Учёные НГУ пересчитали города РФ, где население самостоятельно выбирает мэров

По данным социологов Новосибирского государственного университета (НГУ), прямые выборы градоначальников сохранились лишь в столицах 10 регионов РФ.

Учёные НГУ исследовали, как по городам РФ распределяются типы организации местного самоуправления, сообщает пресс-служба вуза. Социологи сделали обзор принятых за последнее время законов и определили модели, на основе которых выстраиваются отношения между местными и государственными властями.

По мнению кандидата социологических наук, преподавателя НГУ и научного сотрудника сектора муниципального управления Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Кирилла Малова, местное самоуправление – уникальное явление, поскольку его можно рассматривать и как уровень власти, и как социальный институт.

«С 2000 года началось огосударствление местного самоуправления, – убеждён г-н Малов. – Были приняты законы, которые фактически включили его как третий уровень власти в нашей стране, что противоречит и Конституции, и самой природе этого института».

Совместно с коллегами Кирилл Малов подготовил мониторинг-исследование развития местного самоуправления в РФ, где наряду с другими данными отразил поправки, принятые за последний год к законам, регламентирующим работу органов госвласти. Как подчёркивает пресс-служба НГУ, социологи пояснили – в чём специфика «нового» распределения типов организации власти в российских городах.

«При первой модели глава города выбирается жителями и фактически руководит поселением. В России с таким устройством всего 10 столиц регионов, включая Новосибирск, Томск, Калининград, Хабаровск и так далее, – рассказывает учёный. – Вторая модель осуществляется только в Екатеринбурге, где есть так называемая «английская королева»: глава города, который избирается жителями и является председателем местной Думы, но фактически ничем не управляет, лишь выполняя представительские функции».

Как сообщают социологи НГУ, сегодня самым распространённым типом организации местного самоуправления считается модель, при которой глава города избирается депутатами из своего состава и исполняет обязанности руководителя представительного органа. Реально руководит городом сити-менеджер, назначаемый депутатами представительного органа по итогам конкурса.

«То есть граждане напрямую не участвуют в выборе самого мэра, только косвенно, через депутатов, за которых они голосуют, – поясняет Кирилл Малов. – Четвёртая модель применяется только в Иркутске и Анадыре. Здесь глава города избирается депутатами из своего состава и возглавляет местную администрацию. Но опять население напрямую исключено из выбора».

Согласно данным исследования, ещё одна модель действует в 25 регионах и постепенно распространяется по стране. Она предполагает, что мэр избирается депутатами из числа кандидатов, которые предложены конкурсной комиссией, и возглавляет местную администрацию.

«50% голосов в этой комиссии имеют представители главы региона – то есть, фактически, это прямое влияние государственной власти на местное самоуправление», – объясняет Кирилл Малов.

По мнению учёных, хотя и сами градоначальники, в основном, поддерживают именно первую модель, региональные власти имеют свою точку зрения на способы организовать местное самоуправление. «В результате, как показывает исследование, главы городов высказывают опасения, что подмена прямых выборов делегированием может подорвать доверие к власти, – делится озабоченностью эксперт. – Прямые выборы мэра делают его в определенной мере зависимым от жителей, а отказ от возможности непосредственного волеизъявления горожан резко понизит легитимность власти и может привести к негативным последствиям: снижению авторитета местной власти у населения и нарастанию социальной напряженности».

По мнению учёных, гражданам, желающим осуществлять своё избирательное право — пусть даже опосредованно, через депутатов, — необходимо изъявить свою гражданскую волю на выборах 13 сентября.

Исследование проведено при участии Ассоциации сибирских и дальневосточных городов и других межрегиональных ассоциаций межмуниципального сотрудничества. Цель – оценить динамику ситуации, выявить проблемы, возникающие в муниципальных образованиях в современных условиях, подходы к их решению на местах, изменения в деятельности органов местного самоуправления и направления совершенствования системы местного самоуправления. Руководитель исследования – к.э.н., руководитель сектора муниципального управления ИЭОПП СО РАН, Елизавета Горяченко.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ