Сибирское машиностроение: будущее в кооперации

27 сентября текущего года в России отметят День машиностроителя. О том, с какими результатами отрасль подошла к этой дате, насколько весомый вклад машиностроение сегодня вносит в сибирскую экономику — в материале «КС».

Российские машиностроители встречают профессиональный праздник в непростых условиях. Сократившийся внутренний спрос привел к уменьшению объемов производства, однако именно сейчас стали отчетливо видны пути дальнейшего развития отечественной машиностроительной промышленности. Регионы Сибири, обладающие развитыми производствами во многих областях машиностроения — буровом, горно-шахтном, трубопроводном, транспортном, энергетическом и электротехническом, металлургическом, жилищно-коммунальном и строительном, а также в авиастроении, — сегодня наглядно демонстрируют те тенденции, которые смогут вывести промышленное производство на новый уровень. И это касается не только наращивания выпуска продукции, но и построения надежных кооперативных связей в совокупности с выстраиванием долгосрочных контрактных взаимоотношений с крупнейшими российскими потребителями машиностроительной продукции.

Сегодня положительные показатели большого числа промышленных предприятий определяет устойчиво растущий госзаказ в интересах оборонно-промышленного комплекса (ОПК), и те регионы, в которых базируются машиностроительные предприятия, изготавливающие продукцию для ОПК, показывают выдающиеся результаты даже в современной экономической ситуации. Так, Омская область, об успехах которой «КС» сообщал ранее, в период с января по август 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенно увеличила производство машин и оборудования (112,6%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (135,4%), а также производство транспортных средств и оборудования (111,8%). А в Алтайском крае индекс промышленного производства (ИПП) по статье «производство машин и оборудования» за семь месяцев 2015 года составил 143,4%. О доле продукции оборонного назначения в алтайском машиностроительном комплексе говорит тот факт, что рост объема отгруженных товаров по этой статье, за вычетом производства оружия и боеприпасов, составляет хотя и заслуживающую уважения, но существенно меньшую цифру — 109,8%.

Положительную динамику показали и новосибирские машиностроители — в обрабатывающих производствах за восемь месяцев 2015 года индекс промпроизводства составил 100,9%, причем рост в производстве транспортных средств и оборудования по отношению к периоду январь–август 2014 года оказался лучше динамики ИПП и достиг 108,7%, а машин и оборудования — 102,8%. Надо отметить, что ряд новосибирских машиностроительных предприятий вошел в Топ-100 первой всероссийской премии «Производительность труда: Лидеры промышленности России–2015», организованной российским центром производительности. Это Бердский электромеханический завод, Новосибирский стрелочный завод, Новосибирский авиаремонтный завод. А НИИ измерительных приборов — Новосибирский завод имени Коминтерна — вошел в аналогичный рейтинг предприятий ВПК России.

Новый драйвер машиностроительной отрасли появился в Кемеровской области. Проводя не на словах, а на деле политику импортозамещения в сфере горно-шахтного оборудования, кемеровским машиностроителям уже сейчас, по результатам восьми месяцев 2015 года, удалось добиться роста ИПП в производстве машин и оборудования до уровня 108,7%, при этом рост ИПП за август 2015 года к августу 2014-го составил 117,1%.
Машиностроители Красноярского края также показали неплохие результаты в производстве машин и оборудования, добившись роста промпроизводства по этому направлению до уровня ИПП 100,8%. Красноярцы успешно замещают импортные поставки продукцией собственного производства в лесохозяйственной технике, производстве металлургического и нефтедобывающего оборудования.

Хорошие перспективы наблюдаются и у машиностроителей Иркутской области. Здесь сформирован машиностроительный кластер, основой которого является Иркутский авиастроительный завод. Авиастроители завершают работы над пассажирским самолетом МС-21, и уже провели первый этап испытаний крупномасштабной модели самолета. На 2016 год намечены сертификация и начало эксплуатации авиалайнера. С учетом того, что новый самолет будет максимально комплектоваться российскими деталями и агрегатами, этот проект вполне способен заметно не только поднять иркутское машиностроение, но и способствовать росту высокотехнологичных производств других регионов России.

Республика Бурятия традиционно показывает позитивные результаты развития машиностроительной отрасли — в первую очередь благодаря флагману авиастроения Улан-Удэнскому авиастроительному заводу, выпускающему вертолеты различного назначения на платформе МИ-8. Во многом благодаря именно этому предприятию в республике за восемь месяцев 2015 года производство транспортных средств и оборудования достигло 136,6% от сопоставимого периода прошлого года, а сам завод загружен заказами до 2020 года. В планах бурятских авиастроителей — развивать внутриреспубликанскую кооперацию, обеспечивая занятостью другие машиностроительные предприятия Бурятии.

Положительные результаты в производстве машин и оборудования показала Республика Хакасия — даже сегодня, когда лидер транспортного машиностроения «Абаканвагонмаш» находится в непростой ситуации, остальные машиностроительные предприятия республики увеличили объем отгруженных товаров за семь месяцев года до 107,8% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

Стоит отметить, что сибирские машиностроители большинства регионов сумели превысить уровень промышленного развития прошлого года за счет двух факторов — роста гособоронзаказа и начала производства импортозамещающей продукции. Однако как первое, так и второе направление будет иметь эффективное продолжение только при создании прочных долговременных партнерских связей с другими предприятиями сибирских и российских регионов. Эти задачи призваны решать региональные центры субконтрактации, действующие в Омской, Томской, Новосибирской областях и в Республике Бурятии. Хочется верить, что намечающиеся положительные тенденции в сибирском машиностроении будут поддержаны развитием кооперативных связей, и смогут в дальнейшем стать основой нового роста машиностроительной промышленности Сибири.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ