Новости отечественной культуры, особенно в сфере театра, все чаще бывают связаны со словом «скандал». К сожалению, потому что искусство само по себе безусловное благо и радость. К счастью, потому что открытая дискуссия сегодня сбывается лишь в формате скандала, но уж лучше такая, чем никакой. Сегодня страсти кипят вокруг «Золотой Маски». «КС» напомнил основные события конфликта и собрал мнения представителей профессионального сообщества.
Напомним, что ситуация обострилась после того как 12 октября секретариат Союза театральных деятелей РФ, который является учредителем «Золотой Маски», утвердил персональные составы экспертных советов сезона 2015/16. В экспертный совет драматического театра и театра кукол вошли 13 человек, председатель — театровед, критик, преподаватель ГИТИС Елена Карась. В состав экспертного совета музыкального театра вошли 12 человек под председательством кандидата искусствоведения, театроведа, критика, профессора СПбГАТИ Елены Третьяковой. Как сообщается на сайте СТД РФ, составы обоих советов сформированы на основе предложений СТД РФ и Министерства культуры РФ как соорганизаторов премии. Именно этим людям предстоит отсмотреть сотни спектаклей по всей стране и выбрать лучшие.
Два дня спустя московский театр «Гоголь-центр» и его художественный руководитель Кирилл Серебренников заявили об отказе участвовать в фестивале, о чем режиссер написал в Facebook: «Я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей. Им, ныне объявленным экспертам, смотреть мои спектакли и спектакли театра, который им глубоко ненавистен, тоже невозможно. Это они неоднократно заявляли. Поэтому чисто технически я лично и спектакли «Гоголь-центра» не участвуют в мероприятиях фестиваля «Золотая Маска».
Пусковой пружиной скандала послужило последовавшее публичное высказывание члена нового экспертного совета Капитолины Кокшеневой. «Фестиваль должен развиваться. Если посмотреть статистику за последние 10 лет, то выяснится, что Кирилл Серебренников был лидером по номинациям «Золотой Маски». Он либо выдвигался, либо получал что-то и был номером один в оценке экспертного сообщества. Может, хватит?» — заявила Капитолина Кокшенева «Известиям». Она также отметила, что премия называет себя национальной, но до этого звания нужно дорасти, а фестивалю нужно продемонстрировать национальные особенности нашей страны.
Это высказывание члена экспертного совета многие коллеги сочти неприемлемым, о чем заявили в открытом письме театральных критиков в адрес председателя СТД РФ Александра Калягина. «На «Золотую Маску» давит Министерство культуры, и именно с этим связана череда скандалов, потрясших ее. Об отказе выдвигать свои спектакли уже объявили Константин Богомолов и Кирилл Серебренников, а из экспертного совета по драматическому театру и театру кукол вышли наши коллеги Ольга Фукс и Алла Шендерова», — пишут театральные критики, высказывая обеспокоенность судьбой премии и указывая на недопустимость применения идеологических критериев в ущерб художественным. По мнению авторов письма, беспрецедентный кризис можно побороть только беспрецедентными мерами: ситуацию считать чрезвычайной, созвать внеочередное заседание секретариата СТД, поставить вопрос о роспуске только что набранного экспертного совета и сформировать новый.
Следующая серия — ответное письмо членов рабочей группы СТД под руководством А. Калягина, опубликованное на сайте СТД 20 октября. Его авторы уверены, что открытое обращение критиков было вызвано исключительно беспокойством за судьбу главной театральной премии страны, однако сочли его излишне эмоциональным. Что касается принципов формирования экспертных советов фестиваля, то СТД предлагает новые правила, в том числе ежегодную 100%-ную ротацию советов и недопустимость участия в советах штатных сотрудников театров. Тем не менее нынешний экспертный совет был сформирован в полном соответствии с положением о премии и фестивале «Золотая Маска», при этом Министерство культуры РФ имеет право участвовать в формировании экспертного совета как один из организаторов премии. Реплика Капитолины Кокшеневой, по мнению рабочей группы СТД, свидетельствует об отсутствии корпоративной и профессиональной этики и нарушает незыблемые правила конфиденциальности.
«Золотая Маска» отреагировала в тот же день, уповая на возможность профессионального диалога. Председатель экспертного совета Алена Карась заявила, что совет не вправе игнорировать мнение своих коллег. «Свою задачу как председателя я вижу в том, чтобы сделать возможным пусть и трудный, но профессиональный диалог, — отметила Алена Карась. — На заседании присутствовало 11 членов экспертного совета — т. е. все, кроме ранее вышедших из его состава театральных критиков Ольги Фукс и Аллы Шендеровой. Большинством голосов мы договорились взять тайм-аут на одну неделю и попытаться за это время решить несколько практических задач, мешающих нормальной работе экспертного совета».
Открытое письмо — не единственный шаг, консолидирующий профессиональное сообщество: в настоящее время идет процесс создания Ассоциации театральных критиков. Глеб Ситковский, театральный критик, театральный обозреватель журнала «Нью-Таймс», который пару сезонов назад возглавлял драматический экспертный совет «Золотой Маски», также дал свою оценку этому событию. «Ассоциация театральных критиков России в данный момент находится на самом начальном этапе формирования: пока появились подписи, свидетельствующие о том, что она действительно нужна, на данный момент это 107 человек. Создана инициативная группа, которая начала работать над уставом ассоциации». Цели будущего объединения сформулированы в заявлении для прессы: «Ассоциация объединит театральных критиков из разных регионов страны, чтобы поддержать свободное развитие театра и принципы независимости профессиональной экспертизы. Одна из задач Ассоциации — создание платформы для диалога со всеми участниками театрального процесса». По мнению Глеба Ситковского, создание ассоциации важно и как свидетельство того, что профессионалы способны объединиться в сообщество, голос которого может быть услышан.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ирина Яськевич, театральный критик:
— Думаю, эта ситуация важна для Новосибирска в той же степени, что и для всей страны: мы живем в едином культурном пространстве, у нас один на всех театральный процесс. Министерство культуры сегодня, по мнению более сотни профессиональных театральных критиков, ведет себя агрессивно и считает возможным управлять не только культурой, но и процессом художественного творчества. Я подписала это письмо, чтобы защитить профессиональную независимость театральной критики и, шире, независимость любых творческих профессий. «Золотая Маска» всегда была премией профессионального сообщества, и должна таковой остаться.
Важно то, что нарекания Министерства в адрес «Золотой Маски» появились не сегодня, и на будущий год намечены шаги по реформе фестиваля, направленные на его большую управляемость. Но театральный процесс — это объективная данность, не зависящая от мнений отдельных критиков или чиновников, его важно донести до зрителей во всем многообразии. Если отсечь от него то, что не нравится одним или может насторожить других, останется некая усредненная, беспроблемная серая масса — видимо, Министерство культуры хочет видеть афишу национального театрального фестиваля именно такой. Если мы не отстоим независимость «Золотой Маски», то не удержать и остального.
Сергей Самойленко, литератор, переводчик, театральный критик:
— Я подписал в числе остальных театральных критиков письмо, адресованное председателю СТД Александру Калягину, поскольку считаю этот жест необходимым. Важно, чтобы профессиональное театральное сообщество продемонстрировало единство перед тем давлением, которое оказывает на премию «Золотая Маска» и на российский театр в целом Министерство культуры РФ и государство вообще. Поводом для письма стал новый состав экспертного совета премии, в который по настоянию Минкульта было введено несколько новых членов. В первую очередь речь идет о Капитолине Кокшеневой, фигуре совершенно одиозной, к театральной критике как таковой имеющей отношение косвенное, зато отметившейся многими статьями о театре, литературе и современном искусстве, написанными в жанре, фигурально выражаясь, погрома и доноса.
Письмо — это прежде всего жест профессиональной солидарности и стремление сохранить независимость и премии и самого института критики. Понятно, что шансов на то, что к письму прислушаются и экспертный совет сформируют заново, практически не было — я, например, в таком исходе был уверен. Государство действует, как бульдозер без заднего хода, едет медленно и давит все живое, примеры за несколько последних лет мы видели. Хотя, надеюсь, диалог о судьбе «Золотой Маски» с СТД все же будет продолжаться — подписавшие письмо критики составляют весомую и самую независимую часть театрального сообщества. Могу также сказать, что результатом всех этих событий стало решение о создании Ассоциации театральных критиков России, которое поддержали более 100 критиков из разных городов. Думаю, это очень важный результат, переоценить значение этого события трудно.
Оксана Ефременко, театральный критик:
— Было несколько моментов, которые сподвигли меня подписать это письмо. Частным поводом можно считать ситуацию, когда после объявления нового состава экспертного совета некоторые из критиков, вошедших в его состав, посчитали возможным комментарии, противоречащие принципу беспристрастной профессиональной оценки. Можно спорить о критериях, однако нельзя подменять их предубеждениями. Но дело не только в этом: история с «Золотой Маской» длится уже около года, Министерство культуры РФ пытается активно вмешиваться в жизнь премии. В том числе ведутся разговоры о том, что можно считать «национальным», что такое «правильная» интерпретация классики, и так далее. Такой подход полностью подрывает само понятие режиссерского театра как отдельного вида искусства, сформированное больше 100 лет назад. Пока ситуация разрешается не в пользу открытого письма — как и в истории с «Тангейзером», когда не был услышан голос 3000 человек, вышедших на площадь поддержать театр. Сегодня вопрос не столько в отдельных персоналиях, входящих в состав экспертных советов, сколько в опасности утраты легитимности главной театральной премией и растущей тенденциозности оценки всего театрального процесса России. Но результат у письма все-таки есть — практически все подписанты, а это ведущие отечественные критики (более 100 человек), решили создать Ассоциацию театральных критиков России, чтобы в дальнейшем поддерживать свободное развитие театра и принципы независимости профессиональной экспертизы.




