Джон Оуэн: «Доля российских поставщиков в Subway возросла до 90%»

Средний чек компании Subway в России, несмотря на нестабильную экономическую обстановку, продолжает расти: по итогам июля он стал самым высоким за последние 1,5 года. По наблюдениям представителей компании, возросший спрос на внутренний туризм — примерно на 25% — способствует тому, что все больше средств россияне тратят внутри страны, в том числе на питание вне дома. Одновременно с этим Subway пошел на послабление условий франшизы: ее стоимость в 2015 году была снижена на 37,5%. О том, каких целей Subway планирует достичь благодаря такому шагу в Сибири, и ощущает ли на себе антиамериканские настроения, в интервью «КС» рассказал президент Subway Russia ДЖОН ОУЭН.

Subway — американская сеть ресторанов быстрого питания, работающая по принципу франчайзинга. Является крупнейшей по количеству точек предприятий общественного питания сетью в мире. На российский рынок компания вышла в 1994 году, однако активно развиваться начала с 2004 года. В настоящий момент Россия является вторым рынком в Европе по количеству ресторанов в системе Subway: под брендом компании работают 300 франчайзи, которые открыли в 130 российских городах более 650 ресторанов Subway.

— Джон, как бы вы оценили в целом ситуацию на российском рынке фастфуда в свете последних событий в экономике?

Oyen— На мой взгляд, это направление рынка общественного питания не настолько тесно связано с экономикой и в большей степени в сравнении с другими отраслями способно противостоять существующим негативным трендам. Еда — продукт ежедневного потребления, при этом фастфуд — весьма демократичный, доступный для потребителя сектор. Также стоит отметить, что вследствие девальвации рубля в России увеличился внутренний туризм: согласно последним данным, примерно на 25%. Больше россиян остаются внутри страны, мы это заметили по частоте посещения наших ресторанов.

Столичный рынок, безусловно, сегодня по-прежнему более насыщен, чем в регионах. И в секторе ресторанов быстрого обслуживания тоже. Однако поскольку наши инвестиции в разы меньше, чем инвестиции на открытие аналогичных заведений наших конкурентов, Subway развивается весьма динамично и сбалансировано. К тому же система поставщиков продуктов у компании достаточно гибкая, что решает многие вопросы с логистикой: большинство поставщиков Subway — локальные игроки. Так, в настоящий момент компанией одобрены некоторые позиции Сибирской продовольственной компании (Новосибирск) и «Кузбасского пищекомбината».

— Отразилась ли экономическая обстановка на планах развития Subway в СФО и в Новосибирске в частности?

— Моя карьера в сфере фастфуда началась 35 лет назад (из них пост президента Subway в России Джон Оуэн занимает три года. — «КС»). И это далеко не первый мой опыт управления компанией в сложные экономические времена. В любой кризис сильные игроки становятся еще сильнее, а слабые сдаются. Для нас, как и для многих других компаний, это в первую очередь возможность для развития и оптимизации бизнеса. Так, сейчас гораздо свободнее в плане площадок размещения в российских городах стали главные улицы, а ставки аренды — ниже. Поэтому о сокращении точек речи точно не пойдет. (Улыбается.) Соответственно, для наших франчайзинговых партнеров с финансовой точки зрения это возможность либо найти локации с более низкой арендной ставкой, либо вести переговоры с арендаторами о ее понижении.

— Насколько нам известно, все рестораны, открытые Subway на территории Сибири, — франчайзинговые. Не изменились ли условия франшизы с учетом кризиса?

— Да, действительно, в этом году мы снизили паушальный взнос на 37,5%. Ранее франшиза по открытию первого ресторана Subway стоила $12 тыс., сейчас — $7,5 тыс. Также была снижена стоимость паушального взноса на открытие второго и третьего ресторанов, сейчас она составляют $5,6 тыс. и $3,7 тыс. соответственно. Помимо этого, компанией было принято решение о сотрудничестве с местными производителями ресторанного оборудования — мебели, элементов декора, обоев. Например, уже сейчас мы ведем переговоры и тестируем локального новосибирского производителя сендвич-прилавков для хранения овощей.

— Какие изменения претерпела структура продовольственных поставок компании в связи с политикой импортозамещения? Какова на данный момент доля локальных производителей в Subway в Новосибирске?

— Еще до введения продовольственного эмбарго порядка 85% продуктов поставлялись российскими поставщиками. После введения эта доля возросла до 90%. Теперь мы закупаем в России, к примеру, сыр и упаковочные материалы.

— Заметили ли вы какие-то изменения в динамике потребления клиентов Subway в Сибирском регионе? Как изменился за последний год средний чек?

— Средний чек повышается: в целом по стране его рост составил порядка 8% — люди остаются внутри страны и тратят на еду немного больше. Так, июль 2015 года стал самым лучшим по динамике прироста чека в Subway-Russia за последние 18 месяцев. При этом не могу сказать, что в столичном регионе он выше. К примеру, в Москве он выше, чем в Поволжье, но ниже, чем в Сибири.

— Какие компании вы считаете своими прямыми конкурентами в Сибирском регионе?

— Все, компании, предоставляющие услуги общественного питания, по большому счету, наши конкуренты! Сложно выделить какие-то конкретные сети.

— По схожей модели развивается новосибирская сеть «Дядя Денер». Не считаете ее своим потенциальным конкурентом?

— Да, я слышал о «Дяде Денере», но не пробовал их продукцию, поэтому мне сложно сказать, насколько напрямую они конкурируют с Subway. Если у них схожее меню и формат, очевидно, они копируют нашу модель, и значит, она действительно работает. (Смеется.)

— Имеет ли будущее, на ваш взгляд, сегмент вегетарианского фастфуда, с которым планирует выйти в города Сибири компания Goodvegs?

— То, что люди говорят, как правило, отличается от того, что они делают. Они могут говорить о том, что предпочитают вегетарианскую кухню, но не всегда следуют этому. На мой взгляд, бренд не должен ограничивать свою аудиторию и предоставлять только вегетарианские блюда. Лично я об этой компании ранее не слышал.

— Как вы оцениваете шаг компании «Макдоналдс» — решение о развитии в СФО по франчайзинговой схеме?

— В первую очередь могу сказать, что если «Макдоналдс» принял такое решение, это не может не говорить в пользу модели работы по франшизе, ее успеха. Это отработанная годами схема. Плюс франшизы еще и в том, что она дает возможность получить поддержку от более опытных сотрудников компании, понять, как вести данный бизнес. И то, что «Макдоналдс» пошел на такой шаг, лично для меня еще одно доказательство того, что франчайзинг в России работает.

— Где и когда ожидаются ближайшие открытия ресторанов Subway в Сибири? Какой стратегии развития планирует придерживаться компания в среднесрочной перспективе? Какие города СФО для вас наиболее приоритетны для развития?

— В конце августа мы открыли ресторан в Усолье-Сибирском площадью 125 кв. метров. Не прошло еще и месяца работы, но мы уже зафиксировали удивительный спрос — он стал самым посещаемым в Сибири. До конца 2015 года мы также планируем открыть Subway в Омске и Томске. Новые площадки в регионе мы ищем в перманентном режиме, в том числе и в Новосибирске — потенциал этого города для нас еще не исчерпан. На данный момент в городе открыто два ресторана. В России есть города, где один ресторан Subway приходится на каждые 30 тысяч человек, поэтому Новосибирск имеет огромный потенциал для развития сети.

— Какого курса развития в обозримом будущем, на ваш взгляд, будет придерживаться рынок фастфуда в России в целом? Стоит ли ожидать ухода с него крупных международных игроков?

— Я не думаю, что в ближайшее время кто-то из крупных международных игроков, присутствующих на российском рынке, уйдет. Все понимают: потенциал российского рынка фастфуда весьма велик, да и инвестиции вложены в него приличные. Когда компания Subway в 1995 году рассматривала возможность выхода в Россию, уже тогда было понятно, что это долгосрочные инвестиции. Соответственно, мы намерены развиваться на территории страны и дальше, и в том числе использовать новые возможности, которые рождает текущая экономическая обстановка, и помогать нашим франчайзи.

— Имеет ли, на ваш взгляд, сейчас место «антиамериканская тенденция» (бойкот американских брендов) в связи с последними политическими событиями на Украине? Почувствовали ли вы это на опыте собственной компании?

— Так или иначе, в определенной степени нас коснулось продовольственное эмбарго. Однако Subway в России — это сеть, которая работает с 295 франчайзинговыми партнерами, на них трудятся российские граждане, и я, пожалуй, единственный сотрудник в Subway Russia, не являющийся коренным русским. Не спорю, это американский бренд, но за время своего существования на территории России с 2004 года он успел стать фактически местным: здесь работает более 650 ресторанов сети. И потребители воспринимают нас именно так, соответственно, не могу сказать, что мы ощутили какие-либо антиамериканские веяния на собственной компании.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ