Михаил Шемякин — о каллиграфии, детях и Высоцком

Выставку «Каллиграфия и текст как образ в искусстве» новосибирцам лично представил художник Михаил Шемякин. Экспозиция, входящая в крупномасштабный проект «Воображаемый музей», стала возможна благодаря сотрудничеству Фонда художника Михаила Шемякина (Санкт-Петербург), новосибирского Городского центра изобразительных искусств и ООО «Лига-Капитал».

Художник и скульптор Михаил Шемякин — личность, без сомнения, легендарная. В 1971 году, когда его фантасмагорические работы приобрели известность в андерграундных кругах, его выслали из Союза (до этого были отчисления, принудительное лечение в психиатрической больнице, работа лаборантом и чернорабочим, послушничество в монастыре и многое другое). «Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир — мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие 60-е годы», — вспоминает художник. Мировое признание пришло к Шемякину позже, уже в Париже, потом он принял американское гражданство, а сейчас живет во французской провинции. Издал в Париже альманах «Аполлон-77», ставший коллективным манифестом русского художественного андеграунда. Основал Фонд художника Михаила Шемякина для реализации культурных, научных, социальных и благотворительных программ. В русскую культуру Шемякин вернулся только после распада СССР: создал свой вариант памятника Петру I в Петербурге, известный скульптурный ансамбль «Дети — жертвы пороков взрослых» в Москве, организовал несколько персональных выставок, провел на телеканале «Культура» цикл передач об изобразительном искусстве «Воображаемый музей Михаила Шемякина», оформил «Щелкунчика» в Мариинке. Сегодня это признанный деятель мировой культуры — перечислять звания и должности было бы утомительно.

Михаил Шемякин приехал в Новосибирск вместе со своей супругой Сарой де Кей. История их знакомства заслуживает отдельного внимания. «Когда я окончила университет, меня пригласили на телевидение и поручили разобраться, будет ли фильм о Высоцком интересен американскому зрителю. Это было в 1983 году. Картину решили показать, но необходимо было найти человека, который представит ее аудитории. Я спросила своих знакомых из России, кого они могли бы порекомендовать, и мне посоветовали связаться с Шемякиным, который жил в Нью-Йорке и был лучшим другом Высоцкого», — вспоминает Сара де Кей. Ей пришлось поехать к Шемякину самой, чтобы удостовериться, что он может быть увлекательным рассказчиком. Оказалось, он мог говорить целыми страницами на таком великолепном русском, которого ей до сих пор слышать не доводилось. Так чисто академический интерес молодой славистки перерос в судьбу, с тех пор тесно связанную с русской культурой.

шемякинВыставка «Каллиграфия и текст как образ в искусстве» — один из многочисленных просветительских проектов Михаила Шемякина. Тема не случайна. Визуализация текста давно стала явлением искусства, а игра словом воспринимается как поиск новых форм изобразительности. Форма слова, слова-формы, формальные слова — все это входит в пространство станковых произведений русского авангарда, картины Эля Лисицкого, через синтез поэзии и живописи проникает в работы кубофутуристов, определяет дух советских плакатов, позднее проявляется в предметно-пространственном творчестве Эрика Булатова и Всеволода Некрасова. Выставка прошла с участием современных маститых и совсем молодых российских художников: в списке 31 фамилия, географически представлены Новосибирск, Омск, Томск, Иркутск и Санкт-Петербург, все работы отбирал лично Шемякин. Экспозиция также включает его собственные научные разработки: около 90 изображений, основанных на результатах аналитических исследований и авторских изысканий. В рамках визита прошли встречи с творческой интеллигенцией города, поклонниками искусства из деловой среды, представителями городской администрации включая мэра Анатолия Локтя (губернатор и министр культуры не сочли нужным встретиться с художником, чем вызвали его искреннее недоумение), молодыми художниками и журналистами.

шемякинХудожник также презентовал новосибирцам свою книгу «Две судьбы» — объемное подарочное издание, творческое и документальное свидетельство тесной дружбы двух великих современников, которая началась с первой встречи в 1975 году и закончилась с кончиной Высоцкого. Здесь впервые опубликован цикл из 42 иллюстраций к произведениям Высоцкого (по числу прожитых им лет), над которым Шемякин работал в течение трех последних десятилетий. Также впервые публикуется полная версия воспоминаний Шемякина о дружбе с Высоцким и дополнительный материал: автографы, письма, фотографии.

Деятельность Михаила Шемякина носит разносторонний характер, мы сочли интересным расспросить его о смысле и значении знаменитой скульптурной группы «Дети — жертвы пороков взрослых». «Меня часто спрашивают, почему на стене в моем фонде висит большой портрет Феликса Эдмундовича Дзержинского, человека, репрессировавшего огромные массы народа. Разве мало того, что Россия становится исступленно, я бы сказал, истерично православной, она становится еще и истерично царской? Раньше все били себя в грудь, доказывая пролетарское происхождение, потому что за дворянские корни можно было и десятку получить, теперь все вокруг — графья и князья. Отвечаю: Дзержинский висит у меня для того, чтобы, когда ко мне приходят богатые люди или просто люди, которые хоть чуть-чуть думают о России и ее будущем, они знали о бедственном положении детей. Недавно Кобзон в газетной статье возмущенно сказал, что, по подсчетам, у нас три миллиона бездомных детей. Но в реальности их гораздо больше, только в Петербурге их официально около 50–60 тысяч», — рассказал Михаил Шемякин.

шемякинТак вот, портрет Железного Феликса, по словам художника, висит потому, что если бы Дзержинский был жив, он не допустил бы такого отношения к детям. «Он спасал колоссальное количество беспризорных детей. Наше отношение к детям безумное, преступное. Некоторые священники умудрялись ходить около памятника «Дети — жертвы пороков взрослых» и говорить, что это памятник злу: еще один пример безграмотности и лицемерия, которые присутствуют среди служителей церкви. Они хотят рассуждать о том, какое искусство плохое, какое хорошее, где присутствует дьявольское, судят о том, к чему не имеют никакого отношения, — говорит Шемякин. — Этот памятник — большая заслуга Юрия Михайловича Лужкова, который вызвал меня и поручил его сделать, это была громаднейшая работа. Памятник необходимый, нужный». Михаил Шемякин сообщил, что сейчас совместно со Стасом Наминым разрабатывает проект мистерии в средневековом духе по мотивам своего скульптурного ансамбля, а в будущем также рассматривает возможность создания балета «Дети — жертвы пороков взрослых». По его мнению, это должно привлечь внимание к проблемам детства.

Кстати, экспозиция «Каллиграфия и текст как образ в искусстве» открыта в ГЦИИ до 11 октября — кто не видел, еще может успеть.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 Михаил Паршиков, художник:

— По моему мнению, Михаил Шемякин — безусловная звезда среди гостей художественного Новосибирска. Доступен, общителен, неистощим на рассказы про себя любимого: мало кто из современников может похвастаться дружбой с Владимиром Высоцким, посещением мастерской Генри Мура, а также личным общением с президентом России по вопросам установки крупнейших памятников в Петербурге и Лондоне. По результатам новосибирской выставки Михаил Михайлович обещал выпустить каталог, в который войдут тематические работы таких классиков XX века, как Энди Уорхолл, Илья Кабаков или Дмитрий Пригов, а также многочисленные работы новосибирских авторов. Отбор работ для выставки происходил следующим образом: каждый автор мог предоставить пять работ, из которых, как правило, на выставку было отобрано не более двух. Я впервые участвовал в выставке, инициированной Михаилом Шемякиным, хотя достаточно давно знал о них. Мой личный трофей — автограф Шемякина с пожеланием творческих побед.

Олеся Додонова, куратор, арт-менеджер

— Приезд художника такого уровня — событие для Новосибирска. Благодаря союзу Фонда художника Михаила Шемякина, компании «Лига-Капитал» и ГЦИИ публике представлен сам мастер и его труды, пусть и не живописные, а научно-исследовательские, но нам ведь сегодня в первую очередь нужны знания. Творческую встречу художник посвятил проекту, своей биографии и творчеству, мировому искусству в целом, отдельным художественным личностям и ответам на вопросы слушателей. Мастер прекрасно говорит и щедро раскрывает факты из личной биографии, доселе неизвестные широкому зрителю. Перед нами предстал состоявшийся художник, готовый поделиться знаниями с молодыми (они в приоритете, именно на них он делает ставку). При этом он отметил отобранных для участия в проекте конкурсантов, их работы войдут в тематический двухтомник, который выйдет в 2016 году. ГЦИИ планирует и дальше сотрудничать с Фондом и самим Михаилом Михайловичем по ряду проектов. Кстати, ему понравились неподдельная заинтересованность и человеческое внимание нашей публики.

Виктор Буланкин, продюсер:

— Не все помнят, что одна из первых выставок Михаила Шемякина состоялась в Новосибирске в 1967 году. Нынешний его приезд в Новосибирск стал возможен благодаря объединенным усилиям Фонда Шемякина, ГЦИИ и ООО «Лига-Капитал», оказавшего проекту серьезную поддержку в части организации визита и размещения гостей и работ, подготовки выставочных пространств. Конечно, вся профессиональная часть легла на плечи специалистов ГЦИИ. Работа Михаила Шемякина и его фонда с 15-летней историей имеет огромное гуманитарное, научное и воспитательное значение. За два дня, 12 и 13 сентября, прошли две встречи художника с новосибирской публикой, в том числе одна из них — в новом культурном пространстве «Арт-Лига» на территории бизнес-центра «Лига-Капитал». Это профессионально подготовленная для реализации культурных проектов коммуникационная площадка, призванная стать новым центром притяжения людей искусства и бизнеса. Идея создания «Арт-Лиги» принадлежит генеральному директору ООО «Лига-Капитал» Александру Элерту: это тонко чувствующий и понимающий искусство человек, готовый не только быть спонсором, но и вместе с профессиональным экспертами участвовать в разработке культурной стратегии нового пространства для деловой элиты города. Выставка «Каллиграфия и текст как образ в искусстве» стала для нас знаковым событием, впереди много разноплановых проектов, в том числе и в содружестве с Фондом художника Михаила Шемякина.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ