Власти Новосибирской области пригласили бизнес публично обсудить региональные нормативные правовые акты

Начальник управления совершенствования государственного управления и правовой работы Минэкономразвития НСО Ольга Москвина рассказала «КС», что удалось сделать её ведомству в области оценки регулирующего воздействия (ОРВ) местных нормативных правовых актов (НПА), как она работает и что сделать, чтобы она работала лучше. Результаты работы также оценили и независимые эксперты.

Применение оценок регулирующего воздействия (ОРВ) с использованием механизма публичных консультаций призвано улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность региона, обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений, сделать принимаемые решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования, ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности, снизить риски, связанные с введением нового регулирования, повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

С 1 января 2014 г. институт ОРВ стал внедряться во всех регионах России. С тех пор было подготовлено 3900 заключений. В результате лишь около трети из НПА получили положительную оценку. Таким образом, удалось избежать до 3,1 млрд руб необоснованных затрат для отечественного бизнеса.

Напомним, что управление совершенствования государственного управления и правовой работы Минэкономразвития НСО стало уполномоченным органом по оценке регулирующего воздействия региональных НПА с 1 января 2014 года. Поскольку от условий ведения предпринимательской деятельности в регионе зависит его экономическое благополучие и наполнение бюджета, не удивительно, что задача оценки качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы НПА встала и перед таким крупным субъектом России как Новосибирская область.

Основной целью работы управления является выявление положений и норм региональных нормативных правовых актов, затрудняющих проведение предпринимательской деятельности. После экспертизы с участием местного экспертного и предпринимательского сообщества такие законопроекты отклоняются либо отправляются на доработку. Также сокращается количество избыточных законопроектов. Известно, что только на федеральном уровне количество НПА с 2003 г. по 2014 г. выросло в 2,7 раза.

Как пояснила Ольга Москвина, с 1 августа 2014 года по 1 сентября 2015 года её управлением проведена оценка регулирующего воздействия 11 проектов НПА. По результатам оценки внесено 24 предложения по 6 проектам, где выявлены положения, затрудняющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Самые распространенные из них могут повлечь за собой необоснованные расходы предпринимателей, ущемление интересов и иную дискриминацию предпринимателей и инвесторов, необоснованные расходы бюджета НСО. А также имеют признаки недостаточности или избыточности полномочий органов власти. В результате 14 проектов не дошли до утверждения в соответствующий орган власти.

За тот же период была проведена экспертиза восьми действующих НПА. Уполномоченным органом внесено 25 предложений по изменению всех НПА. Как отметила Ольга Москвина, «9 из них решены положительно. Остальные держим на контроле. Мы планируем раз в полгода проводить мониторинг реализации механизма ОРВ НПА в регионе, учитывать новые экспертные заключения и добиваться реализации наших предложений».

Примечательно, что по качеству внедрения и проведения ОРВ Новосибирская область попала в «высшую лигу», заняв в рейтинге центра ОРВ высшей школы экономики среди всех субъектов РФ 9-е место. При нормативном показателе МЭР РФ 50%, в регионе с применением ОРВ принято 63% нормативных правовых актов. По данным Института национальных исследований проблем предпринимательства, по качеству заключений Новосибирская область вошла в ТОП-3 регионов РФ.

Говоря о сложностях работы на данном направлении, начальник управления совершенствования государственного управления и правовой работы МЭР НСО отметила новизну, необходимость создавать что-то с нуля: «Нормативно-правовая база с января 2014 года претерпела существенные изменения. До многого приходилось доходить самим. Но основные вопросы, которые мы и тогда и теперь задаем разработчикам НПА и себе это: «На решение каких вопросов направлен НПА? Какой отрицательный эффект он может вызвать?». Наша задача — выявить положения, затрудняющие осуществление предпринимательской деятельности. Бывает, региональные НПА вносятся на утверждение органа власти минуя уполномоченный орган. Случается, мы поддерживаем мнение экспертного и предпринимательского сообщества, самостоятельно вносим НПА в свой план экспертиз. Поэтому мы для разработчиков не очень удобны».

Вместе с тем, важным вопросом является участие в ОРВ экспертного и предпринимательского сообщества. Комментируя «КС» этот вопрос, Ольга Москвина ответила, что «кроме публикации проектов на официальных сайтах, управление следит за тем, чтобы соответствующие документы рассылались по профессиональным ассоциациям, общественным организациям предпринимателей и находились в открытом доступе на официальном сайте». Также по ее словам готовится постановление Губернатора Новосибирской области о порядке согласительных процедур по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов в НСО.

Стоить отметить, что процесс ОРВ развивается и вглубь — с 1 января 2015 г. ОРВ НПА стала обязательной на уровне муниципалитетов, а с 1 января 2016 г. — распространится на районные администрации городов и муниципальные образования субъектов РФ.

По словам зампредседателя экспертного совета, председателя правления НОФ «Сибирский экспертный центр «Модернизация» Антона Дидикина, инвестиционный климат в Новосибирской области находится на среднероссийском уровне. Такой вывод базируется на представленных в июне 2015 года на Санкт-Петергбургском экономическом форуме показателях национального рейтинга инвестиционного климата субъектов РФ,

В рамках «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы тревожно выглядят низкие уровни удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности региона процедурами регистрации юридических лиц, эффективностью процедур подключения к электросетям, количеством проверок ИП и рядом других.

Как считает президент Новосибирской ТПП Вячеслав Маркелов, «то, что процедура ОРВ НПА спускается на уровень муниципалитета, районных администраций Новосибирска и муниципальных образований НСО, а часть не выдержавших критики нормативных правовых актов изменена либо отправлена на доработку, не может не радовать. Как показывает пример оценки регулирующего воздействия постановления правительства НСО № 266-п «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку…», публичные обсуждения с участием представителей предпринимательского сообщества способствуют принятию оптимальных взвешенных правовых актов. Однако прописанных регламентированных процедур согласования ОРВ НПА с местным предпринимательским сообществом, которые бы помогали находить устраивающие стороны правовые решения, у органов власти региона пока нет».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ