Политконсультант, руководитель «Политической экспертной группы», создатель мониторингового проекта «Индекс избираемости глав субъектов РФ». С 1990 по 1991 год был членом координационного совета движения «Демократическая Россия», ответственным секретарем «Конституционно-демократической партии». С 1991 по 1993 являлся старшим научным сотрудником Института политических исследований. В 1993 году учредил «Партию любителей пива», был ее генеральным секретарем. 2002—2003 — председатель редсовета журнала «Политические технологии». 2004-2006 — заместитель мэра Волгограда. 2009-2010 годы руководил отделом ЦИК «Единой России».

Новосибирская репетиция выборов в Госдуму 2016

Прошедший в России 13 сентября единый день голосования фактически стал для партий возможностью апробировать свои повестки, проверить свои силы перед предстоящими в 2016 году выборами в Госдуму. Итоги этих выборов в большой части определят ход думской кампании. Отдельные регионы и вовсе продемонстрировали примерную проекцию выборов в федеральный парламент.

Так, с учетом возврата смешанной системы, в результате чего одномандатники стали реальной силой, а также учитывая реализованные шансы списков партий, ранее не представленных в Горсовете Новосибирска, на примере этой местной кампании вполне возможно анализировать тренды и будущей федеральной. Конечно, с той значимой оговоркой, что городские выборы проходили все-таки по городской повестке, построенной исходя из месседжа «исполнительной власти нужны сторонники среди городских депутатов». На федеральной кампании люди будут ориентироваться уже на федеральную повестку, а не на местную, поэтому и расклад сил, и результаты будут другими.

Однако схожесть обеих кампаний определяет все же смешанная система выборов, реализующая принципы демократии. Во-первых, она дает возможность получить действительную репрезентативность разных мнений, взглядов – за счет спектра одномандатников. Во-вторых – формирует политическую конкуренцию, разнообразие партийных брендов и идеологий. В этом случае партии без сильных одномандатников сохраняют шанс на представительство и остаются на плаву, помогая составить российскую политическую систему как многопартийную. В Новосибирске этим шансом воспользовались «Справедливая Россия» и ЛДПР, взяв по одному мандату. За мандаты городских депутатов боролись также списки непарламентских партий, но пройти не смогли. В то же время, на предстоящих выборах в Госдуму будут представлены списки пока еще непарламентских партий, которые в этом году победили на региональных выборах.

Что касается одномандатников, то они стали реальной силой и на прошедших выборах, и, очевидно, станут таковой на будущей федеральной кампании. Так, выборы в Горсовет Новосибирска показали, что жители города отдают предпочтение прежде всего кандидатам-одномандатникам от «Единой России». При поддержке партии в городской парламент прошли 28 человек – все они энергичны, активны и компетентны в городской тематике. За счет одномандатников «Единая Россия» выиграла. КПРФ, ее основной оппонент, провела в Горсовет восемь одномандатников.

Впрочем, основной интригой этой кампании стала все же борьба за кандидатов по партийным спискам. Негласным «паровозом» списка КПРФ стал достаточно популярный градоначальник Анатолий Локоть (список он не возглавлял, но несомненно лидерствовал). То есть эти выборы стоит рассматривать не только сквозь призму конкуренции «Единой России» и КПРФ, но и сквозь призму конкуренции одной части региональных и городских элит с другой частью.

Помимо пресловутого административного ресурса, которому вынуждены были противостоять единороссы, мэр Локоть имел возможность общаться со слоями населения, играя на субъективности оценки эффективности человека. Например, таксисты говорили, что Локоть хороший мэр, потому что в прошлом году убрал город от снега. Доминанта кампании – исполнительной власти города нужен представительный орган, с которым она может сотрудничать – легко объяснялась населению, поэтому разница между «Единой Россией» и КПРФ по партийным спискам всего 0,59 % в пользу единороссов.

Новосибирск был и остается проблемной территорией для «Единой России», и перед партией стояла задача в перезагрузке регионального отделения и поиске новых лиц. На этом и сыграли единороссы, поставив на первые строчки списка победителей партийных праймериз – не раскрученных местных политиков, а уважаемых общественников, представителей социально одобряемых профессий. Именно они принесли «Единой России» четыре мандата по партийным спискам – ровно столько, сколько взял список компартии. Кстати, если сравнивать этот результат с итогом «Единой России» по городу на прошлых думских выборах, то партия «подросла» на семь процентов.

Для всех выборов последнего времени, а также для грядущих кампаний общим является тренд на конкурентность, открытость и легитимность, задаваемый властью. В полной мере его реализацию мы увидели на выборах в Горсовет Новосибирска – этому способствовала именно пропорционально-мажоритарная система выборов. За мандаты боролись и парламентские, и непарламентские партии, реализовав принцип многопартийности, эта борьба была хоть и напряженной, но открытой и честной. А победивший в одном из одномандатных округов представитель «Гражданской платформы» фактически дал урок и своим однопартийцам, и представителям других оппозиционных партий: у непарламентских партий есть шанс стать парламентскими, для этого нужно много и серьезно работать на низовом уровне. И для многих это будет урок и перед выборами в Госдуму, ведь проблема непарламентских партий сегодня как раз в том, что они игнорируют выборы низового уровня, не готовы проходить квалификацию, которая позволяет потом участвовать в выборах без сбора подписей.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ