Устранить барьеры

Центр Новосибирска, не говоря уже об окраинах, не приспособлен для передвижения маломобильных групп населения. К такому выводу пришли члены рабочей группы Совета депутатов города Новосибирска по разработке современных стандартов комфортной городской среды во время второго выездного совещания 10 августа.

 Во время своего второго выездного совещания 10 августа рабочая группа Совета депутатов города Новосибирска по разработке современных стандартов комфортной городской среды совместно с представителями общественных организациями провела второе выездное заседание. Участники совещания проинспектировали центр Новосибирска: доступен ли он для маломобильных групп населения, к которым относятся не только горожане с ограниченными возможностями, но и пожилые люди, а также родители с маленькими детьми.

«Организация безбарьерной среды необходима абсолютна всем категориям граждан, — уверена председатель комиссии Общественной палаты Новосибирской области по вопросам семьи, материнства и детства, член рабочей группы Татьяна Есипова. — Так как к маломобильным группам населения у нас по законодательству относятся и беременные женщины, родители с колясками. Также мы сегодня будем говорить о пожилых людях и о детях, у которых в силу возраста может быть нарушена координация. И этому уделяется большое внимание, потому что наличие безбарьерной среды является показателем качества жизни любого человека».

Депутаты и общественники прошлись от городской поликлиники № 1 до входа в метро на пл. Ленина, затем — вдоль Красного проспекта до камерного зала Новосибирской государственной филармонии.

Уже начиная с подъезда к поликлинике № 1 выяснилось, что посетителям на инвалидной коляске, несмотря на наличие пандуса, к лечебному учреждению подобраться довольно проблематично. «Отсутствие ливневой канализации, неправильно выставленные уклоны — и в результате сильного дождя попасть в поликлинику оказывается не совсем удобно», — заметил председатель Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев. Впрочем, сама поликлиника оснащена современным лифтом с широком входом, и в результате маломобильные горожане смогут попасть на любой этаж. Тем не менее, как заметила исполнительный директор новосибирской общественной организации инвалидов колясочников «Центр независимой жизни «Финист» Анна Мурашкина, пандусы обычно заставлены автомобилями, что совершенно лишает возможности ими воспользоваться, даже если они есть: «Поэтому либо следует их делать несколько, либо ставить ограничительные столбики».

По дороге от поликлиники № 1 и вдоль оперного театра председатель Новосибирской межрегиональной общественной организации инвалидов «Ассоциация «Интеграция» Ирина Федорова обратила внимание на необходимость ровного дорожного покрытия тротуаров.

Когда участники совещания подошли к станции метро «Площадь Ленина» со стороны общественной приемной городской администрации, Татьяна Есипова поинтересовалась у Анны Мурашкиной, удавалось ли ей воспользоваться метро. «Нет, после травмы ни разу», — ответила исполнительный директор «Центра независимой жизни «Финист». В метро как раз оказались такие пандусы, воспользоваться которыми невозможно. «Человек ни самостоятельно, ни даже с помощником воспользоваться ими не может, так как рельсы имеют очень крутой уклон. Известно, что пандус должен иметь уклон в 5%, или 1 к 20 по новым требования. Здесь где-то примерно 1 к 4 или к 5, — оценила Анна Мурашкина доступность пандуса. — Если я самостоятельно попробую им воспользоваться, то я переломаю себе остальные конечности. Человек, который решится помочь, также может не выдержать такой нагрузки».

Возникают сложности и при подъемных платформах, говорит исполнительный директор «Центра независимой жизни «Финист»: «Такая услуга по спуску службой сопровождения в метро действительно существует, но могу сказать, что это очень неудобно, так как она ограничена по времени, требуется предварительный звонок, потом следует ждать, когда тебя встретят, погрузят, прицепят и куда-то спустят прилюдно. Спросом метро пользоваться не будет до тех пор, пока у нас не будет полноценной доступной среды, пока не установят лифты. Никакие подъемники и дополнительные платформы не заменят их», — убеждена общественница.

Татьяна Есипова также подметила, что, несмотря на наличие государственной программы «Доступная среда», в ней отсутствуют четко сформулированные требования к организации доступной среды с учетом всех категорий маломобильных граждан: «Моя задача в рабочей группе заключается в том, чтобы это вошло в стандарты комфортной городской среды».

Кстати, как напомнила Ирина Федорова, многими изобретениями, разработанными специально для инвалидов, сейчас пользуются повсеместно, например, электрическими чайниками или коробкой-автоматом. «Если мы сейчас говорим о том, что Новосибирск имеет шанс стать центром инновационного развития, то мы должны думать и том, что качество жизни маломобильных граждан должно быть как раз обеспечено этими современными технологиями, и нам на территории города необходимо развивать специализированные производства. Мы должны учитывать и такую возможность», — считает председатель комиссии Общественной палаты Новосибирской области по вопросам семьи, материнства и детства, член рабочей группы.

У общественной приемной мэрии Новосибирска члены рабочей группы обнаружили пандусы, по которым, как оказалось после подъема Анны Мурашкиной, вполне можно попасть в здание. «Если в общественную приемную мэрию можно попасть хотя бы на первый этаж, то в общественную приемную депутатов, она находится на втором этаже, человеку с ограниченными возможностями войти не удастся. Здание, к сожалению, не приспособлено», — заметил Дмитрий Асанцев.

Слабовидящим в той же мэрии также самостоятельно сориентироваться невозможно: «В принципе, это касается не только мэрии, но и любого учреждения. В Европе, например, есть ответственный за то, чтобы объяснить людям с глубоким нарушением зрения, куда нужно идти, — рассказывает Ирина Федорова. — У нас в свое время предлагали назначать работника из соцзащиты для сопровождения маломобильного гражданина, но на деле это может получится как с социальным такси — очереди на 150 лет вперед», — рассуждает председатель «Ассоциации «Интеграция».

Как заметила Татьяна Есипова, в последнее время в школьных и дошкольных учреждениях начали активно устанавливаться пандусы, но при этом проблема передвижения детей с ограниченными возможностями все равно остается: «Дети не имеют возможности попадать в класс, потому что это, как правило, верхние этажи. И это мы говорим о специальных коррекционных учреждениях».

В связи с этим Анна Мурашкина предложила закладывать обеспечение доступной среды уже на стадии проектировки любого здания как административного, так и жилого. «У нас все нормативно-правовые акты есть, обязанности это строить есть, вроде как есть контролирующие органы, которые должны за этим следить, но почему-то появляется очень много зданий, которые по-прежнему недоступны. Очень большая проблема именно с жилым фондом», — подчеркивает исполнительный директор «Центра независимой жизни «Финист».

Впрочем, по заверениям Татьяны Есиповой, с 1 июля 2015 года проектирование здания должно осуществляться только с учетом обеспечения безбарьерной среды. «В декабре прошлого года был принят новый перечень национальных стандартов, сводов и правил, которые обязывают выполнять требования технического регламента. Он как раз актуализирован необходимостью решения проблем маломобильных людей».

Рядом со зданием мэрии выделено и специальное парковочное место, но, как заметил Дмитрий Асанцев, оно занято автомобилями без опознавательных знаков: «Федеральное законодательство не позволяет эвакуировать такие автомобили, только взимание штрафа».

Завершая инспекцию, среди наиболее насущных проблем Анна Мурашкина отметила отсутствие пандусов либо их некачественное исполнение: «То есть когда пандус есть, но воспользоваться им невозможно либо очень опасно, например, когда не соблюден угол уклона». Кроме того, как уже говорилось, нет парковочных мест для инвалидов: «Если человек передвигается на своем автомобиле, то у него регулярно возникают сложности с парковкой, а если автомобиля нет, то воспользоваться общественным транспортом невозможно». На данный момент только 20% подвижного состава адаптировано для перевозки колясочников. «Транспортом возможно будет воспользоваться только когда 70–80% транспорта станет доступным», — говорит исполнительный директор «Центра независимой жизни «Финист».

«Задача нашей рабочей группы — указать, каких элементов не хватает для обустройства доступной среды в городе, а задача власти — обеспечить наличие такой среды в городе. Впрочем, даже при наличии пандусов нельзя сказать, что это учреждение стало доступным, так как внутри здание также должно быть оборудовано специальными подъемниками, лифтами и свободными коридорами для возможности маневрировать», — подытожила Татьяна Есипова.

«У нас есть масса вопросов, над которыми надо работать. И, наверное, это все невозможно сделать за месяц или два. Поэтому совершенно точно должны быть разработаны программы как на областном, так и муниципальном уровнях, согласно которым стандарты безбарьерной среды должны вводиться в городе Новосибирске и муниципальных образованиях», — резюмировали члены рабочей группы.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ