Малый и средний бизнес: не удержавшая поддержка?

Экономическая ситуация последнего года стала настоящим стресс-тестом для малого и среднего предпринимательства. Это в полной мере коснулось как функционирования и развития собственно бизнеса, так и его финансирования со стороны российских кредитных организаций. Безусловно, эти процессы тесно взаимосвязаны. Смог ли по факту малый и средний бизнес стать фундаментом развития экономики и как Сибирский регион выглядит на фоне общероссийской ситуации — в материале «КС».

Несмотря на многочисленные заявления в течение предшествующих лет с трибун самого различного уровня, малый и средний бизнес пока не смог стать значимой частью отечественной экономики. Как следует из анализа статистических данных, предпринимательство не приобрело необходимой устойчивости для работы в изменяющихся не в лучшую сторону рыночных условиях, и российские банки, ориентируясь на значительно возросшие риски МСБ, показали превалирующую тенденцию к существенному сокращению объемов кредитования МСБ.

Сведения о кредитахЭто сокращение заметно опережает общероссийские темпы снижения ссудной задолженности всех юридических лиц РФ. Если совокупный кредитный портфель отечественного бизнеса сократился с начала года всего на 1,1% (с 20 659 499 млн руб. по состоянию на 01.01.2015 до 20 434 993 млн руб. на 01.08.2015), а по Сибирскому федеральному округу — на 4,1% (с 1 501 308 млн руб. на 01.01.2015 до 1 439 961 млн руб. на 01.08.2015), то малый и средний бизнес показали гораздо более существенные темпы снижения кредитного портфеля — как по России в целом, так и по Сибири. Кроме того, значительно — более чем в два раза — ухудшились показатели просроченной задолженности по кредитам МСБ, что подтверждает возросшие риски кредитования этих предприятий.

В Сибири лидером снижения кредитного портфеля МСБ стала Иркутская область, она же занимает второе место по росту просроченной задолженности. Судя по этим цифрам, иркутские предприниматели в текущем году гасили в основном «хорошие» кредиты, увеличив долю проблемных активов в кредитующих банках.

Близкие друг к другу показатели снижения кредитной задолженности (от 18,39% до 20,19%) показали три региона — Кемеровская, Новосибирская и Омская области. Характерно, что именно эти регионы традиционно входят в число лидеров промышленного производства. При этом компании МСБ субъектов СФО с развитыми производствами по переработке сельскохозяйственного сырья и природных ресурсов сократили кредитование в меньшей степени.

Отдельного упоминания заслуживают два других промышленных региона — Красноярский край и Томская область. Красноярские предприниматели — единственные в СФО — сумели нарастить кредитный портфель МСБ, а томичи удержали падение ссудной задолженности на уровне менее 10%, что почти в два раза меньше, чем в соседних областях.

Надо отметить, что именно эти два региона — Красноярский край и Томская область — получили достаточно высокий рейтинг «В» (регионы, догоняющие лидеров) Индекса качества условий для малого и среднего бизнеса, определяемого банком МСП. Новосибирской и Омской областям в этом рейтинге досталась категория «В-», что означало негативный прогноз — существенную вероятность понижения рейтинговой группы региона в краткосрочной перспективе, а Кемеровская область вместе с Иркутской довольствовалась уровнем «С», попав в группу регионов со средним качеством условий для МСБ. Этот индекс определялся банком МСП по итогам 2013–2014 гг. и, судя по фактически достигнутым результатам регионами СФО, достаточно точно предопределил динамику МСБ в 2015 году.

Поддержка с задержкой

Федеральное правительство вот уже несколько лет подряд предпринимает усилия по приданию отечественному МСБ необходимой интенсивности развития. Но если до 2015 года в статистике развития малого и среднего бизнеса при желании можно было найти ответные положительные тенденции, то 2015 год наглядно показал недостаточность мер поддержки этого вида бизнеса. Надо признать, что такое положение только стимулировало законотворческую деятельность в направлении попыток дальнейшей помощи предприятиям МСБ занять достойное место на российском рынке продуктов и услуг.

Первое нововведения, заработавшее с начала 2015 года, — налоговые каникулы. О них много было сказано в прошлом году, однако итоговый закон содержит послабления лишь для малой части компаний МСБ. Под его действие попадают только впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие деятельность в производственной, социальной и научной сферах и применяющие упрощенную или патентную системы налогообложения. При этом решение о вводе налоговых каникул должен принять регион — субъект РФ, который вправе в течение 2015–2021 гг. устанавливать налоговую ставку в размере 0% в течение двух налоговых периодов со дня регистрации ИП.

На 1 августа 2015 года такое решение было принято в большинстве сибирских регионов — республиках Бурятия, Тыва и Хакасия, в Забайкальском и Красноярском крае, а также в Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях. В остальных регионах СФО подобные решения готовятся, возможно их введение с 1 октября (Иркутская область) или с начала 2016 года (Алтайский край, Республика Алтай). Но в связи с относительно небольшим числом субъектов МСБ, попадающих на налоговые каникулы, вряд ли можно ожидать от этого нововведения серьезного экономического эффекта — тем более что сегодня для вновь создаваемых ИП банковское кредитование максимально затруднено.

Другой действующей мерой поддержки МСБ является квотирование участия малого и среднего бизнеса в госзакупках: доля участия компаний МСБ должна составлять 15% от общего годового объема закупок заказчика. А госкомпании, имеющие выручку свыше 10 млрд руб., должны в 2015 году размещать у предприятий МСБ не менее 9% своего заказа, в том числе 5% — напрямую, без договора субподряда.

Однако фактически трудно проверить выполнение этого требования — участие МСБ в госзакупках порой не влечет за собой заключение реальных контрактов, а исполнителем тех контрактов, которые все же заключаются, зачастую становятся компании, аффилированные с крупным бизнесом, создаваемые специально для участия в торгах. Сегодня предпринимается ряд мер для исправления ситуации — так, при определении квотируемых объемов МСБ предлагается учитывать только закупки, подтвержденные реальными контрактами.

Второй проблемой при квотируемом размещении заказов у компаний малого и среднего бизнеса является отсутствие единой базы данных предприятий МСБ — проверить, действительно ли победитель конкурса является представителем того самого малого и среднего бизнеса, кого призван поддержать закон, крайне сложно. Решить эту задачу мог бы федеральный реестр МСБ, который еще 7 апреля 2015 года поручил сформировать правительству РФ президент Владимир Путин. Срок исполнения этого поручения — 1 октября 2015 года, однако незадолго до этой даты, 18 сентября, Минэкономразвития переадресовало это поручение Федеральной налоговой службе с неопределенной датой внедрения в течение 2016 года. Так что эта новация, призванная увеличить долю реального малого и среднего бизнеса в экономике страны, в ближайшее время не заработает.

Еще одной попыткой всесторонней поддержки МСБ стало создание в середине 2015 года Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) на базе Агентства кредитных гарантий (АКГ). Вновь созданное образование, продолжив функции АКГ, собирается стать единым федеральным центром и предполагает оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Так что вскоре предприниматели, работающие в сфере МСБ, смогут оценить эффективность такой поддержки со стороны еще одной структуры в виде единого федерального органа.

Консультации лучше финансирования?

Согласно отчету международной аудиторской компании KPMG, которая дала свою оценку действующим мерам поддержки российского малого и среднего бизнеса по программам Минэкономразвития РФ, малые и средние предприятия (МСП) с поддержкой превосходят остальные МСП РФ почти по всем показателям. При этом МСП с поддержкой более прибыльные и менее закредитованные, их основные средства в разы превышают основные средства МСП без поддержки. Основной же вывод аудиторской компании в отношении мер поддержки малого и среднего бизнеса звучит несколько неожиданно: KPMG утверждает, что наиболее эффективной является не финансовая, а консультационная поддержка в рамках центров поддержки предпринимательства (ЦПП) и центров поддержки экспорта (ЦПЭ). По информации, предоставленной «КС» руководителем группы стратегического и операционного консультирования KPMG в России и СНГ Алексеем Назаровым, один рубль поддержки по данным мероприятиям обеспечивает дополнительный прирост выручки МСП на 641 и 119 рублей соответственно.

Не обойдены вниманием аудиторов и некоторые сибирские регионы. Так, Республика Бурятия вошла в число наименее благоприятных для ведения бизнеса регионов. Красноярский край — один из лидеров по эффективности деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП, а замыкает этот рейтинг Республика Хакасия.

Стоит отметить, что важную роль для предприятий сегмента МСП имеют образовательные и ознакомительные мероприятия. Так, управляющий партнер Новосибирского филиала KPMG Денис Черников рассказал «КС» о своем участии в роли наблюдателя в ряде мероприятий, проводимых комитетом поддержки и развития предпринимательства мэрии Новосибирска в рамках проекта «Сделано в Новосибирске», и позитивно оценил эффект от них. Что касается финансовой поддержки предприятий сектора МСП со стороны муниципалитетов и региональных властей, то здесь прежде всего необходимо понимать непростую ситуацию с городским и областным бюджетом и не переоценивать возможности получения финансовой поддержки, заключает эксперт.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

АЛЕКСЕЙ НАЗАРОВ,
руководитель группы стратегического и операционного консультирования
KPMG в России и СНГ:

— Ежегодно Министерство экономического развития РФ выделяет порядка 22 млрд руб. на Программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Мы проанализировали показатели МСП — получателей поддержки, собрав более 10 000 анкет и 40 000 реестров из 83 регионов страны и сравнив их с показателями МСП, не получавших поддержку. Темп прироста выручки у МСП — получателей поддержки выше на 5,7 п. п. на фоне одинаковых макроэкономических трендов. По нашей оценке, суммарный эффект на выручку МСП от реализации программы поддержки составляет 859 млрд руб. ежегодно, или 3% от общего оборота МСП в 2013 году. Среди основных проблем, которые сдерживают развитие МСП, можно выделить ограниченный доступ к финансированию, плохой бизнес-климат, проблемы с кадровыми ресурсами и рынками сбыта.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

АЛЕКСАНДР КАНГРО, исполнительный директор Фонда микрофинансирования Новосибирской области:

— Фонд микрофинансирования Новосибирской области, вероятно, так же как и банки, хотел бы видеть среди своих потенциальных заемщиков качественных представителей малого бизнеса. Предпринимателей, способных оценивать перспективы своего бизнеса, способных считать, прогнозировать, рисковать.

Власти оценивают количественно массив субъектов малого предпринимательства Новосибирской области (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) в 140 тысяч единиц. Сомнительно, но сегодня эта арифметика такова. И какое же количество из этих тысяч пользуется или планирует воспользоваться услугами банков, государственной поддержкой, услугами Фонда микрофинансирования Новосибирской области для развития своего бизнеса — приобретения оборудования, пополнения оборотных средств, приобретения транспорта и др.? К сожалению, ответа на этот вопрос нет, и никто его не знает.

За девять месяцев 2015 года Фондом микрофинансирования выдано 367 займов на сумму 245,9 млн рублей. За те же девять месяцев 2014-го эти показатели составили 271 заем и 197,7 млн рублей. Рост 35,4% и 26,3% соответственно. Возможности фонда микрофинансирования Новосибирской области позволяют выдать в два раза больше займов. Поэтому ответить на ваш вопрос можно однозначно: недостаточно и неудовлетворительно.

По нашему мнению, ничто не препятствует настоящему малому бизнесу расти и развиваться, в т. ч. получать займы.

Приказом Министерства экономического развития РФ ставка рекомендуется не более 10%, а у нас до 1 млн рублей на три года по ставке 8,25% годовых для сферы материального производства и по ставке 10% годовых для сферы торговли и услуг.

Более того, в Государственную думу правительством РФ внесен законопроект об увеличении максимальной суммы микрозайма до 3 млн рублей. Есть все предпосылки для того, что закон будет принят в осеннюю сессию и с 1 января 2016 года вступит в силу.

Ссылки малого бизнеса на то, что они недостаточно информированы о мерах поддержки, полагаем, несостоятельны. Областной и городской сайты малого предпринимательства, телевидение, радио, газеты, наружная реклама, реклама в метро пытаются донести до малого бизнеса полную информацию. При этом наметилась странная тенденция. Среди получателей займов в Фонде микрофинансирования Новосибирской области доля заемщиков из города Новосибирска сократилась с 71,4% в 2011 году до 52,6% в 2015 году. В денежном выражении — с 71,2% в 2011 году до 55,2% в 2015 году. И соответственно, имеем рост по муниципальным образованиям районов и городских округов области.

Таковы тенденции.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ