«Культурное впечатление» от Екатерины Болдыревой

Делиться впечатлениями, обсуждать увиденное и прочитанное, спорить или думать в унисон — особое удовольствие. Постоянная рубрика «Культурное впечатление» дает нашим читателям, представителям делового сообщества Сибирского региона, отличную возможность обменяться мыслями и чувствами на страницах «КС» и бизнес-портала ksonline.ru. Поводом для публикации могут стать посещение концерта, спектакля или выставки, прочитанная книга, новый фильм или благотворительная акция. Главное, чтобы это действительно было вам интересно. Присылайте ваши отзывы по адресу ks@sibpress.ru.

Завсегдатай театральных премьер, поклонница культуры в лучших ее проявлениях, Екатерина Болдырева вместе с дочерью Дарьей посмотрели в «Глобусе» спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по пьесе Тома Стоппарда. Премьера спектакля-квеста не была простой ни по форме, ни по содержанию, но настоящих театралов новизна не пугает, а скорее радует возможностью обретения нового взгляда на мир.

Екатерина Болдырева, исполнительный директор АНО «Историческое общество СФО»:

— Безусловно, это спектакль, рассчитанный на подготовленную публику, регулярно посещающую театр. Не скрою, что после длинных диалогов первого действия я не была уверена, что готова досмотреть до конца, но очень благодарна Даше, которая выдвинула тезис о том, что о художественном произведении нельзя судить, не увидев его полностью. Действительно, уже во втором действии все закрутилось и завертелось совсем по-другому, пошел накал страстей. В первом действии мы сидели в зрительном зале, а во втором неожиданно переместились на сцену, и нам понравился этот поворот. Приятно оказаться на сцене в узком кругу зрителей, в этом есть некая элитарность. Необычно почувствовать себя частью процесса, ощутить свою сопричастность с театральным действием. Это была премьера, и рядом с нами оказались режиссер спектакля Алексей Крикливый и художник-постановщик Евгений Лемешонок: они переживали каждую секунду действия, каждую реакцию в зале, и наблюдать это было очень интересно.

Как точно заметила Даша, этот поворот зала и сцены имеет смысловую нагрузку, позволяет увидеть историю в истории, театр в театре. Том Стоппард взял классический шекспировский сюжет и неожиданно перенес внимание с Гамлета на его друзей, второстепенных героев Розенкранца и Гильденстерна. Их имена вынесены в название пьесы не зря: доселе почти незаметные персонажи становятся главными героями, мы видим знакомую историю их глазами, нам становится небезразлична их судьба, которая в результате оказалась трагической. Это новый взгляд на известный сюжет, позволяющий забыть о привычном «to be or not to be».

Исполнители главных ролей Никита Сарычев и Руслан Вяткин — талантливые актеры, за творчеством которых мы давно следим. Пожалуй, мне больше понравился Вяткин, именно в этом спектакле он раскрылся по-новому. Никите досталась роль умника, Руслану — простака, и в конце концов именно простак оказался умнее. Иван Басюра в роли первого актера просто великолепен: эпатажный, экстравагантно-дерзкий, пластичный, жесткий и вкрадчиво-мягкий одновременно. На него смотришь, не отрывая глаз. Мы уже видели этого актера в «Толстой тетради» и «Вороне», но на сей раз он был особенно хорош. Порадовало и появление Светланы Галкиной — как обычно, она продемонстрировала высокий класс актерской игры. Заслуживают безусловного внимания и сценография, и великолепные костюмы, и выразительные пластические номера.

Театр — это отражение нашей жизни. Ходите в театр! И вы найдете ответы на свои вопросы, пусть и не в буквальном смысле. Мы с Дашей запомнили одну фразу из этого спектакля: «Любой выход — это вход куда-то». Возвращаясь из театра, мы много об этом говорили, и в конечном счете этот совместный зрительский опыт натолкнул на решение каких-то жизненных вопросов. Вообще, если ты вынес из фильма, спектакля, книги или семинара хотя бы одну мысль, которая останется с тобой надолго, можно ставить «плюс», ведь мудрость накапливается по крупицам. Когда первые эмоции после премьеры улеглись, стало ясно: этот спектакль хочется посмотреть снова, и, возможно, не один раз. Возможно, не все понятно, и от этого еще больше хочется копнуть глубже. Задача искусства — оставить место для размышления. И дело не только в сложном устройстве текста Стоппарда в блистательном переводе Иосифа Бродского, но и в затронутых проблемах: человек и его судьба, жизнь и смерть, к которой надо уметь быть готовым, реальность и вымысел. Это тоже повод задуматься.

Мы восхищаемся Алексеем Крикливым как режиссером. Каждая его работа — открытие, с каждым сезоном становится все интереснее и интереснее. «Глобус» тоже меняется, становится более открытым и динамичным, репертуарная политика стала более современной. Подводя итог, могу сказать, что спектакль «Рознекранц и Гильденстерн мертвы» — это современно, круто, живо. Новизна и недосказанность в данном случае вызывают не отторжение, а желание понять и разобраться. А как иначе искать новые формы? Невозможно смотреть всегда одинаковые приглаженные постановки, интересно видеть и сравнивать разные подходы, а время расставит все по местам.

Культурные впечатления — важная часть нашей жизни. Мы часто ходим в театр всей семьей, не пропускаем премьеры в «Глобусе» и «Красном факеле», оперном театре, филармонии. На мой взгляд, драматическое и музыкальное искусство имеют первостепенное значение в воспитании человека. Мне важно и интересно обсуждать спектакли с детьми, меня радуют различия в понимании, неожиданные для меня суждения. Возможность такого вдумчивого восприятия формируется годами, к тому же занятия в театральной студии при театре Афанасьева помогли дочери стать грамотным зрителем. Недавно она посмотрела «Три сестры» Тимофея Кулябина в «Красном факеле» — и полна восторга и размышлений. Мы очень любим музыку, бываем на всех интересных концертах в концертном зале им. Арнольда Каца. Нам, новосибирцам, повезло — в городе есть прекрасные театры, творческие площадки. А если на них идут необычные спектакли, постановки и концерты, требующие творческих усилий от зрителей, значит, такие зрители в городе есть.

* * *

Официально

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

Том Стоппард, перевод Иосифа Бродского

Неразлучные товарищи принца Гамлета — Розенкранц и Гильденстерн — включаются в опасную игру на выживание. Перед ними открывается непроходимый лабиринт смыслов, каждый поворот которого подкидывает все более сложные вопросы. Один неверный ход может стать последним. В этой игре нет зрителей. Каждый, кто придет на спектакль, наравне с шекспировскими Гамлетом, Офелией, Клавдием и Гертрудой почувствует себя настоящим свидетелем захватывающего квеста. Режиссер спектакля — Алексей Крикливый, сценография и костюмы — Евгений Лемешонок. Роли исполняют Руслан Вяткин, Никита Сарычев, Илья Чуриков, Анна Михайленко, Александр Петров, Светлана Галкина, заслуженный артист России Евгений Важенин, Иван Басюра и другие.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ