FMCG как локомотив развития ритейла

Большинство рынков non-food показывают в 2015 году негативную динамику: «просели», по подсчетам аналитиков, сектора fashion-ритейл, DIY, мебель, бытовая и компьютерная техника. На их фоне все же сохранили положительную, растущую в рублях динамику сегмент FMCG, аптеки, косметика, детские товары и топливо (бензин и дизель). Непосредственно на долю FMCG, по данным агентства InfoLine, приходится 48,8% в структуре розничной торговли. Как оценивают сложившуюся ситуацию сами food-ритейлеры и какой стратегии развития ОНИ намерены придерживаться в 2016 году — в материале «КС».

Уже больше года россияне живут в новой экономической реальности. Согласно прогнозам агентства InfoLine, объем розничной торговли к концу 2015 года снизится в сравнении с показателями прошлого года на 8,9%. Из них в сегменте food — на 8,5%, non-food — 9,4%. «Дно кризиса еще не пройдено», — констатирует генеральный директор InfoLine Михаил Бурмистров.

Крупнейшие сети FMCG (товары каждодневого спроса), по его мнению, вошли в этот кризис в более хорошей финансовой и операционной форме, как следствие, «запас прочности» у этих ритейлеров сейчас достаточно большой, они активно используют возможности, которые формирует текущая экономическая ситуация. «Что касается региональных сетей, то здесь ситуация сложнее, значительную роль в этом плане играет покупательская способность. Тенденция очевидна: реальные доходы населения снижаются, в сравнении с 2014 годом — на 4,6%, реальные зарплаты — на 8,1%, по данным Росстата. На данный момент у 15% неипотечных ссуд просрочка составляет в среднем по стране более 90 дней. Потребительское кредитование не является сейчас драйвером роста продаж. И, на мой взгляд, роста социальных расходов государства до 2017 года не предвидится», — говорит Бурмистров.

Как отмечают в Infoline, динамика большинства рынков в non-food — негативная. «Просели» такие секторы, как fashion-ритейл, DIY (Do It Yourself, товары для дома, дачи, сада и огорода, и т. д.), мебель, бытовая и компьютерная техника, сохранили положительную, растущую в рублях динамику сегменты food, аптеки, косметика, детские товары, топливо (бензин и дизель). Изменение структуры спроса фиксируется на рынке цифрового ритейла, в том числе и у монобрендовых сетей операторов связи.

«Динамика спроса на услуги Tele2 в макрорегионе «Сибирь» в 2015 году изменилась. Прежде всего мы отмечаем рост доли монобрендовой розницы в общем количестве подключений, — подчеркивает коммерческий директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 Алексей Ядрышников. — Сейчас по Сибири в целом она превышает 50%. Также мы отмечаем рост доли подключений через интернет-канал. По сравнению с началом 2015 года доля подключений в интернет-магазине по регионам Сибири выросла на 1,5%, а общее количество подключений — почти в 3,5 раза».

В регионах, где Tele2 работает давно — Новосибирске, Омске, Томске и Кемерове, — темпы роста количества новых подключений сохранились на уровне прошлого года, отмечают в компании. В целом, согласно исследованию аналитического агентства J’Son & Partners Consulting, доля Tele2 в СФО по ситуации на август 2015 года составляла 28%, конкретно в Новосибирской области — 26%.

Среди других заметных тенденций на рынке ритейла в текущем году — ввод торговых площадей. В 2015 году он не замедлился: за девять месяцев 2015 года Топ-130 ритейлеров ввели на 0,5 млн кв. метров больше, чем за девять месяцев 2014 года. В 2014-м данный показатель был равен 1,24 млн кв. метров, в 2015-м — 1,73 кв. метров. Из них ведущие позиции занимают X5 Retail Group и сеть «Магнит» — их совокупная доля в приросте площадей, по подсчетам InfoLine, составляет 53,6%. В целом же, в Топ-7 российских ритейлеров сегодня входят «Магнит» (7,1%), X5 Retail Group (6,2%), «Ашан» (2,5%), «Дикси» (2,1%), «Лента» (1,9%), «Метро Кеш энд Керри» (1,6%), «О’кей» (1,1%).

«Федеральные и специализированные сети достаточно динамично растут, региональные сети стагнируют, традиционная торговля сокращается и выживает за счет нелегального алкоголя», — констатирует Бурмистров.

Как отмечает директор «Союза независимых сетей России» Сергей Кузнецов, в Сибири по-прежнему доминирующее положение находится у региональных продовольственных сетей. Порядка 50% продовольственного рынка в России занимают сетевые ритейлеры. Из них 25% — федералы и 25% — региональные компании, в Сибирском федеральном округе соотношение несколько иное. По мнению эксперта, можно говорить о том, что местные игроки превалируют. Именно поэтому в ближайших планах федеральных игроков — концентрация развития, в том числе на Сибири.

Так, «Лента» на текущей неделе сообщила, что в 2016 году собирается «продолжить открытия новых гипермаркетов и супермаркетов, как в традиционных, так и в новых для себя городах». Сеть намерена расширить присутствие в Центральном, Северо-Западном, Сибирском федеральных округах и усилить экспансию в Уральском, Приволжском и Южном. Отметим, что к началу октября 2015 года у «Ленты» 122 гипермаркета в 63 городах России, из них в Новосибирске — семь точек.

По состоянию на 31 октября 2015 года на территории Сибирского федерального округа работали 387 торговых точек розничной сети «Магнит»: 313 магазинов формата «у дома», восемь гипермаркетов, шесть магазинов «Магнит Семейный», 60 магазинов «Магнит Косметик», сообщили «КС» в пресс-службе компании. В Новосибирске сейчас работают 43 торговых точки «Магнита»: 31 магазин формата «у дома», один гипермаркет и 11 магазинов «Магнит Косметик».

Сеть «МЕТРО Кэш энд Керри» в 2016 году не планирует открывать новые торговые центры в Сибири, «тем не менее в последующие годы мы будем расширяться в регионе», — добавляет руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Оксана Токарева. «Также в краткосрочной перспективе в наши планы входит открытие логистической платформы в Новосибирске для обеспечения сибирских торговых центров товарами ультрасвежих категорий, таких как мясо, рыба, овощи-фрукты. Детали по данному проекту мы пока сообщить не можем, проект находится в стадии финализации», — говорит Оксана Токарева.

По ее словам, основные клиенты «МЕТРО Кэш энд Керри» — представители малого и среднего бизнеса — испытывают на себе, безусловно, влияние кризиса. «Наша задача состоит в том, чтобы предложить им необходимые ассортиментные и ценовые предложения (в том числе и товары СТМ)», — рассказывает Токарева и отмечает, что в компании не допустили резкого увеличения цен и дефицита на полках торговых центров.

Что касается импортозамещения, то после определения перечня продукции, привоз которой подпал под ограничения согласно указу президента РФ в августе 2014 года, «МЕТРО» сфокусировалось на странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия), Южной Африки, Новой Зеландии, Швейцарии, Китае, Турции и ряде других стран. На текущий момент компания взаимодействует с примерно 5000 поставщиками (производителями и дистрибьюторами). Из них порядка 400 — новые местные товаропроизводители, добавившиеся за последние два года. В частности, 94% мяса и 96% молочной продукции из ассортимента «МЕТРО», по словам Оксаны Токаревой, сегодня производятся в России.

В Сибири у «МЕТРО» на данный момент 300 локальных поставщиков и 12 торговых центров — три в Новосибирске, по два в Омске и Красноярске, и по одному в Кемерове, Новокузнецке, Барнауле, Иркутске и Томске.

Региональные ритейлеры не смогли оперативно сообщить «КС» точные данные по количеству магазинов, открытых в 2015 году. Тем не менее среди наиболее заметных открытий можно отметить открытие супермаркета «Холидей Классик» в формате суперстор в районе парка «Березовая роща» на проспекте Дзержинского в апреле 2015 года (площадь 2400 кв. метров), а также гипермаркета «Сибирский Гигант» на улице Русской в Советском районе в начале ноября текущего года (площадь 7500 кв. метров).

«С точки зрения политики импортозамещения, перспективы Сибирского региона достаточно хорошие, — уверен Сергей Кузнецов. — Особенно учитывая, что объемы потребления импортной продукции там, в принципе, находились не на высоком уровне. В частности, высок потенциал у компаний-производителей Алтайского края, которые могут поставлять собственную продукцию как в соседние регионы, так и в европейскую часть России, где доля импортных товаров была более высока».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ