Чудо сбывается

В первый день зимы в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца открылся Международный рождественский фестиваль искусств. Крупнейший в регионе культурный форум продлится до 11 декабря и подарит новосибирской публике встречи с ведущими исполнителями в области музыки и театра.

Фестиваль открылся одновременно на двух площадках: в Камерном зале филармонии прошел спектакль-бенефис Ольги Волковой «Дорогая Памела, или Как пришить старушку». Одна из любимых актрис Эльдара Рязанова, сыгравшая в ряде его последних картин, вспоминала на пресс-конференции о своем пребывании в Новосибирске в годы войны в эвакуации, а на вопрос о недавно ушедшем режиссере ответила: «Это очень большая и серьезная тема, и я бы не хотела ее сейчас поднимать. Могу я попросить вас почтить память этого замечательного человека минутой молчания?». 2 декабря эту постановку московского «Оптимистического театра» увидела публика Академгородка.

Но официальное открытие фестиваля было музыкальным: в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца прошел концерт Филармонического камерного оркестра под управлением бельгийского маэстро Мишеля Тилькана, солировал известный ирландский пианист, лауреат Международного конкурса Чайковского Барри Дуглас. Открытие прошло под знаком классики — звучала музыка Моцарта и Бетховена. После исполнения «Императорского» концерта для фортепиано с оркестром Бетховена солист одарил публику двумя бисами — пьесами Брамса и Чайковского, сыгранными в манере гиперромантической, порывистой и очень вольной. Барри Дуглас уже выступал в Новосибирске несколько лет назад в рамках фестиваля «Клавиши» на сцене ДКЖ. Тогда филармония переживала сложное время без большого зала, а сегодня уже кажется, что это было в другой жизни. В блестящем, украшенном к фестивалю и Новому году зале Каца на концерт-открытие фестиваля собралась как постоянная филармоническая публика, так и привлеченные фестивальной афишей неофиты и представители власти и бизнеса.

Рождественский фестивальСтарт фестивалю дал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, также со сцены к слушателям обратилась генеральный директор филармонии и директор фестиваля Татьяна Людмилина.

Также 2 декабря на сцене Камерного зала филармонии прошел один из самых смелых проектов фестиваля. При поддержке Гете-института ансамбль Phosphoros представил музыкально-поэтический перформанс «Новая анатомия» на стихи Христиана Моргенштерна, Велимира Хлебникова и Даниила Хармса. Кто-то следил за переводом текста по программкам, кто-то предпочел воспринимать звучание немецкого языка как один из музыкальных голосов. Зал был неполон, что в ситуации с современным искусством явление скорее нормальное. Большинство слушателей пережили столкновение с актуальным художественным высказыванием с интересом, который подогревал своими комментариями Майнрад Кнер, лидер коллектива, автор музыки, исполнитель на контрабасе. «Для меня импровизация — это возможность как можно точнее и искреннее быть здесь и сейчас, не скажу, что это у меня всегда получается в повседневной жизни, — отмечает Майнрад Кнер. — Наша музыка необычная для восприятия, но мы не боимся того, что нас не поймут. Если сами музыканты на сцене откровенны и верят в то, что делают, то слушатель пойдет туда, куда мы его позвали. Тем более — образованная новосибирская публика». Текст на немецком и русском языках звучал в исполнении актера театра и кино Флориана Кляйне и экстремальной сопрано АльмутКюне.

В этот же вечер на сцене театра «Глобус» актеры театра «Современник» представили постановку «Пять вечеров» с участием Сергея Гармаша, Евгении Симоновой и Галины Петровой. Театральная линия, пусть и в камерном преломлении, продолжилась 3 декабря на литературном вечере Александра Филиппенко «Демарш энтузиастов» на тексты Довлатова, Бродского, Высоцкого и Окуджавы.

Впереди — еще неделя фестивальных открытий. Так, 7 декабря в афише Рождественского фестиваля экспрессивная пантомима в исполнении Адама Дариуса (США — Финляндия) и Казимира Колесника (Великобритания — Финляндия). 85-летнего Дариуса называют самым знаменитым мимом из ныне живущих, он проявляет себя не только в пантомиме, но и как автор книг, балетный танцор и хореограф. И учителями его были легендарные люди — чего стоит только имя легендарной балерины Ольги Преображенской, танцевавшей ведущие партии в постановках Мариуса Петипа и Михаила Фокина. Адам Дариус и его сценический партнер представят мим-шоу из трех частей. «Песня скорпиона» — драматичное произведение на стихи английской поэтессы Мариты Филлипс. «Пьеро в ссылке» — меланхолические размышления героя итальянской комедии дель арте о своей бродячей жизни… «Басе, или Дух, треплемый ветрами» — история жизни великого японского поэта XVII века Мацуо Басе.

Рождественский фестивальЧуть позже, 9 декабря, слушателей ждет настоящая рождественская история, рассказанная гением — прозвучит оратория Георга Фридриха Генделя «Мессия». Звучание этой музыки в рождественские дни — традиция, уходящая в века. Хор «Аллилуйя» из оратории настолько известен, что давно обрел собственную жизнь. В Новосибирске бессмертная музыка прозвучит в исполнении ансамбля солистов «Новосибирская камерата» и Камерного хора Новосибирской филармонии, дирижер — блистательный и харизматичный итальянский маэстро Фабио Мастранжело.

Один из самых невероятных проектов фестиваля 10 декабря представит ансамбль древнерусской музыки «Сирин». На сцене зала имени А. Каца прозвучат богослужебные песнопения XV–XVIII веков. «Музыка, которую мы исполняем, говорит о вечном. В ней — размышления о рождении, смерти, существовании Бога и первопричине мироздания», — говорит руководитель ансамбля Андрей Котов.

Безусловно, кульминационными моментами фестиваля станут выступления блистательной Хиблы Герзмавы, одной из самых востребованных в мире оперных певиц. 9 декабря она представит программу «Опера. Джаз. Блюз» с Трио Даниила Крамера, а 11 декабря выступит с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Фабио Мастранжело на концерте-закрытии фестиваля.

Из зрительного зала

Светлана Курченко, генеральный директор группы компаний «Сибирский дом техники»:

— Впечатлений множество. Радует, что такие профессионалы мирового уровня, как Барри Дуглас, приезжают в Новосибирск, это настоящее чудо. И конечно, испытываю гордость за музыкантов нашего симфонического оркестра, которые показали высочайший класс и буквально слились воедино с этим выдающимся пианистом

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ