных игроков и ужесточается конкуренция со стороны федеральных сетей в сегменте «дрогери». «Активно развиваются его крупнейшие участники — сети «Магнит Косметик», «Подружка», «Ол!Гуд», — рассказывает генеральный директор Y Consulting Дарья Ядерная. — Наращивают долю специализированные сети — «Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», «Рив Гош». Темп прироста выручки Топ-3 сетей составил 29% (при среднерыночном росте 12,9%). Доля Топ-3 выросла с 21,9% до 25,1% (выручка при этом составила около 140 млрд рублей с НДС)».

На фоне остальных рынков достаточно динамично прирастает food-ритейл. «Устойчивая тенденция — увеличение на региональном рынке доли федеральных игроков, — отмечает управляющий директор департамента кредитования регионального и среднего бизнеса банка ВТБ Юлия Сидская. — Фактически федеральные сети увеличили свою экспансию — за счет доступа к более дешевым финансовым средствам и активно захватывают освобождающиеся площадки от разорившихся ритейлеров. Поглощают мелкие региональные сети и стремятся использовать в свою пользу снижение арендных ставок и некоторый застой на рынке недвижимости».

Подтверждает слова госпожи Сидской информация агентства Infoline: за девять месяцев 2015 года Топ-130 ритейлеров ввели на 0,5 млн кв. метров больше, чем за аналогичный период 2014 года. В 2014-м данный показатель был равен 1,24 млн кв. метров, в 2015-м — 1,73 кв. метров (из них ведущие позиции у X5 Retail Group и сети «Магнит»).

Доли ведущих игроков рынка Food-retailПродажи FMCG в России в денежном выражении выросли на 11%, на рынке Сибирского региона — на 11% в случае продуктов питания и 9% в случае средств по уходу за собой и средств для чистки дома. «В натуральном выражении сибирский FMCG-рынок демонстрирует небольшое падение для непродовольственной корзины (–4%) и незначительный рост продуктов (+1%), — констатирует руководитель отдела по работе с розничными сетями в Сибирском и Дальневосточном ФО компании Nielsen Ольга Севостьянчикова. — Наибольший прирост объема продаж демонстрируют такие категории, как печенье и вафли, растворимый кофе, пастеризованное молоко и творог, существенное падение — шоколадные конфеты и батончики, молочные десерты, замороженные полуфабрикаты и еда быстрого приготовления, пивные закуски, уход за руками и телом, стайлинг, средства после бритья и депиляторы».

Среди наиболее заметных открытий региональных игроков можно отметить запуск супермаркета «Холидей Классик» в формате «суперстор» на проспекте Дзержинского в апреле 2015 года (площадь 2400 кв. метров), а также гипермаркета «Сибирский Гигант» на улице Русской в Советском районе в начале ноября текущего года (площадь 7500 кв. метров). Начала развивать новые для себя форматы ГК «НТС» — осенью на фудкорте торгового центра «Галерея Новосибирск» заработало первое кафе русской кухни «Добрянка», до конца года компания также планирует открыть ярмарку в «МЕГЕ», где в том числе будет продаваться продукция «Добрянки».

«Текущий год стал для сферы ритейла очень непростым. Как, впрочем, и 2014-й. Тем не менее в кризис, к примеру, стали очень выгодными условия аренды, — говорит исполнительный директор федеральной торговой сети «Посуда Центр» Игорь Васюков. — Сеть «Посуда Центр» стала активно открывать свои магазины в торговых центрах. Всего в этом году мы запустили 12 магазинов, четыре из них — в Сибири. Самые крупные гипермаркеты сети в стране — по 4 тыс. кв. метров — появились в Новосибирске и Омске. Число открытий в 2016 году снижать не планируем, продолжим открывать магазины в уже охваченных городах и осваивать новые. Текущий темп роста оборота к прошлому году составляет порядка 15%».

В сегменте бытовой техники и электроники в I квартале 2015 года продажи сократились на 16% в рублях и почти на 50% в штуках, сообщается в отчете Y Consulting. «Выросли только мобильные телефоны и смартфоны — на 4,4% в рублях (в штуках падение на 31,9%), — объясняет Дарья Ядерная. — В целом у крупнейших игроков продажи упали в среднем на 11% в рублях, тогда как региональные потеряли около 40%».

Продолжается консолидации рынка DIY-ритейла: как отмечают в Y Consulting, рост доли Топ-10 игроков составил с 37,1% в 2013-м до 47,4% в 2015 году. В их число входят такие сети, как «Леруа Мерлен», OBI, Castorama, «Петрович», «К-раута», «Агава» («Мегастрой»), «Бауцентр», «Максидом».

«В кризисный год нам удалось не потерять клиентов, хотя в целом на рынке DIY отмечается падение спроса до 20%, — отмечает директор по маркетинговым коммуникациям компании «Леруа Мерлен» Дмитрий Дмитриев. — Мы стали уделять много времени мониторингу конкурентов, интенсифицировали сотрудничество с российскими производителями. Это остается для «Леруа Мерлен» дополнительной возможностью роста и в 2016 году». Так, в ближайшем будущем компания планирует открыть магазины в Новокузнецке и Кемерове.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ