Мест больше нет

В кругах новосибирских единороссов высказывается подозрение, что городская администрация может быть причастна к сложностям с предвыборной агитацией у некоторых кандидатов. Есть ли у мэрии инструменты, позволяющие лимитировать количество баннеров с изображением выдвиженцев от «Единой России», и для кого из представителей ЕР все рекламные щиты в округе оказались «заняты»? Подробности в материале «Континента Сибирь»

Предвыборная кампания в совет депутатов Новосибирска и законодательное собрание Новосибирской области вступила в активную фазу. Именно в это время значительная часть конструкций уличной рекламы предсказуемо заполняется изображениями претендентов на мандаты. По ощущениям многих собеседников «Континента Сибирь», в настоящее время в Новосибирске превалируют щиты «Команды Локтя», то есть новосибирского обкома КПРФ. Возможно, это ощущение связано с концентрацией агитации в определенных точках города. По словам второго секретаря обкома КПРФ Рената Сулеманова, на территории Новосибирска размещено всего семьдесят баннеров от местного обкома КПРФ. В региональном отделении «Единой России» пояснили, что партия заказала около 130 баннеров. Что касается индивидуальной наружной рекламы — это личное дело каждого «одномандатника». Они могут самостоятельно распоряжаться средствами своего избирательного фонда, в том числе направить их на изготовление собственного предвыборного плаката и размещение его на уличных щитах. Такая стратегия актуальна не для всех кандидатов: довольно равнодушно к «наружке» относятся действующие депутаты, которые пользуются хорошей электоральной поддержкой, и у которых на округе не наблюдается острой конкуренции за голоса избирателей. Но ряд других потенциальных парламентариев, особенно «новички», всерьез рассчитывают усилить свои шансы на избрание при помощи уличной рекламы. По информации «КС», многие из них пытались заказать баннеры в агентствах наружной рекламы для размещения в том или ином районе Новосибирска, но столкнулись с отказом.

Корреспондент «КС» пытался выяснить у руководства новосибирского отделения КПРФ, не жаловались ли кандидаты-коммунисты на сложности с размещением предвыборной информации о себе. О проблемах, которые вызвали бы серьезную обеспокоенность, в новосибирском обкоме коммунистической партии, не припомнили.

В местном отделении «Единой России» — другое настроение. На момент публикации трудности с размещением предвыборных баннеров возникли у нескольких кандидатов, которые идут на выборы при поддержке ЕР. Не исключено, что список будет пополняться ближе к дате голосования. Возможно, кандидаты обратились в рекламные агентства слишком поздно, и их сложности связаны с дефицитом рекламных площадей в городе. Фраза «все занято» — самый популярный аргумент сотрудников рекламных агентств, вынужденных отказывать кандидатам в размещении предвыборных баннеров. При этом многие собеседники «КС» обращают внимание на обилие в городе и на округах пустующих конструкций.

По сведениям «Континента Сибирь», с шероховатостями при аренде площадей для предвыборной агитации сталкивался генеральный директор строительной компании «Арго» Олег Мирошников, который выдвигается в заксобрание на 20-м округе в Дзержинском районе. Позже «проблема была снята». Остался без баннеров действующий областной депутат-единоросс Алексей Александров, который представляет 32-ой округ (Первомайский и часть Октябрьского района). Его изображение было размещено на баннерах на округе раньше — в мае, перед предварительным голосованием. По словам единоросса, в июне «существовала договоренность» с агентством, что он займет рекламные поверхности и перед сентябрьскими выборами. Но в августе ему ответили, что «места заняты». По мнению Алексея Александрова, «нельзя сказать, что де-юре отказ необоснован».

Собеседники «КС» предполагают, что с отказом на размещение агитпродукции столкнулись фигуранты некоего «черного списка», составленного, по их мнению, в кабинетах мэрии Новосибирска.

Бросается в глаза значительное количество пустующих рекламных поверхностей и в центральной части Новосибирска. Несмотря на это, арендовать щиты не смогла претендент на место в областном парламенте, директор благотворительного фонда «Шаг навстречу» Татьяна Глазунова. По информации «КС», с мая ее представители пытались занять несколько баннеров для предвыборной агитации, но в рекламном агентстве сначала «долго пытались оформить заказ», потом выяснилось, что «мест нет». Глазунова баллотируется на округе № 21 (Заельцовский и часть Железнодорожного района в Новосибирске).

Трудности возникли у Оксаны Бобровской — соратницы депутата горсовета, руководителя строительной организации «Дискус-плюс» Алексея Джулая. Она является замдиректора по социальным вопросам в компании Джулая и идет на выборы в законодательной собрание по 34-му областному округу в Октябрьском районе. По свидетельствам людей, знакомых с ситуацией, представители кандидата очень долго ждали ответа от рекламного агентства «Дизайнмастер» насчет оформления заказа по размещению баннеров. Спустя некоторое время сотрудники компании перезвонили со словами «все занято», альтернативы предложено не было. После этого, специалисты предвыборного штаба Бобровской обратились в агентство «РИМ». Оно нашло одну поверхность, хотя технологи кандидата рассчитывали на несколько. Правда, пока до выполнения заказа не дошло, «переговорный процесс» продолжается.

С аналогичными сложностями столкнулись некоторые выдвиженцы в совет депутатов Новосибирска. Среди них как действующие парламентарии, входящие во фракцию «Единая Россия», так и те, кто выдвигается впервые. «КС» выяснил, что не все в порядке с арендой баннеров не только у Оксаны Бобровской, но и ее начальника Алексея Джулая, который работает на городском округе № 29 в Октябрьском районе. Сам депутат в ответ на вопрос корреспондента «КС» ограничился словами: «Я уклонюсь от комментария на эту тему».

Проблемы с размещением рекламных конструкций были и у Дмитрия Прибаловца, представляющего в совете депутатов округ № 12 в Калининском районе. По сведениям «КС», самостоятельно найти вакантные места для «наружки» помощники парламентария, как ни старались, не смогли. Вопрос был урегулирован «в индивидуальном порядке и после включения личных каналов».

Не нашлось места для предвыборной агитации для гендиректора ОАО «Экспресс-пригород» Екатерины Куфаревой и директора по развитию ЗАО «Роснефтегаз строй Академинвест» Александра Фельдбуша. Первая баллотируется в Железнодорожном районе на округе № 6, второй — на 36-м округе в Советском районе…

Собеседники «КС», близкие к областному правительству, утверждают, что представители новосибирской верхушки ЕР обратили внимание на сложившуюся ситуацию, и даже сделали попытки ее мирно урегулировать. По сведениям экспертов, около двух недель назад прошли переговоры специалистов политического блока областной администрации с коллегами в мэрии Новосибирска. Вызывает вопрос, насколько результативной была встреча, так как ряду кандидатов от ЕР по-прежнему не удается арендовать щиты.

Возможно, это просто совпадение, но сложности с согласованием размещения предвыборных портретов в основном возникли у кандидатов, которые идут на округах, где результаты голосования трудно предсказуемы. Это касается, например, территории, оставшейся без депутата, проработавшего на участке несколько лет. С округа № 34 ушел секретарь регионального отделения «Единой России» Валерий Ильенко. (Он собирается выдвигаться по партсписку в области — «КС» ). Этим и объясняется острая борьба за Октябрьский район Новосибирска На место в заксобрании от этой территории претендует не только выдвиженец ЕР Оксана Бобровская. Активную предвыборную работу здесь ведет кандидат КПРФ, директор «ДА Девелопмент» Дмитрий Лобыня.

На округе депутата заксобрания Алексея Александрова также наметилось ощутимое противостояние с кандидатом от КПРФ Русланом Асланбековым. Александров выражал в соцсетях возмущение по поводу распространения на территории листовок, в которых исполнение депутатских наказов в Октябрьском районе связывается с работой «Команды Локтя». При этом избранных от КПРФ депутатов в Октябрьском районе в последнем созыве не было, а лидер новосибирских коммунистов Анатолий Локоть стал мэром Новосибирска только год назад и сомнительна его непосредственная причастность к исполнению наказов, которые были реализованы еще до того, как он победил на выборах градоначальника.

Остальные кандидаты от ЕР, которым не согласуют размещение наружной агитации, также конкурируют на округах с довольно авторитетными коммунистами. Например, Татьяна Глазунова противостоит областному парламентарию, пресс-секретарю мэра Новосибирска Артему Скатову. Екатерина Куфарева соперничает с директором по строительству и взаимодействию с административными органами дирекции службы ООО «ВБВ-Техно», действующим городским депутатом Антоном Тыртышным. Александр Фельдбуш борется за голоса с членом фракции КПРФ Алексеем Медведевым. На округе члена объединения ЕР в совете депутатов Новосибирска Дмитрия Прибаловца заметную кампанию ведет коммунист, директор НП «Сибирский Федеральный Центр Оздоровительного питания» Яков Новоселов. На территории Алексея Джулая развернул агитацию директор по строительству ООО ПКФ «НОВА-1» Илья Анисимов — сын бывшего вице-губернатора Владимира Анисимова, который возглавляет одну из структур группы компаний F1. Создателем последней является депутат Госдумы от КПРФ Александр Абалаков.

в период избирательной кампании многие независимые организации вынуждены следовать «правилам политических игр»

Собеседники «КС» предполагают, что с отказом на размещение агитпродукции столкнулись фигуранты некоего «черного списка», составленного, по их мнению, в кабинетах мэрии Новосибирска. Наивно полагать, что городская администрация, которую возглавляет первый секретарь новосибирского областного комитета КПРФ, не проявляет интереса к итогам сентябрьских выборов. Говорить о существовании «стоп-листа» кандидатов, которые не должны появляться на рекламных щитах готовы многие. Но только на условиях анонимности. Эксперты предполагают, что «черный список» не является постоянным и может видоизменяться в индивидуальном порядке. Некоторые имена могут из него вычеркиваться, особенно, если речь не идет о «принципиальных для КПРФ округах». Так, источники «КС» рассказали, что в перечне тех, кто может рассчитывать на предвыборные баннеры, изначально не было единоросса Олега Мирошникова. Но его фамилия появилась «в результате переговоров». Есть и другая версия. Вероятно, 20-й округ не входит в число ключевых для кампании КПРФ. Местные жители констатируют: незаметно, чтобы вообще какой-либо кандидат, кроме Мирошникова, активно занимался предвыборной работой на данной территории. Это касается как выдвиженца коммунистов Бориса Шерко, так и, например, координатора новосибирского отделения ЛДПР Евгения Лебедева.

Собеседники редакции выражают уверенность, что агентства наружной рекламы Новосибирска сверяются с «черным списком» каждый раз при получении заказа от кандидатов. По неподтвержденной информации, сотрудники компаний обсуждают судьбу размещения баннера напрямую с комитетом рекламы и информации мэрии Новосибирска, а точнее с его председателем Сергеем Мурзинцевым. «КС» направил соответствующие запросы с просьбой дать комментарии руководству агентств наружной рекламы «Дизайнмастер» и «Рим» (это компании, получившие аккредитацию в избирательной комиссии Новосибирской области на размещение предвыборных плакатов). На момент публикации редакция не располагала ответом от этих организаций.

И «Дизайнмастер», и «Рим» — частные компании. Формально, они не обязаны следовать никаким «негласным указаниям» со стороны городской администрации. Но определяющей является информация о том, что в период избирательной кампании многие независимые организации вынуждены следовать «правилам политических игр» и «действовать в рамках договоренностей». Рекламные агентства входят в число структур, которым конфликт с городскими властями может сильно осложнить жизнь. Как полагают наблюдатели, вряд ли бизнесу хочется столкнуться со всеми «нюансами бюрократических процессов»: затягиванием регламента при получении разрешения на установку конструкций, внезапным отказом при согласовании на размещение тех или иных баннеров или предложением расторгнуть договор на аренду муниципальных площадей… Избирательная кампания длится примерно три месяца, а работать с мэрией агентства рассчитывают как можно дольше.

Если предположения об отказе в размещении предвыборных портретов кандидатов «по указанию сверху» соответствует действительности, то возникает вопрос, как это отражается на финансовом состоянии агентств наружной рекламы? Избирательная кампания для них — период, когда можно хорошо заработать на заказах от кандидатов. Предвыборная агитация стоит намного дороже, чем аренда щита для бизнес-целей. Отказ размещать баннер — материальные потери. Стоит ли сомневаться, что эти издержки с лихвой компенсируются? Минусы по заказам от ЕР могут перекрываться обилием баннеров «Команда Локтя». К этому, возможно, стоит прибавить и «социальную рекламу» от совета депутатов Новосибирска. Речь о белых щитах с черными надписями «Зачем нужна эта власть», «Кто все эти люди?», «Что они решают?», «Как работают твои деньги?» Из официального ответа комитета рекламы и информации мэрии Новосибирска на запрос редакции следует: «ни мэрия города Новосибирска, ни муниципальные учреждения не обладают информацией о количестве размещенных (планируемых к размещению) конструкций с указанным текстом». Тот же вопрос о количестве этих информационных щитов «КС» адресовал и в совет депутатов Новосибирска. Представители горсовета отметили, что данный проект не имеет никакого отношения к избирательной кампании в совет депутатов. Сведения о количестве щитов с вышеуказанными фразами также не были предоставлены. Председатель совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев предложил сообщить эти данные позднее, в рамках отдельного интервью.

Идея совета депутатов вывесить рекламу с оригинальным текстом вызывает приветствие у многих, в том числе, и у самих претендентов на места в парламенте. Но можно ли исключать, что эта информационная кампания, каким-то образом повлияла на то, что для баннеров многих кандидатов в городе больше «не осталось мест»?

«КС» будет следить за развитием событий.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ