Завтра будет кино

Международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра» в октябре впервые выбрался за пределы Москвы. Его директор ОЛЬГА ДЫХОВИЧНАЯ и продюсер АНГЕЛИНА НИКОНОВА провели в новосибирском кинотеатре «Победа» фестивальный уик-энд и представили киношколу 2morrowFilmSchool. Зрители, неравнодушные к авторскому кино, увидели три программы короткого метра, премьеру картины тайского классика Апичатпонга Вирасетакула «Кладбище великолепия» и посетили мастер-класс. Ольга и Ангелина рассказали «КС» о проблемах отечественной киноиндустрии и коротком пути в профессию.

— Как сложился ваш творческий тандем?

Ольга Дыховичная: — Наш первый большой совместный проект — фильм «Портрет в сумерках». Ангелина как автор сценария и режиссер-постановщик предложила мне главную роль, мы также стали сопродюсерами. Фильм стал стартовой точкой, позволившей сформулировать принципы дальнейшей работы в поле малобюджетного авторского кино. Следующую картину «Велкамхом» мы сделали с чуть лучшими бюджетными возможностями, но с тем же подходом: автор является продюсером и сам принимает финальные решения. Конечно, без большого продюсера ты обеспечиваешь себе много работы за офис, зато получаешь право на авторскую свободу. Так получилось, что после смерти Ивана (режиссер Иван Дыховичный, муж Ольги. — «КС») я продолжила делать фестиваль «2morrow/Завтра». У нашей с Ангелиной совместной картины «Портрет в сумерках» сложилась счастливая фестивальная судьба: мы пообщались с разными зрителями, представителями европейской киноиндустрии, увидели разные ролевые модели кинофестивалей и стали вместе работать над развитием «2morrow/Завтра».

Ангелина Никонова: — Опыт фильма совпал с тем фактом, что его успех стал вдохновлять начинающих кинематографистов. Все сошлось воедино, и концепция фестиваля стала четче.

— Как бы вы ее сформулировали?

О. Д.: — Наш фестиваль — демократическая площадка для авторского кино. Это зрительский фестиваль, в отличие от профессиональных фестивалей, таких как Канны или, например, «Кинотавр», на которых индустрия узнает новые имена и частью которых обычно является кинорынок. Кроме того, это демократичный фестиваль, в том числе и в ценовом отношении — зритель должен иметь возможность позволить себе посмотреть несколько фестивальных картин. Мы не только работаем с кинотеатрами, но и культивируем фестивальный дух в музейных пространствах: несколько лет это был ЦДХ, в этом году — Музей Москвы. Это важно, потому что люди приходят в кино еще и для того, чтобы пообщаться, встретиться с авторами в пространстве фестивального центра. В рамках фестиваля мы уже четвертый год продолжаем образовательную программу, сейчас она переросла в киношколу. Концепция киношколы — дать самый первый необходимый инструментарий для того, чтобы начать реализовывать себя в профессии.

А. Н: — Когда пять лет назад управление фестивалем попало в наши руки, фестивальное кино отпугивало зрителя. Оно позиционировалось как нечто сложное, как кино не для всех, и эта сложность иногда нарочито педалировалась. Мы потратили много времени, чтобы преодолеть эту снобскую ауру. Нам как фестивалю важно было стать проще по форме, чтобы содержание вышло на первый план. Основная функция фестиваля — стать площадкой для встречи фильмов и зрителей. И мы рады видеть, как меняется отношение к авторскому кино, как фестиваль становится все более востребованным.

— Чем, кроме посещаемости, вы измеряете успешность фестиваля?

О. Д.: — Только посещаемостью. Нам важен только интерес зрителей к фильмам и их доверие к контенту фестиваля. Полные залы на дебютных картинах молодых авторов — знак того, что мы на верном пути.

А. Н: — Фестивали зарабатывает репутацию годами и десятилетиями. Не стоит ждать быстрого результата, важно понять, что это долгий путь.

— Как осуществляется отбор фильмов?

О. Д.: — За девять лет существования «2morrow/Завтра» мы пробовали разные форматы. Раньше программный директор составлял все программы в рамках фестиваля: это стандартная схема. Мы придумали программу, которая состоит из 6–8 кураторских блоков, за каждым из которых стоит один или два куратора. Например, у нас есть программа «Офсайд», посвященная региональному авторскому кино.

— Много фильмов присылают из регионов?

О. Д.: — Нет, нам приходится искать. Когда мы сталкиваемся с такими феноменами, как, например, фильм режиссера из Иркутска Юрия Яшникова «Похабовск», мы понимаем, что наша страна богата самородками. Ему удалось с помощью краудфандинга снять комедию с участием больших российских актеров, которая стала хитом проката.

А. Н: — Такие истории вдохновляют, но, к сожалению, их немного. Кинопроизводство — процесс непростой, и так как мы уже имеем опыт и знания (в моем случае это нью-йоркское кинообразование и опыт создания фильмов в качестве фильммейкера), то готовы лично передать знания начинающим кинематографистам. В школе 2morrowFilmSchool мы объединяем вокруг себя профессионалов, которые проводят кратковременные интенсивные занятия по ряду кинодисциплин в формате онлайн, что позволяет людям из регионов слушать лекции, выполнять практические домашние задания и получать обратную связь. У нас демократичная ценовая политика — не хочется отфильтровывать таланты по принципу платежеспособности.

— Каков состав учеников по региональному признаку?

А. Н: — В нашей школе слушатели из разных городов России и СНГ: это Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Дахаб, Челябинск, Красноярск, Ижевск, Ялта, Могилев, Кемерово. Мы действительно верим, что профессионалами в кино становятся, набивая руку в профессии, а не посвятив пять лет своей жизни учебе в вузе.

— Хотя традиционная система российского кинообразования считается сильной?

О. Д.: — Она хороша для совсем юных, а среди наших студентов есть взрослые люди, для которых это второе или третье образование. Сегодня это мировая тенденция — в кино приходят люди из других профессий, у которых за плечами уникальный опыт, которого не получишь ни в каком киновузе. Им есть о чем рассказать.

А. Н: — К тому же у нас один киновуз на всю страну — мы не конкурируем с ним, а предлагаем дополнительное и очень практическое образование. У нас нет ничего лишнего, все направлено на получение навыков, необходимых на киноплощадке. Мы знаем индустрию изнутри, умеем отличить миф от реальности. Например, наш курс сценарного мастерства мы проводим совместно с крупной продюсерской компанией «Марс Медиа», которая нуждается в сценаристах, и мы точно знаем, что лучшие слушатели получат работу. К тому же мы помогаем авторам фильмов встретиться со зрителями, для этого у нас есть кинофестиваль. Среди кураторов программ «2morrow/Завтра» есть отборщики других фестивалей, в том числе европейских, и они не пройдут мимо стоящего кино.

— Может ли фестиваль авторского кино быть прибыльным?

О. Д.: — Нет, это имиджевая история, ты несешь какую-то свою задачу.

А. Н: — Это миссия. Слово, может быть, и громкое, но честное. Оно помогает из года в год проходить бесконечные сложности в организации, выбивать гранты, протягивать руку с шапкой.

О. Д.: — У нас, наверное, один из самых маленьких фестивальных бюджетов, половину которого мы получаем в качестве грантов от Министерства культуры либо от правительства Москвы. Вторая половина — это частные инвестиции, которые возможны только в том случае, если есть первый якорный бюджет. В прошлом году мы были вынуждены обратиться за помощью к зрителям, у нас была очень успешная краудфандинговая кампания на ресурсе planeta.ru. Когда мы увидели цифры и количество зрителей, которые поддержали фестиваль, то поняли, что не зря этим занимаемся. Это реальный диалог.

— Какие компании могут быть заинтересованы в том, чтобы спонсировать фестиваль?

А. Н: — Фестивали могут быть интересны компаниям, которые нуждаются в прямом выходе на нашу целевую аудиторию. Эффективным может быть сотрудничество с любыми бизнесами, которые нуждаются в имиджевом позиционировании, так как фестиваль является едва ли не единственной площадкой, где можно увидеть авторское кино. Прокатчики сегодня предпочитают не рисковать, выбирая в основном простые фильмы, но было бы неверно утверждать, что зрители не хотят ничего, кроме погонь и «стрелялок». Люди голодают по человеческим историям, хотят сопереживать и задумываться, на фестивале «2morrow/Завтра» это можно делать вместе. Кроме того, мы стремимся соответствовать своему названию и внедряем инновационные подходы к кинопроизводству, так что все компании, которые так или иначе связаны с технологическими новшествами, через фестиваль находят прямой выход на целевую аудиторию. К тому же мы показываем успешные примеры кинопродукции: сегодня снять полнометражное кино можно даже на смартфон.

— Получается, что миссия фестиваля и школы следуют из названия, а будущее отечественного кино зависит от возможности делать больше и больше фильмов?

А. Н: — Логически эту задачу можно решить кинообразование. Сегодня государство готово выделять гранты на создание фестивалей дебютного кино, но никто не задумывается о том, откуда оно должно появиться. А если задуматься, то станет понятно, что надо поддержать кинообразование в регионах. Пока лучшим выходом становится создание краткосрочных практических курсов. Это решение, которое мы предлагаем сейчас нашей стране.

— Вы впервые выбрались с фестивалем в регионы, как вам понравился Новосибирск?

О. Д.: — Нам радостно, что мы находимся на площадке единомышленников. О кинотеатре «Победа» и людях, которые здесь работают, я услышала задолго до приезда в Новосибирск и мечтала, чтобы меня сюда пригласили. За три дня мы увидели подход к делу, увидели зрителей, которые готовы воспринимать разное кино и, возможно, не так пресыщены, как москвичи. Увидели центр, формирующий городскую культурную среду. Работать с единомышленниками — одно из наших правил, я не верю, что деньги лучшая мотивация. В Новосибирске мы нашли единомышленников, почувствовали, что живем на одной волне, и думаю, в будущем придумаем особую программу для сибиряков. Возможно, это будет кампус на месяц или долгоиграющий курс, сочетающий онлайн-обучение с приездом интересных спикеров. Думаю, если поставить конкретные цели, например, получить пять интересных короткометражек из Новосибирска, и прописать конкретные шаги, то это произойдет. Важно создать среду, запустить механизм.

А. Н.: — Зачастую мы видим дебютное кино, снятое без понимания законов и азбуки кинопроизводства. Конечно, кино — это магия, но у этой магии есть рецепты. Мы готовы поделиться ими с людьми, стремящимися к работе в кино.

— Благодаря вашей школе загадочный мир кино становится ближе и доступнее?

А. Н.: — Образ киноиндустрии как закрытого элитарного мира насаждался годами, хотя в реальности география советской киноиндустрии была шире: работала Свердловская, Западно-Сибирская и другие киностудии. Теперь все сосредоточено в Москве. Пора открыть двери киношкол и киноиндустрии. Второй миф, который мы стремимся развеять, связан с представлением о том, что, начав снимать кино, жители из регионов обязательно уедут, бросят родной город. Это совершенно не обязательно, и хотелось бы, чтобы люди снимали кино в своих городах. Жизнь — это путешествие, и зрители хотят видеть жизнь в разных городах. Например, в последние годы благодаря Александру Николаевичу Сокурову, который посвятил несколько лет жизни воспитанию кинематографистов в Кабардино-Балкарии, пошли фильмы из этого региона.

О. Д.: — Это будет новая волна российского кино, всего за несколько лет там появилась целая плеяда кинематографистов с очень хорошей школой. В авторском кино, как ни странно, мастерство еще важнее, чем в коммерческом.

А. Н.: — Был миф, что, не окончив ВГИК, вы не придете в кино, а с другой стороны, был миф о Квентине Тарантино, который просто насмотрелся кино, работая в видеосалоне, и стал снимать шедевры. Это две крайности, не имеющие отношения к реальности, которую мы знаем очень хорошо, будучи активными практикующими кинематографистами.

— Какие профессиональные курсы вы предлагаете людям, желающим попробовать себя в индустрии кино?

А. Н.: — В ближайшее время мы запускаем трехмесячный курс «Основы полного цикла кинопроизводства», который формирует навыки сценарного мастерства, менеджмента производства фильма, основ монтажа, учит, как продвигать фильм на фестивалях и продавать в прокат. Сегодня актуально понятие фильммейкера, способного сделать фильм полностью от задумки до реализации, эта фигура объединяет в себе сценариста, оператора и продюсера. В начале года начинаем сценарный курс. Обучаем специальности художника-постановщика, мастерству монтажа, читаем курс по истории кино.

О. Д.: — Новые кинематографисты — это люди, понимающие процесс в целом, сегодня команда из 5–10 человек может снять полнометражный фильм. Мы это проходили.

— Режиссер теперь не только сидит в режиссерском кресле и кричит «Мотор!»?

О. Д.: — Он понимает, из чего состоит кино. Как показывает практика, мультипрофессионалы сегодня снимают больше.

— О чем будет ваш следующий фильм?

О. Д.: — У нас есть написанный Ангелиной сценарий по роману Владимира Сорокина «Тридцатая любовь Марины».

А. Н.: — Это будет полнометражный фильм, психологическая драма, действие которой разворачивается в 1983 году. Нам предстоит снять историческую картину с минимальным финансированием, это новая высота, которую надо взять. Но остановить нас такой небольшой проблемой, как отсутствие бюджета, невозможно. Не снимать кино мы не можем.

— Ангелина, о вас говорят как о фон Триере в юбке, это так?

А. Н.: — Во-первых, я не ношу юбки.

— А насчет остального?

А. Н.: — Это лестное сравнение, но Ларс фон Триер только один из многих любимых мной режиссеров. Надеюсь, со временем ни у кого не останется сомнений, что у меня свой кинематографический стиль.

— Ваш любимый фильм фон Триера?

А. Н.: — «Танцующая в темноте».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ