«Должность главного художника Новосибирску нужна»

О своем отношении к сокращению должности главного художника Новосибирска в интервью «КС» рассказал заместитель начальника департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска — главный архитектор города ВЛАДИМИР ФЕФЕЛОВ. Он также отметил, какие изменения претерпели градостроительные регламенты, появятся ли в Новосибирске собственные типовые стандарты при формировании городской среды, кто из застройщиков придерживается принципов комплексной застройки и почему с введением новых транспортных объектов проблемы не решаются.

Владимир Фефелов в 1978 году закончил Новосибирский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева по специальности «архитектура». По окончании института работал в проектном институте «Сибгипротранс», с 1986-го по 2002-й — в ОАО «Новосибирский государственный проектный институт». С 2002 года Владимир Фефелов возглавил ООО «АПМ Фефелов В. В.».

Главный архитектор Новосибирска является автором более 40 работ. Проект бизнес-центра класса «А» «Гринвич» получил Гран-при фестиваля архитектуры и дизайна «Золотая капитель», победитель премии CRE Federal Awards 2008. Также Владимир Фефелов был признан «Архитектором года» за проект отеля Marriott в Новосибирске.

Владимир Васильевич, как вы относитесь к тем структурным изменениям, которые произошли в департаменте строительства и архитектуры мэрии Новосибирска — сокращение главного художника Новосибирска Юрия Бурики, в том числе и самой должности?

— Изначально такая формулировка прозвучала в связи с тем, что в мэрии Новосибирска происходит оптимизация. На данный момент круг задач департамента строительства и архитектуры города расширился, в частности, департамент принимает участие в развитии застроенных территорий, осуществляет разработку инженерной подготовки территорий, предназначенных под застройку. Должность главного художника нужна. Вопросы архитектурно-художественного оформления, благоустройства городских объектов, размещения объектов монументально-декоративного искусства, малых архитектурных форм предусматривать в городе необходимо, и это задача главного художника.

— После сокращения главного художника советник мэра Александр Ложкин отметил, что Юрий Бурика не разработал стандарты городской среды. Согласны ли вы с такой формулировкой? И вообще, что входило в обязанности главного художника и чем тогда должен заниматься главный архитектор?

— Если говорить об обязанностях главного художника, то это прежде всего формирование городского облика, соответствия фасадам, а также благоустройство, городской дизайн. Все эти действия регламентируют свод правил и правила, которые существуют и у нас в городе Новосибирске. Эти правила предписывают, как размещать рекламу, в каком виде, как она должна соотноситься с фасадом объекта и в целом сочетаться с существующим архитектурным обликом. В советское время существовал свод правил, СНиПов, к которым разрабатывались так называемые нормали, узлы, детали, это касалось малых форм, элементов благоустройства, пешеходных зон. В то время существовали сборники, где все эти детали были изложены. И когда архитектор, например, проектировал ту или иную зону, занимался благоустройством двора, он руководствовался этими правилами. Поэтому ранее к проекту благоустройства прикладывался целый альбом всех этих узлов, кроме того, в альбоме могли содержаться индивидуальные разработки.

— Получается, что все-таки не главный художник должен разрабатывать эти стандарты?

— На данный момент в департаменте строительства и архитектуры мэрии осуществляется подготовка технического задания на разработку альбома типовых решений (стандартов) комплексного благоустройства территории города Новосибирска. В Москве такой альбом недавно разработан. После его изучения понял, что он содержит как раз те нормали, которые были раньше, только теперь они сведены в один том, что очень необходимо и для тех, кто проектирует, и удобно для тех, кто реконструирует.

— Если говорить о болевых точках города, то прежде всего это, конечно же, транспортная проблема. Какие «обезболивающие» меры предусмотрены?

— Прежде всего к болевым точкам города я бы отнес транспортные развязки, строительство которых на самом деле не завершено. Вот, например, построили третий мост, а до улицы Кирова не дотянули. Такая же история с Димитровским мостом, который должен был завершиться строительством развязки на левом берегу. В результате образовалась болевая точка левобережья. Теперь эту проблему должен решить четвертый мост, две трети стоимости которого как раз составят вот эти транспортные узлы для разгрузки улиц Ватутина, Станиславского, Станционной. Для того чтобы этот узел развязать, нужно финансирование. Надеюсь, что четвертый мост появится. Впрочем, уже сейчас начали обсуждать: нужен мост или не нужен. Но эта проблема должна решаться.

— Недоумение у автолюбителей вызывает и эстакада на Южной площади…

— Да, построили объект, и народ вполне справедливо спрашивает: а зачем вы это сделали, она что, решает какие-либо проблемы? Надо отметить, что проект предусматривал продолжение транспортной развязки, с устройством независимого въезда на Октябрьский мост над ул. Большевистской, но строительство требует финансирования.

— Аналогичная ситуация складывается и на улице Петухова.

— К сожалению, строительство почти всегда сопровождается тем или иным изменением проекта, что мы и наблюдаем на примере с Южной площадью. Однако в 2015 году завершили расширение части Мочищенского шоссе, незначительный вклад, но решение по его расширению правильное и шоссе заработало. Единственное — сейчас осталось расширить железнодорожный переезд, компании согласны участвовать, но есть проблемы на уровне железной дороги. И получается, что задача выполнена не до конца. Хотя технически я не вижу препятствия для строительства удобного переезда с переходами и расширения этого участка. Развязка на улице Петухова построена. Время покажет эффективность ее работы.

— Как обстоят дела с решением проблем парковок в центральной части города?

— В 2010 году в то время как раз пользовалась популярностью тема использования подземного пространства, подготовлена концепция парковочного пространства центральной части города Новосибирска на основе натурного обследования и анализа состояния объектов постоянного и временного хранения автотранспорта и разработанных рекомендаций по проведению реконструкции застройки земельных участков, занятых объектами постоянного и временного хранения автотранспорта в Центральной части города Новосибирска. Концепцией парковочного пространства определены потребности в местах на парковках для крупных общественных зданий, объемы нового капитального строительства, на основании анализа существующей ситуации по обеспеченности парковками, даны предложения по размещению многоярусных автостоянок этажерочного типа с применением автоматического подъема (спуска), по использованию подземного пространства, предложены перехватывающие автостоянки в узловых точках системы пассажирского транспорта. Тем не менее реализация этого проекта опять столкнулась с финансовыми трудностями. Концепция разработана, но существуют проблемы.

Развитие территории Новосибирска происходит на основании утвержденной градостроительной документации, проектов планировки территории, в составе которых предусматривается в том числе схема развития улично-дорожной сети, транспортных сооружений; схема движения транспорта и пешеходов, и другие показатели. Проектами межевания по наиболее интенсивно развивающимся территориям определяются территории для хранения автомобилей.

— Появятся ли у нас перехватывающие парковки?

— Задача перехватывающих парковок — разгрузить южное и северное направления, перехватить транспорт и облегчить движение по улице Большевистской и в центре. Мэрия находит возможность организовать такие парковки, есть земельные участки. Как раз для разгрузки движения с южного направления площадка найдена. Но время проходит, его не осваивают. Инвестор предлагает построить на этом месте парковку, но при условии возведения здания. И при этом возникает вопрос, а кто будет пользоваться этой парковкой?

— Тем не менее сейчас застройщики регулярно жалуются на то, что парковки, которые они построили, никто не покупает. Произойдут ли изменения в градостроительном регламенте?

— В городе разработаны и утверждены градостроительные регламенты, которые с учетом законодательства меняются и на данный момент предлагаются новые регламенты. Работа по обсуждению регламентов ведется со строителями, проектировщиками, жителями города. Так скажем, «идеология» этих регламентов отличается от прежней тем, что упор делается на необходимое достаточное условие — участок, который выделяется под строительство, должен вмещать в себя все, что необходимо для размещения жилого здания, офиса, торгового центра. Исходя из этого разработаны новые параметры по обеспеченности стоянками, департаментом проведена аналитическая работа по существующим объектам. Освоение пустырей, отдаленных районов под жилищное строительство оборачивается возникновением транспортных проблем, соцкультбыта, то есть комплексность застройки нарушается и с точки зрения экономики, и с точки зрения инвестиций, потому что застройщик заинтересован в объемах строительства жилья, а развитие инфраструктуры отстает. Решение этих вопросов значительно затягивается по времени. И если в этом году вводится 15 детских садов, то со школами ситуация сложнее.

А что касается покупки парковок, то это уже политика строителей. Есть застройщики, которые в стоимость квартиры включают стоимость парковки. А с другой стороны, на некоторых территориях если не купишь парковку, то в связи с удаленностью гостевой стоянки без нее не обойтись.

— Насколько активно происходит внедрение передового мирового опыта при разрешении градостроительных проблем?

— Я иногда даю отпор тем, кто любит различные лозунги, например, «Привлечем в наш город лучших мировых архитекторов». Сразу возникает вопрос, а за какие деньги? Так, например, было несколько лет назад, когда мы разрабатывали концепцию парковочного пространства центральной части города Новосибирска, которую выполнил проектный институт «Новосибгражданпроект». А почему? Потому что английская компания направила нам свои предложения по разрешению проблем центральной части города, при этом они выставили сумму в фунтах и перечень вопросов, которые они в состоянии решить. Я ознакомился с этим проектом — сделать это нашим специалистам не составило бы никакого труда. Поэтому было предложено поручить это проектному институту «Новосибгражданпроект», которые имеет и профессионалов, и специалистов по разработке проектной документации. А с англичанами есть еще одна особенность: они предложат разрешение какой-либо проблемы, но при этом на листочке отдельно укажут, какую информацию им необходимо предоставить, а для этого я должен подключить местную власть, районную, провести переговоры с академией, СГУПСом вплоть до геологии. Таким образом, получается, что 80% работы мы делаем сами, а они нам только рисуют красиво. Но сейчас все красиво делают, уровень полиграфии практически везде одинаков. В результате проектный институт «Новосибгражданпроект» подготовил совершенно грамотный и хороший проект. Другое дело, что он так и остался нереализованным.

— И насколько работа англичан обошлась бы дороже?

— Примерно раз в десять.

— Владимир Васильевич, какова перспектива у жителей ул. Богдана Хмельницкого, которые начали собирать подписи за признание ул. Богдана Хмельницкого достопримечательным местом?

— Если быть точным, то ул. Богдана Хмельницкого заканчивается на том месте, где расположен ДК «Космос». Подъезжая к ул. Богдана Хмельницкого со стороны площади Калинина, мы видим силикатные пятиэтажки, построенные в 70-е годы, на первых этажах магазины, затем слева клуб «Отдых», имеющий исключительно «мощный» архитектурный облик, Дом спорта, находящийся в аварийном состоянии. Затем ЛДС, бассейн «Нептун», кинотеатр «Космос», и собственно затем уже начинается ул. Богдана Хмельницкого со сталинскими постройками. Проекты по ул. Б. Хмельницкого были представлены застройщиком на рассмотрение президиума архитектурно-градостроительного Совета мэрии города Новосибирска. По итогам осуждения принято решение о необходимости корректировки проекта с учетом существующей застройки, обеспечением требований местных нормативов градостроительного проектирования, размещением социальных объектов, а также предложено последующее общественное обсуждение вопроса. Поэтому эти тысячи подписей и поступают, как правило, по незнанию предмета. Возмущение граждан было первоначальным проектом. В очередной раз горожане выступили против застройки.

— Для реабилитации точечной застройки в последнее время прилагается немало усилий. Каково ваше отношение к этому распространенному явлению?

— Эта застройка имеет свои особенности. Предлагается рассматривать фактическое превышение действующих нормативов, приводящее к переуплотнению застройки. Здесь можно говорить о нарушениях со стороны застройщика и недостаточной принципиальности экспертизы при рассмотрении проектной документации. Я как-то изучал существующую застройку Линейного жилмассива, будучи еще главным архитектором института. Для того чтобы превратить это пространство в гладкую городскую ткань, я расставил акценты, дорисовал недостающие элементы. Позже на глаза попался ранее разработанный ПДП — отсутствующая ныне стадия — проект детальной планировки, который в результате эти точки и содержал. А не построены эти объекты были потому, что в городе Новосибирске на тот момент не было соответствующий марки кирпича. Сначала их строительство отложили, а потом и вовсе не построили. Главная задача застройки сейчас — это решение проблем с парковками в близлежащих дворах, улучшение условий проживания и создание комфортной среды.

— Во время выездного совещания рабочей группы Совета депутатов при участии и департамента культуры мэрии прозвучало предложение соединить набережную с центральной частью города. По словам членов группы, жители города считают набережную труднодоступной. Как вы относитесь к этому предложению?

— Проект развития набережной был разработан ранее и рассматривался на архитектурно-градостроительном Совете мэрии города Новосибирска. В проекте предусматривалось строительство пешеходного моста, но не навесного, а другого, хайтековского объекта, который спроектировал Денис Герасимов (он же является автором здания в форме шара на Октябрьской магистрали, где сейчас располагается кофейня Travelers Coffee). Так вот, когда проект развития набережной разрабатывался, Герасимов предложил построить переход, нарисовав красивую змейку, которая пролетает над улицей Фабричной и доходит до парка «Городское начало». Кстати, действительно, хорошее название, откуда следует все начинать. В любом случае проект уже есть, а навесной мост — это, конечно, хорошо, но как быть с опорами, с устойчивостью?

— Был в генплане такой объект — эспланада по ул. Сакко и Ванцетти. Какова его судьба?

— До меня предшественник Валерий Арбатский также сохранял именно эту ось, проходящую через железнодорожные пути и через мост к набережной. Реализация этого перехода возможна. Так как даже с учетом строительства жилых домов на ул. Декабристов необходимые пешеходные переходы сохранены. В принципе, также сохранена возможность строительства Театрального сквера, бульвара между ГАУК НСО «Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» и ГАУК НСО «Новосибирский театр музкомедии» в Центральном парке.

— Предпринимаются ли какие-то попытки упорядочить площадь Маркса?

— Все новое — это хорошо забытое старое. Ранее был разработан проект реконструкции площади Маркса, который рассматривался и одобрен на архитектурно-градостроительном Совете мэрии города Новосибирска. При этом инвесторы гостиницы «Турист» обещали завершить строительство, так как проведенные конструктивные обследования показали, что объект реанимировать возможно. Единственное, существующая планировочная структура не соответствует гостиничному бизнесу. В целом пространство на площади Маркса сформировано, есть, конечно же, нарекания по разноплановости застройки. Но зачастую это принятие решений собственниками земельных участков, исходя из финансирования проектов. Из тех проектов, что ранее были разработаны, реализована перехватывающая парковка, которую построило общество «Гранит», и введен торговый центр «Калейдоскоп».

— Владимир Васильевич, из российских городов — ровесников Новосибирска или немного постарше какие города вы бы выделили с точки зрения грамотной, органичной организации пространства?

— Например, в Екатеринбурге очень мощно сейчас развивается высотное строительство. В прошлом году, после почти 20-летнего отсутствия, побывал там, город я не узнал. Вспоминаю, как раньше на берегу Исети стояло одинокое высотное здание обкома партии, а вокруг 3–4-этажная старая купеческая застройка, в Новосибирске такой нет. А теперь совсем другой образ. Здание бывшего обкома партии уже потерялось среди других высотных зданий. Помимо высотного строительства, сейчас еще есть такое понятие, как кластерная застройка, то есть если раньше это здание стояло особняком, выделялось, то теперь можно создать композицию и гармонично вписать его в городское пространство. То, что в Екатеринбурге на набережной как раз и воплощают.

— Какой из своих работ вы больше всего гордитесь?

— Из последних — «Марриотт», «Гринвич». К сожалению, у меня очень много работ осталось теперь уже за рубежом.

— В каких странах?

— В основном я в Кишиневе работал, а также в Тбилиси с Александром Лаптяйкиным, где он получил государственную премию. Также работал с Владимиром Авксентюком. Мне повезло. У меня всегда были хорошие учителя. А сейчас наблюдаю, что взгляды стареют. А почему так происходит? Потому что заниматься надо все время. Планку надо достойно держать. К сожалению, не все инвесторы идут на это. Есть у нас достойные застройщики, та же ИСК «Русь», которая получила диплом за создание комфортной среды. Это компания, которая реализует человеческие подходы к строительству жилья, обеспечивает качество строительства, благоустройство, пешеходные связи, озеленение, создание водных объектов, строительство подземных парковок.

— Что, на ваш взгляд, ожидает Новосибирск в ближайшие пять лет?

— Например, построили мы планетарий — «золото» взяли во всероссийском конкурсе. Планировалось строительство заключительной второй очереди астрофизического центра, стоимостью 2 млрд руб., но пока не осуществлено. Из ближайших объектов скоро появится аквапарк. Считаю это событием! Наш аквапарк не только самый большой, само здание уникально по конструктиву — это знаковый объект. Кроме того, благодаря аквапарку уже началось благоустройство набережной, решается транспортная проблема.

Департаментом строительства и архитектуры мэрии ведется постоянная работа по мониторингу строительства на территории города, формированию системы ограничений от переуплотнения застройки, созданию системы нормирования градостроительной деятельности для комфортной и безопасной городской среды.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ