Марина Гусева (Гуляева)
Генеральный директор и владелец Сибирского офиса компании «ИНТАЛЕВ», эксперт по системам управления.

Как создать систему управления для успешной реализации инвестпроектов?

«Как я буду управлять инвестиционным проектом в своей компании, чтобы получить результат?» – мне бы хотелось, чтобы каждый руководитель, открывающий новые направления на своем предприятии, задал себе этот вопрос. Поиск средств на запуск и развитие – важный момент, но вложенные деньги не гарантируют успех автоматически. К слову о деньгах, не уверена, что сложнее: найти необходимые инвестиции или проект, в который можно было бы вложить средства с гарантией по их отдаче.

В начале октября я выступала с докладом на региональном XI Новосибирский инновационно-инвестиционный форуме, и наша площадка «Комплексное сопровождение инновационных проектов» меня очень порадовала. Мы обсуждали трудности, которые возникают во время реализации инвестиционных (в частности, инновационных) проектов, и опыт, к которому можно обратиться за их разрешением. Это очень важная тема. Ведь лучше не самая прорывная идея, но доведенная до ума и реализованная, чем суперразработка , которая не принесла ожидаемого эффекта или вовсе осталась только «на бумаге».

Итак, вы директор производственного предприятия. Вы управляете его деятельностью, ставите цели по получению прибыли, организуете сотрудников в отделы и службы, делегируете полномочия, управляете экономикой и финансами, управляете продажами. Но у вас есть инвестиционный проект, а возможно, и не один, – то есть вы запускаете новое направление, которое требует привлечения инвестиций.

Подходят ли технологии управления операционной деятельностью для управления инвестиционными проектами? Нет. Просто потому, что цели, ресурсы и итоговый результат у этих процессов разные.

Какие изменения в систему управления компанией необходимо внести, чтобы она была готова к успешной реализации инвестиционных проектов? Здесь стоит говорить в первую очередь о трех ключевых моментах:

  • изменения в организационной структуре,
  • внедрение системы управления проектами,
  • изменения в системе управления экономикой и финансами предприятия.

Первое – это ваша оргструктура

Как правило, у производственных предприятий она линейно-функциональная. То есть управление осуществляется по отдельным функциям: функция продаж – коммерческий директор, функция производства – директор по производству и т. д. В этой структуре нет ответственности за общий результат – только за его часть. Скорость принятие решений низкая, есть коммуникационные издержки по горизонтали.

Такая структура не подходит для управления инвестпроектом. В этом случае ответственность за весь результат, весь проект должна быть у одного человека, потому что скорость принятия решений очень важна и не должна снижаться (ведь такой проект всегда сталкивается с рисками, выбивается из графика и пр.).

Оргструктура должна быть матричной, в ней появляется фигура менеджера проекта (МП), который отвечает, собственно, за весь проект: за сроки, за ресурсы, за бюджет, за реализацию и главное – за результат. То есть за окупаемость инвестиций, рентабельность, прибыльность нового направления. Не стоит наивно думать, что сотрудники сами разберутся, что и как делать, и что все само получится. Это задача руководителя – задать правила игры, разделить зоны ответственности и полномочий, чтобы все были ориентированы на достижение целей проекта.

Менеджер проекта – это, по сути, директор мини-предприятия под названием проект. Важно не просто его назначить, а наделить необходимыми полномочиями. Да, директор по производству подчиняется МП в рамках проекта, да, финансовый директор – это тоже ресурс МП.

Система управления проектами

Также компании необходим инструмент для управления проектами. В систему управления проектами входит много составляющих: и управление рисками, и управление качеством, и управление коммуникациями, и многое другое. Но есть 3 кита, 3 ключевых момента, без которых выстроить систему невозможно.

  1. Управление сроками и работами по проекту.
  2. Управление ресурсами.
  3. Управление стоимостью (план/бюджет, система отчетности).

Эти элементы должны быть взаимосвязаны: изменился график работ, например, отстали по срокам, значит, вносим изменения в ресурсы, в бюджеты. Проект не должен жить по утвержденному однажды сценарию, который отстает от жизни и не позволяет управлять реальным положением дел.

Управление финансами

Коротко говоря, у любого бизнеса есть 3 кошелька с деньгами, которые ни в коем случае нельзя смешивать: операционная деятельность, финансовая и инвестиционная. Операционная деятельность должна генерировать положительный денежный поток, и если этого не происходит – большой вопрос, насколько эффективен ваш основной бизнес. Финансовая – это займы и кредиты, а также выгодное размещение денежных средств. Денежный поток по инвестиционной деятельности является отрицательным.

Требуйте от своего финансового директора разделения денежных потоков на 3 вида деятельности. Этому должна соответствовать и система управленческой отчетности, которой вы пользуетесь для принятия решений. Все затраты должны быть разделены между видами деятельности, затраты по инвестиционным проектам – капитализироваться, чтобы вы могли видеть фактические расходы и в результате рассчитать рентабельность и окупаемость. О том, что нужно составлять бизнес-план, знают сегодня все, и у половины запущенных проектов есть только план, без факта. То есть не отслеживается информация о том, к чему мы пришли, сколько денежных средств потратили, какую окупаемость инвестиций получили.

Это очень краткое изложение сути тех изменений, которые повлечет за собой запуск инвестиционного проекта в компании. В качестве резюме к вышесказанному предлагаю вам «вопросы для самопроверки», честные ответы на которые помогут вам как руководителю понять, готовы ли вы к успешной реализации инвестпроекта.

Итак, насколько эффективна ваша система управления инвестиционным проектом?

  • У вас есть менеджеры проекта?
  • За что у вас отвечает менеджер проекта?
  • Зарплата менеджера проекта зависит от сроков и стоимости проекта?
  • Вы составляете графики работ по проекту?
  • Вы видите информацию в течение месяца о выполнении работ, потраченных ресурсах, затратах проекта?
  • У вас ведется учет затрат, движения денежных средств в разрезе проектов?
  • Какими показателями вы мерите эффективность проекта?

Удачи в реализации ваших проектов!

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@sibpress.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ