«В спешке можно потерять качество, поэтому в важных вопросах торопиться не будем»

В течение 2015 года на российском финансовом рынке произошло много изменений: это и ощутимые колебания курса рубля, изменения ставок на банковские продукты; громкие отзывы лицензий, слияния и поглощения. Но, пожалуй, одной из самых заметных сделок можно считать приобретение МДМ Банка акционерами БИНБАНКа. О том, как будет проходить объединение двух крупных банков, в интервью «КС» рассказал первый заместитель председателя Правления МДМ Банка ПЕТР МОРСИН.

ПАО «МДМ Банк» основано в 1990 году и в настоящий момент входит в число крупнейших частных банков России по размеру капитала и объему активов.

В декабре 2008 года было объявлено о слиянии МДМ Банка с новосибирским УРСА Банком.

В конце июня 2015 года совладельцы группы БИН Микаил Шишханов и Михаил Гуцериев заключили соглашение о приобретении контрольного пакета акций (58,33%) МДМ Банка у Сергея Попова.

БИНБАНК — крупный федеральный банк, основан 1 ноября 1993 года. Основными акционерами банка являются Микаил Шишханов (59,4% акций) и Михаил Гуцериев (39,4% акций). Помимо БИНБАНКа, в его группу входят «БИНБАНК кредитные карты», «БИНБАНК Мурманск», Уралприватбанк и пять банков группы «Рост», включая красноярский «Кедр». Региональная сеть насчитывает порядка 500 офисов по всей России.

— Петр Петрович, расскажите, какие изменения ожидают МДМ Банк в Сибири в связи с его приобретением акционерами БИНБАНКа?

— У МДМ Банка исторически очень сильные позиции в Сибири благодаря серьезной успешной многолетней работе в регионе. С годами здесь была наработана весомая база, особенно в корпоративном сегменте, которая формировалась на доверии между МДМ Банком и бизнесом, поэтому мы с огромным уважением и вниманием относимся к ней. И мы активно работаем над тем, чтобы интеграционные процессы прошли незаметно для розничных клиентов и оказали исключительно позитивное влияние на корпоративный сегмент.

— То есть объединение банков все же повлияет на условия работы с крупными компаниями?

— Надеемся, но это влияние будет только, как говорится, со знаком плюс. У компаний теперь появится более крупный финансовый партнер в лице объединенного банка.
Чем крупнее кредитная организация, тем, как правило, интереснее процентные ставки, больше кредитные лимиты, шире партнерская сеть. Для корпоративного клиента федеральный банк — это не просто кредитная организация, а финансовый агрегатор, через который можно находить проверенных партнеров в других регионах страны.

— Какие направления сейчас являются приоритетными и изменятся ли эти приоритеты?

— Смещать акценты мы не планируем, возможно расширение приоритетных сегментов. Сейчас практически половину корпоративного кредитного портфеля МДМ Банка занимают необходимые региону предприятия АПК (порядка 48%), за ними следуют предприятия инфраструктурного строительства и розничной торговли (17% и 16% соответственно).

Сейчас в стране активно развиваются новые проекты, связанные с импортозамещением, и это направление мы также считаем приоритетным. Далее я бы отметил все, что связано с индустрией здоровья — фитнес-клубами, частными клиниками и т. п. В России это исторически недооцененный сегмент, и хорошо, что сейчас он начал активно развиваться. Я считаю, что когда банк участвует в подобных проектах, то он выполняет не только финансовую, но и социальную функцию.

— Перейдем от крупного корпоративного бизнеса к сегменту МСБ. Каких изменений ожидать клиентам и вообще, насколько этот сегмент важен в текущей экономической ситуации?

— Малый и средний бизнес всегда был и будет важным сегментом экономики, хотя в сложившейся ситуации темпы развития кредитования МСБ замедляются — это общая тенденция. Со стороны банка для МСБ в первую очередь нужна сильная экспертиза, большой опыт в кредитовании и в расчетно-кассовом обслуживании. Мы намерены усиливать позиции в этом сегменте, а также укреплять агентские отношения с социально-государственными институтами по развитию МСБ.

— А как интеграционные процессы отразятся на текущей работе банка и на частных клиентах?

— Как я уже говорил, делается все, чтобы неудобств, связанных с интеграционными процессами, ни юридические, ни физические лица не почувствовали. Если вспомнить крупное объединение УРСА Банка и МДМ Банка, то клиенты юридического объединения балансов не заметили, они просто стали обслуживаться в объединенном банке. А сейчас существуют технологии, которые позволяют даже не менять номера своих счетов. Разве что когда вы будете менять банковскую карту по истечении срока ее действия, вам выдадут новую уже с другим логотипом.

— У БИНБАНКа и МДМ Банка наблюдаются во многом разные подходы к продуктам и тарифам. Как будет решаться этот вопрос? Есть ли с вашей стороны понимание, какие направления сильнее в каждом из банков, что вы сохраните, возьмете за основу, а что не имеет смысла развивать?

— Мы уже унифицировали все условия с позиции тарифов, как по кредитам, так и по депозитам. Другое дело, что много сложностей кроется в невидимых клиенту деталях: банки работают на разном программном обеспечении, бизнес-процессы выстроены по различным схемам. Все эти аспекты мы сейчас анализируем, но я могу точно сказать, что у МДМ Банка много направлений, которые в объединенной структуре мы не просто оставим, а будем активно развивать. Например, электронную коммерцию, каналы дистанционного обслуживания. А с другой стороны, в БИНБАНКе сильнее развит карточный бизнес и связанная с ним инфраструктура. Поэтому сейчас мы тщательно анализируем все сегменты, чтобы понять, какой в конечном итоге будет объединенная структура. В спешке можно потерять качество, поэтому в столь важных вопросах торопиться не будем.

— Планируется ли объединение офисов, банкоматов?

— Что касается офисов, то в городах, где у обоих банков много отделений, мы будем оптимизировать присутствие, укрупнять отделения, убирая избыточные.
Сеть банкоматов мы уже объединили: она насчитывает более 3250 устройств на территории России.

— На какое время рассчитана операционная интеграция?

— С юридической точки зрения мы рассчитываем, что интеграционные процессы займут 2–3 года, но региональная сеть начнет работать в едином формате уже в ближайшее время. В течение месяца после официального закрытия сделки будет назначен региональный руководитель, отвечающий за розничный бизнес банков в Новосибирске, и отдельно руководитель по корпоративному бизнесу; заработает единая прозрачная система управления единым банком.

— В завершение нашей беседы хочу спросить, какие, с вашей точки зрения, основные изменения на финансовом рынке за последнее время вы можете выделить как наиболее значимые, какие наметились тенденции?

— В первую очередь я бы отметил уход с рынка недобросовестных игроков, укрупнение банковских институтов через сделки M&A, процедуры санации, что идет на пользу как финансовой системе, так и клиентам банков. Что касается конкретных продуктов, то банки смещают акценты на развитие безрисковых направлений: комиссионных и депозитных продуктов. Динамично растет сегмент инвестиционно-накопительного страхования, которое 3–5 лет назад было почти не востребовано.
В корпоративном секторе развиваются модели комплексного обслуживания.

Сохраняется тенденция последних лет на развитие дистанционных каналов как для физических, так и для юридических лиц, что просто необходимо с нашим графиком жизни, когда на счету буквально каждая минута.

— И заключительный вопрос. Как бы вы охарактеризовали такое понятие, как «надежный банк», какими критериями он должен обладать, на что клиентам обращать внимание при выборе финансовой организации?

— Этот вопрос обсуждается часто, и я, наверное, не буду оригинален. Я бы посоветовал относиться к выбору банка примерно так же, как к выбору квартиры. Сначала вы изучаете рынок, со здравым смыслом относитесь к рекламе. Потом, присмотрев что-то подходящее, изучаете историю квартиры, общаетесь с управдомом и даже с соседями. При выборе банка и оценке его надежности стоит изучить не только предложения банка, но и его историю, место в рейтингах. Особенно внимательно стоит отнестись к репутации банка, по возможности пообщаться с теми, кто там обслуживается, узнать мнение сотрудников, выяснить, как развивается кредитная организация, насколько широка ее филиальная сеть. Уровень доверия формируется также за счет личного посещения отделения банка. Сервис и качество обслуживания, несомненно, очень важны, их можно оценить буквально с порога. Имеет значение и величина капитала банка, и динамика роста его других показателей — всю эту информацию легко найти в новостях кредитной организации, финансовую отчетность изучать не обязательно. Желательно представлять общие цели, которые ставит перед собой банк: к чему стремится, с какой аудиторией работает, какие продукты предлагает клиентам. И когда цели и предложения банка совпадут с вашими потребностями, вы найдете именно «свой» банк, с которым сможете построить долгосрочные и доверительные отношения.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ