Федеральная сеть «Клаустрофобия» временно покидает Новосибирск

Как стало известно «КС», крупнейшая в России федеральная сеть реалити-квестов «Клаустрофобия» и ее новосибирский франчайзинговый партнер ─ компания «Лаборатория игр» ─ расторгли договор о сотрудничестве. Региональный партнер посчитал более эффективным путем развитие в Новосибирске собственного бренда и рассчитывает уже к концу года своими силами стать ведущим игроком на местном рынке, запуская новые квесты и скупая конкурентов. В свою очередь для московской «Клаустрофобии» сложившийся исход равносилен временному уходу с рынка, поскольку второй франчайзинговый    партнер в Новосибирске пока еще официально не запущен.

Реалити-квест — разновидность игр, при которой в замкнутой локации запирается определенное количество человек (от двух до пяти), которым, как правило, за один час бывает необходимо найти выход из комнаты, решить головоломки, подобрать коды, используя для этого окружающие предметы. Суть игры — выполнить как можно больше целей, определяемых сценарием конкретной локации.

О расторжении договора между «Клаустрофобией» и ее новосибирским партнером ─ ООО «Лаборатория игр» ─ «КС» стало известно сразу от нескольких участников рынка реалити-квестов. Соучредитель сети «Клаустрофобия» Богдан Кравцов и соучредитель ООО «Лаборатория игр» Руслан Маханьков подтвердили «КС» эту информацию. Отныне новосибирский партнер «Клаустрофобии» по своей инициативе планирует развивать в регионе тот же бизнес, но уже под локальным брендом Fantasmia. По словам Руслана Маханькова, это название в Новосибирске носят два реалити-квеста, их основателем является Иван Баскаков, который от комментариев на текущем этапе отказался.

«Мы планируем открывать собственные квесты, а также покупать других участников, но только если возможно доработать их до уровня наших квестов», ─ поясняет Руслан Маханьков. Так, согласно предварительным планам компания рассчитывает запустить за осенние месяцы не менее четырех квестов. Также по словам собеседника «КС», идет процесс объединения с известным игроком на данном рынке, у которого сейчас 4 реалити-квеста. На рассмотрении находятся и другие варианты для дальнейшего слияния. Ожидается, что к концу года Fantasmia станет самой большой сетью реалити-квестов в Новосибирске. При этом, интересно, что и по внешнему оформлению, и по позиционированию Fantasmia по словам участников рынка достаточно схожа с «Клаустрофобией».

Напомним, что московская «Клаустрофобия» является самой первой и самой крупной в России сетью реалити-квестов. Ее основателями являются Богдан Кравцов, Тимур Кадыров и Сергей Кузнецов. В 2015 году франшиза именно этой компании заняла 1-е место в конкурсе лучших российских франшиз по версии Forbes.

В Новосибирск компания вышла в начале 2015 года, когда в регионе уже прочные позиции имел местный «ВыХод». Предполагалось, что крупнейший федеральный игрок найдет себе сильного регионального партнера и установит новую планку для местных участников, повлияв на расстановку сил на рынке. Однако появление нового участника не оказало существенного воздействия на рыночную ситуацию. Открытие первой локации «Клаустрофобии» было запланировано на февраль 2015 года, однако по факту запуск состоялся в апреле. Как пояснял «КС» Руслан Маханьков, это было связано с необходимостью проведения тестирования локации. По его словам, в рамках испытательного периода прошло 100 тестовых игр, и о потраченном времени компания не жалеет. Участники рынка признавали, что франчайзинговый партнер федерального игрока основательно подошел к процессу, подтверждая высокий уровень проработки проекта, но при этом выражали удивление, что «Клаустрофобия» согласовала локацию, не предусматривающую других комнат, а также ссылались на предсказуемость сценария квеста.

По словам участников рынка, известность самого бренда «Клаустрофобия» в Новосибирске крайне невелика, и говорить о том, что он сам себя продает, как в случае с McDonalds или к примеру Marriott, было бы неправильным. Таким образом, «Клаустрофобия» находилась в равных условиях с огромным количеством других участников, но при этом была обязана платить головной компании за использование франшизы. Не могла не отразиться на организации и общая экономическая ситуация, а также сезонный спад спроса. В результате летом текущего года «Лаборатория игр» выставила свой бизнес на продажу.

Сам теперь уже бывший новосибирский партнер «Клаустрофобии» в качестве основной причины расторжения договора ссылается на отсутствие маркетинговой поддержки со стороны головной компании в регионах. Исходя из этого, преимуществом Fantasmia должна стать возможность распределить единый бюджет на большое количество локаций, тем самым обеспечив более низкую цену привлечения клиентов.   «Локальный сильный игрок даст нам хорошую загрузку», ─ резюмирует Руслан Маханьков.

Другие сибирские партнеры «Клаустрофобии» по разному относятся к ситуации в Новосибирске. «Маркетинг «Клаустрофобии» действительно преимущественно ориентирован на Москву и Санкт-Петербург, но там совсем другие реалии, чем в регионах. Головная «Клаустрофобия» и рада бы помочь, но ей непросто погружаться в нюансы региональной специфики», ─ поясняет один из сибирских франчайзинговых партнеров «Клаустрофобии» на условиях анонимности.. Исходя из этого, по его данным, партнеры часто встают перед выбором ─ либо делать то, что считают нужным, даже если это не очень нравится москвичам, но добиваясь того, чтобы это сработало, либо рискуя не окупить аренду и текущие затраты.

С такой позицией не согласен представитель другого регионального партнера «Клаустрофобии». По его мнению, новосибирский игрок сразу знал, на что идет, понимал, в какое экономическое время открывается, на что можно рассчитывать, а на что ─ нет.

В любом случае первая попытка выхода «Клаустрофобии» в Новосибирск по мнению собеседников «КС» оказалась не столь удачной. Однако уже в скором времени компания может наверстать упущенное с учетом того, что в Новосибирск по данным Руслана Маханькова было продано еще две франшизы. Так, один из партнеров готовится к открытию локаций на улице Октябрьской. Однако сроки запуска уже сдвигались, как и в случае и с «Лабораторией игр». То, что новые локации пока официально не запущены, признает и Богдан Кравцов. Поэтому исходя из этого, «Клаустрофобия» некоторое время не будет присутствовать в Новосибирске.

Представители других реалити-квестов в курсе сложившейся ситуации, но их мнения по поводу реализуемости планов Fantasmia расходятся. «Самой крупной сетью реалити-квестов в Новосибирске Fantasmia вряд ли станет, а вот второй по величине ─ вполне возможно. При этом, для этого не обязательно осуществлять значительные финансовые вливания. Можно собрать под свое крыло много мелких проектов», ─ рассуждает основатель одного из новосибирских квестов на условиях анонимности. Еще трое опрошенных «КС» участников новосибирского рынка реалити-квестов на условиях анонимности склонились к тому, что планы Fantasmia по их мнению вряд ли реализуемы к концу года.

«Если на самом деле произойдет то, что планируется, это будет вполне закономерным процессом. На примере других направлений бизнеса, Новосибирск часто оказывается «впереди планеты всей». Так и с квестами ─ по их количеству на душу населения мы опережаем все остальные города, технические новинки также зачастую изобретаются в нашем городе, и по осведомленности жителей мы тоже, скорее всего, среди лидеров. Слияния и поглощения, несомненно, положительно повлияют на рекламные бюджеты всех участников, и также (пусть и косвенно) окажут влияние на все остальные квесты Новосибирска, поскольку по независимым оценкам большая часть горожан даже не знают про такой вид развлечения. Это, кстати, подтверждается нашими наблюдениями — доля посетителей, которые впервые приходят «попробовать» квесты неуклонно растет ─ считает соучредитель реалити-квеста «Улица» Дмитрий Паршин. ─ С другой стороны, в большой компании есть свои проблемы, и инициаторам объединения придется хорошо поработать над тем, чтобы выровнять уровень локаций и не допустить той ситуации, при которой посетители слабой части конгломерата разочаруются в нем, и не пойдут в более интересные локации той же самой компании».

Таким образом, участники рынка сходятся на том, что интеграционные процессы на новосибирском рынке реалити-квестов продолжатся. Напомним, что в этом году рынок реалити-квестов отметился первой сделкой M&A: «ВыХод» купил Lock, локация которого расположена в центре Новосибирска на улице Ленина. Стоимость сделки сторонами не разглашалась. Однако известно, что это далеко не последняя сделка такого рода на рынке, и «ВыХод» ведет переговоры о покупке с еще одним игроком сегмента реалити-квестов. В целом участники рынка считают, что консолидация этого рынка неизбежно в дальнейшем стоит ожидать новых M&A-сделок.

 

 

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ