Оборона тоскует по кредитам

Переполох среди новосибирских компаний оборонно-промышленного комплекса, вызванный внесением поправок в Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ГОЗ), понемногу сошел на нет. Напомним, что с 1 сентября все расчеты исполнителей ГОЗа по контрактам должны проходить со спецсчетов уполномоченных банков, список которых представлен на сайте ЦБ. В конце августа представители ОПК региона признавались «КС», что растеряны и не совсем понимают, как работать дальше. Как развивается ситуация сегодня, выяснял «КС».

Напомним, что на сайте ЦБ РФ опубликован список уполномоченных банков, которые, по замыслу властей, должны осуществлять контроль за финансовыми операциями в ОПК. Сегодня в него входят девять финучреждений. Среди них ОАО «АБ «Россия», Газпромбанк, ВТБ, Сбербанк, АКБ «Российский капитал», Новикомбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, Внешэкономбанк. Как ранее неоднократно заявляли власти, без тщательного контроля выделенные государством средства подолгу задерживались на счетах и депозитах. Теперь процедура расчетов должна стать более прозрачной.
В настоящее время в Новосибирской области 36 компаний оборонно-промышленного комплекса. Участники рынка отмечают, что не всех из них изменения в законе коснутся в равной степени. Например, больше всего «достанется» так называемым «головнякам». К таким в регионе относятся только Новосибирский завод искусственного волокна и Новосибирский завод им. Коминтерна. Эти компании напрямую заключают контракты с Министерством обороны. «Головняком» является и Новосибирский механический завод «Искра», но работа на гособоронзаказ составляет порядка 3% оборота предприятия, так что сложностей для него практически не возникнет.

В разговоре с «КС» представители Новосибирского завода искусственного волокна сообщили, что недовольны внесением поправок в ФЗ и неоднократно отправляли предложения о доработке закона в адрес правительства. Однако официально представить подготовленные материалы и обоснования в распоряжение «КС» на предприятии сочли нецелесообразным. Лидеры оборонно-промышленного комплекса области комментировать ситуацию по внесению изменений в ФЗ «О государственном оборонном заказе» также отказались.

По мнению депутата Государственной думы РФ, члена ассоциации лиги содействия оборонным предприятиям Александра Абалакова, в новых условиях оборонщикам «работать будет тяжелее». «Любое ограничение всегда приводит к замедлению документооборота, — пояснил депутат. — Кроме того, если предприятие захочет взять кредит, то оно сможет кредитоваться только в уполномоченных банках. При рассмотрении заявки любой банк попросит залог, а с этим в оборонно-промышленном комплексе возникают проблемы из-за специфической процедуры оформления имущества. Можно было бы показать контракты, но они проходят через один из уполномоченных банков. Поэтому, конечно, возникнут проблемы с кредитованием предприятий, в том числе по гособоронзаказу», — резюмировал «КС» господин Абалаков.

Новосибирские заводы уже почувствовали на себе грядущие сложности. «НИИ электронных приборов является самодостаточным предприятием, — заверил председатель правления общественного объединения «Содружество, Эффективность, Развитие» Валерий Эдвабник, долгие годы возглавлявший НИИЭП. — Объем средств, получаемый нами за выполняемые работы, позволяет работать с прибылью, но встречаются и кассовые разрывы. Дело в том, что мы получаем серьезный аванс, а дальше должны выпустить продукцию, цикл изготовления которой может доходить практически до года. Понятно, что в этот период хорошо бы «подкрепиться» оборотными средствами», — добавил он. По мнению господина Эдвабника, многие частные банки «рвутся» к таким предприятиям, как НИИЭП. «Они готовы нас кредитовать, довольно быстро принимая решения и обеспечивая сносные кредитные ставки. Вопрос может быть рассмотрен в течение двух-трех недель, — объяснил Валерий Эдвабник. — Работа с уполномоченными банками строится иначе. Шесть месяцев они изучают наши документы, а затем «заламывают» условия, которые абсолютно невыгодны», — подвел итог эксперт.
Руководители предприятий ОПК Новосибирска в неофициальном разговоре с «КС» отмечали, что большинство компаний до 1 сентября работало с банком «Открытие». По мнению представителей бизнеса, ключевую роль в этом сыграла фигура и личная заинтересованность руководителя новосибирского филиала Банка «ФК Открытие» Ирины Демчук. Госпожа Демчук сообщила «КС», что многолетнее сотрудничество связывает «Открытие» с ведущими представителями ОПК региона, среди которых АО «НПО НИИИП-НЗиК», АО «Катод», ОАО «Завод Электросигнал», ОАО «БЭМЗ». При этом, по ее мнению, «ФК Открытие» вполне может войти в перечень уполномоченных банков. «На наш взгляд, банк соответствует названным в законе критериям (один из пунктов — положительный опыт обслуживания ГОЗ. — «КС»), позволяющим получить статус уполномоченного», — сказала она.

Директор Новосибирского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Станислав Тишуров рассказал «КС», что банк получил новый перспективный рынок клиентов: «Первую линию мы открыли АО «Швабе — Оборона и Защита» на 300 млн рублей. Мы работаем с оборонным комплексом в рамках поддержания оборотного капитала». Он уточнил, что у банков появилась «некая функция казначейства». «Мы открываем под конкретный оборонзаказ специальный счет, и через этот счет проходят любые транзакции денежных средств, соответственно, мы контролируем всю цепочку от начала до конца», — пояснил он механизм работы.

На момент выхода публикации получить комментарии ВТБ и Сбербанка не удалось.
Рассматривая другие нюансы новых условий работы оборонщиков, Валерий Эдвабник уточнил, что пока изменения в законе «О государственном оборонном заказе» на работе НИИЭП не отразились, поскольку контракты заключаются долгосрочные, и «большие проблемы», по мнению эксперта, возникнут в начале следующего года. «Предприятию приходится решать вопросы выдачи заработной платы, оплаты энергоуслуг, закупки комплектующих и материалов. Этот закон предполагает, что по каждому изделию такие затраты будут вычленены. Как будет выглядеть эта система платежей? Каким образом предприятию развиваться? Как тратить деньги на какие-то собственные исследования, не связанные с каким-то конкретным изделием?» — недоумевает он.

В свою очередь Александр Абалаков указывает на положительные моменты работы в новых реалиях. «Во-первых, упростилась процедура выбора поставщика, а также резко увеличилось авансирование. Теперь можно получить аванс едва ли не до 80%, благодаря тому что государство установило жесткий контроль за расчетами по спецсчетам», — поделился он.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ