Крупный бизнес и банки: совместные итоги и надежды

Сегодня основой экономики России является корпоративный бизнес. Несмотря на все старания федерального правительства и руководства регионов, направленные на увеличение доли малого и среднего предпринимательства, доля крупного бизнеса в российском ВВП составляет почти 80%. Неудивительно, что банкиры уделяют повышенное внимание этому преобладающему сегменту российской экономики. «КС» обсудил текущую ситуацию и перспективы взаимодействия кредитных учреждений и бизнеса с топ-менеджерами банков, работающих в СФО, и представителями крупных региональных компаний.

 Кого относить к крупным корпоративным клиентам?

События последнего года лишь подчеркнули превалирующую роль отечественного корпоративного бизнеса — он более уверенно прошел перипетии конца 2014-го — начала 2015 года, сохранив и даже приумножив свою долю в совокупном кредитном портфеле российского банковского сектора.

При этом каждый банк по-разному определяет для себя критерии, по которым тот или иной клиент может быть отнесен к корпоративному сегменту. Даже у Центрального Банка России нет классификации видов бизнеса — регулятор ограничивается выделением из общей статистики банковской задолженности кредитов, предоставленных «субъектам малого и среднего предпринимательства». Но этого вполне достаточно для того, чтобы оценить нижнюю границу корпоративного бизнеса в представлении ЦБ РФ, совпадающую с верхней границей для МСБ. Эти показатели — предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость — устанавливаются постановлениями правительства РФ, и в настоящее время выглядят следующим образом: микропредприятия (120 млн рублей), малые предприятия (800 млн рублей), средние предприятия (2 млрд рублей).

Такие цифры были установлены 13 июля 2015 года, и вдвое превышают ранее действовавшие критерии. Таким образом, верхняя граница годовой выручки сегмента МСБ, за которой начинается сегмент корпоративного бизнеса, составляет 2 млрд рублей. Предприятия, превышающие этот порог, можно относить к категории банковской корпоративной клиентуры.

Однако коммерческие банки самостоятельно выстраивают сегментацию своей клиентуры, исходя из политики собственного развития, региональных особенностей и секторальных экономических приоритетов. При этом, несмотря на различие в сегментации, клиенты корпоративного сектора могут рассчитывать на индивидуальный подход к различным аспектам взаимодействия, более лояльную тарифную и процентную политику. Как правило, в коммерческих банках ниже объем годовой выручки, разделяющий МСБ и корпоративный бизнес, наименования сегментов банковской клиентуры также могут отличаться от классификации ЦБ РФ.

Так, руководитель дирекции Банка ВТБ в Новосибирске Олег Павликов говорит, что банк сегодня по-прежнему делает акцент на работу с компаниями среднего бизнеса в рамках глобальной бизнес-линии «Средний бизнес», выделенной в апреле 2014 года, и это компании с выручкой от 300 млн до 10 млрд рублей.

Региональный директор Восточно-Сибирского филиала Росбанка Виталий Коваленко, отвечая на вопрос «КС» о классификации, отметил, что в настоящее время к числу корпоративных клиентов относятся клиенты имеющие годовую выручку от реализации свыше 400 млн рублей, а также вне размера годовой выручки дочерние подразделения международных компаний, девелоперы и застройщики, инфраструктурные и добывающие компании, страховые компании, бюджетные учреждения, вузы. Собеседник «КС» также уточнил, что на региональном уровне компании с уровнем годовой выручки от 400 млн до 16 млрд рублей являются наиболее приоритетными для развития транзакционного банковского бизнеса, документарных операций, лизинга, факторинга.

По словам управляющего филиалом «Новосибирский» банка «ГЛОБЭКС» (Группа Внешэкономбанка) Константина Макиенко, в банке выделяются следующие категории: крупные корпоративные клиенты, средние, малый и микробизнес, при этом корпоративное кредитование — приоритетное направление развития. Также банкир сообщил, что при работе по программам МСП Банка увеличен объем выручки по клиентам среднего бизнеса до 2 млрд рублей. Заметим, что это в точности соответствует классификации ЦБ РФ.

В свою очередь в МДМ Банке существует внутренняя сегментация: компании с выручкой до 1 млрд рублей относятся к сегменту корпоративного бизнеса, а с выручкой выше этой суммы — к крупному корпоративному бизнесу. При этом в банке, как рассказывает директор Новосибирского филиала МДМ Банка Константин Глушков, нет нижней границы по выручке компаний в корпоративном бизнесе: это сегмент включает и средние компании и микробизнес.

Схожих принципов придерживается и Бинбанк, где основная сегментация происходит по годовому обороту: до 900 млн руб. – МСБ, свыше ─ крупные корпоративные клиенты.

 Объем рынка

Оценить рынок корпоративной клиентуры непросто даже в случае отдельно взятого региона, не говоря уже о российских масштабах. По данным Новосибирскстата, на 1 июля 2015 года в Новосибирской области зарегистрировано 128 047 юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, причем почти половина из них — 59 603 организации различных видов собственности работают в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Вторая по величине действующих организаций сфера деятельности — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (27 499 предприятий), и лишь затем с большим отрывом идут производственные виды деятельности — строительство (13 323 компании) и обрабатывающие производства (11 804 предприятия).

По оценке Константина Макиенко, объем новосибирского рынка кредитования более 260 млрд рублей, при этом уровень конкуренции очень высок.

Виталий Коваленко подтверждает статистические данные — специфика бизнеса крупных компаний Новосибирска напрямую коррелирует с отраслевыми особенностями региона, в которой значительную долю занимают строительство, торговля и сфера услуг. В Новосибирске представлены в различном статусе офисы всех крупнейших федеральных и региональных банков, а также ряд исторически сильных местных игроков, что влияет на поддержание высокого уровня конкуренции во всех сегментах рынка, считает эксперт.

Если сравнивать деловую активность нашего города с другими сибирскими городами, то в Новосибирске она, безусловно, выше, поэтому и количество компаний в нашем городе одно из самых высоких, считает Константин Глушков.

 Удовлетворить потребности клиентов

Как бы ни было велико количество корпоративных клиентов в регионе работы кредитных учреждений, интерес банков к выстраиванию долгосрочных взаимовыгодных взаимоотношений приводит к возникновению конкуренции в этом сегменте, что позволяет клиентам выбирать финансовые продукты и услуги, наиболее отвечающие их потребностям, в первую очередь по цене.

Финансовый директор группы компаний «Обувь России» Елена Агеева, комментируя тему взаимоотношений клиента и банка, отметила, что еще до кризиса 2014 года компания диверсифицировала свой кредитный портфель, стала сотрудничать с крупными банками, отказалась от краткосрочных займов, сохранив в кредитном портфеле только среднесрочные и долгосрочные. «Эта стратегия позволила нам сформировать подушку безопасности в виде открытых кредитных линий и сгладить негативные последствия текущей ситуации в экономике и финансовом секторе, и в 2015 году мы продолжаем сотрудничать с нашими ключевыми банками-партнерами», — резюмировала топ-менеджер группы компаний.

Банковские процентные ставки по привлечению денежных средств клиентов в депозиты и по предоставлению кредитных ресурсов — важный элемент конкурентной политики любого банка. В текущем году это стало особо актуально в связи с постоянным изменением величины ключевой ставки ЦБ РФ.

Олег Павликов в преддверии последнего изменения ключевой ставки ЦБ РФ верно спрогнозировал тренд этого индикатора — он ожидал, что ЦБ продолжит постепенно снижать ставку в течение года, и к IV кварталу она опустится до 11–10%. «Вслед за Центробанком, который планомерно ведет курс на снижение ставки, мы постепенно возвращаемся к тому режиму работы, который был еще год назад», — информирует банкир. Пересмотр ставок в сторону снижения констатирует и глава Новосибирского филиала Россельхозбанка Станислав Тишуров. По его словам, с начала 2015 года выдачи корпоративным клиентам выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40%.

Процентная политика банка по активным и пассивным операциям всегда диктуется рынком, уверен Константин Макиенко. Он считает, что основным индикатором остается величина ключевой ставки, установленной Центральным банком России.

По мнению Константина Глушкова, уровень процентных ставок, как по кредитам, так и по депозитам, напротив, зависит не только от банка, но и от внешних макроэкономических факторов. Так, при повышении ключевой ставки в декабре 2014 года общий уровень ставок безусловно вырос, а обратная динамика изменения ключевой ставки в 2015 году снижает уровень ставок на банковском рынке.

В свою очередь клиенты благодаря экономической ситуации обладают более высокой переговорной силой в диалоге с банками. «Ставки по кредитам, конечно, выросли. Но благодаря тому что мы достаточно крупный заемщик, у нашей компании положительная кредитная история и большой опыт в области заимствований, в том числе и на открытом рынке капитала, нам удается добиваться более выгодных условий сотрудничества с банками», — отмечает Елена Агеева.

Для банков адекватная процентная политика не самоцель, а залог сохранения и роста качественного кредитного портфеля. Залогом поддержания качества кредитного портфеля служит постоянный мониторинг экономической и хозяйственной деятельности заёмщика, позволяющий своевременно обратить его внимание на те или иные моменты, которые могут вырасти в существенные риски. Без преувеличения можно сказать, что банк и клиент выступают в качестве полноправных партнеров, преследующих единую цель — качественную отработку клиентом предоставленных средств и получение дополнительной прибыли. При этом клиент полностью реализует свои планы развития и возвращает банку сумму предоставленного займа с начисленными процентами.

Кого кредитовать?

По информации Олега Павликова, в текущих экономических условиях можно выделить целый ряд региональных компаний, которые получили дополнительные возможности для развития. Среди них — «Посуда Центр», ГК «Обувь России». Последнюю упоминают также в МДМ Банке, открывшем предприятию кредитную линию в объеме 500 млн рублей сроком на два года, а также в «Глобэксе». Что касается «Посуда Центра», то эта компания, по словам Олега Павликова, активно развивает сеть магазинов, при этом добиваясь более выгодных условий по аренде на фоне общего снижения конкуренции.

Еще одним примером может служить торговый холдинг «Сибирский Гигант». Банк ВТБ поддерживает объемы краткосрочного финансирования этого предприятия на уровне 420 млн рублей (финансирование текущей деятельности). Это позволяет группе компаний аккумулировать и использовать собственные ресурсы на реализацию инвестиционных проектов — например, готовится к открытию новый гипермаркет под брендом «Гигант» по ул. Русской, активно наращивается сеть супермаркетов формата у дома «Горожанка».

Станислав Тишуров со своей стороны видит интерес клиентов к кредитным программам, в том числе по финансированию проектов, направленных на решение задачи ускоренного импортозамещения. Так, например, в 2015 году ООО «Сибирская Нива» в Маслянинском районе запустило в эксплуатацию новый доильный зал, а ЗАО «Шилово-Курьинское» из Карасукского района построило родильное отделение, позволяющее сохранять здоровье поголовья КРС и приплода, сообщает Станислав Тишуров.

В свою очередь в Росбанке стараются отдавать приоритет тем секторам, в которых у банка есть преимущества. Речь идет о добывающих компаниях, таких как ГК «Норильский никель», «Полюс Золото». «Кроме того, мы видим некоторое оживление в секторах, связанных с импортозамещением, например, мы кредитуем компании, производящие молочную и мясную продукцию», — поясняет Виталий Коваленко.

Таким образом, из разговора с банкирами видно, что крупные клиенты, желающие развивать бизнес, находят возможности полноценного взаимодействия с кредитными учреждениями даже в сегодняшней непростой экономической ситуации. Это подтверждает и Елена Агеева — ее компания сотрудничает с крупными банками, работает на большом рынке со стабильным спросом, на котором можно расти даже в кризис. При этом она признает, что для многих компаний среднего и малого бизнеса сейчас существенно ограничены возможности по привлечению кредитных ресурсов — это объясняется и высокими ставками, и возросшими требованиями банков к потенциальным заемщикам.

 Чего ожидать в дальнейшем?

Непросто развивалось корпоративное кредитование в 2015 году. Первый квартал показал спад совокупного кредитного портфеля российских банков (с 20 659 млрд руб. на 1 января 2015-го до 20 294 млрд руб. на 1 апреля 2015-го). Зато второй квартал продемонстрировал некоторый рост кредитной задолженности (до 20 435 млрд руб. на 1 июля 2015-го). При этом кредитный портфель предприятий малого и среднего бизнеса монотонно снижался (с 4700 млрд руб. на 1 января 2015-го до 4388 млрд руб. на 1 июля 2015-го). Так что задолженность корпоративного бизнеса, определяемая как совокупный кредитный портфель за вычетом кредитного портфеля МСБ, к концу первого полугодия уже превысила уровень начала года, показав рост с 15 959 млрд руб. на 1 января 2015 года до 16 047 млрд руб. на 1 июля 2015-го. Правда, в относительном выражении этот рост едва превышает полпроцента.

При этом Виталий Коваленко прогнозирует, что с учетом текущего замедления возможен рост корпоративного кредитования в пределах 5%, при условии, что ожидания рынка по снижению ключевой ставки и действия ЦБ совпадут. А Константин Макиенко ожидает наибольшего развития рынка, вероятно, не ранее весны будущего года. Однако он отмечает, что, с другой стороны, действующие санкции дают хорошие возможности отечественным производителям, особенно сельскохозяйственной продукции, промышленного производства, выходить на рынок и активно развивать бизнес.

Российские банки смогли использовать начало года для дополнительного анализа экономической ситуации, корректировки своих кредитных и рисковых политик. В то же время отечественные предприниматели сумели разумно проанализировать свои кредитные потребности и определить приоритеты развития в изменившейся бизнес-среде. И, судя по вышеприведенным цифрам, корпоративный бизнес, в отличие от МСБ, сумел сделать это лучше.

Постепенное снижение ключевой ставки ЦБ РФ дало возможность банкам и корпоративным заемщикам найти взаимоприемлемые условия кредитования, что явилось основой наполнения банковского кредитного портфеля в последние месяцы и исполнения планов российских предпринимателей по развитию бизнеса, освоению новых сегментов рынка. Олег Павликов уверен: снизив ставку до 11%, регулятор оправдал ожидания и банковского сообщества и бизнеса, а кредитные ресурсы вслед за очередным понижением ключевой ставки также подешевеют. А Константин Глушков надеется, что динамика снижения процентных ставки по кредитованию во втором полугодии положительно повлияет на бизнес и платежеспособность компаний и приведет к росту рынка корпоративного и крупного корпоративного бизнеса в течение года.

«Рынок меняется, и на нем явно недостаточно капитала как инвестиционного, так и оборонного. Поэтому в ближайшее время банки будут вести ожесточенную борьбу за доступ к новым рынкам капитала», ─ считает директор центра по работе с крупными корпоративными клиентами Бинбанка Денис Агарков.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ЕЛЕНА АГЕЕВА, финансовый директор группы компаний «Обувь России»:

— Можете ли вы подтвердить или опровергнуть тезис о том, что кризисная ситуация в экономике — это время возможностей? Удалось ли вам за последнее время при помощи банковского финансирования нарастить объемы бизнеса, выйти на новые рынки или найти другие пути развития?

— Да, все зависит от рынка и от стратегии компании. Например, если взять обувной рынок, то он слабо консолидирован, на нем много незанятых ниш. Кроме того, в России уровень потребления обуви невысокий, поэтому рынок, конечно, просел в парах в первом полугодии, но это ненадолго. Спрос начнет восстанавливаться в следующем году. Таким образом, на обувном рынке можно наращивать долю компании и развивать бизнес и в условиях стагнации. Если обувной рынок в первом полугодии сократился в парах на 25%, а в рублевом выражении остался на прежнем уровне, то наша компания за шесть месяцев текущего года показала прирост: выручка увеличилась на 50%, чистая прибыль удвоилась. Такие результаты работы объясняются несколькими причинами. В 2014 году мы значительно расширили розничную сеть — открыли более 120 магазинов и приобрели обувную компанию «Россита». Новые магазины сейчас выходят на плановые показатели рентабельности, поэтому мы видим рост выручки и прибыли. В этом году мы сосредоточились на качественном развитии розницы. Мы активно инвестируем в совершенствование ассортимента даже в текущих условиях, на 100% обновляем коллекции к сезону. Значительно расширили линейку сопутствующих товаров под собственными брендами, коллекции одежды, а также вводим новые сервисы в магазинах.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ