В новых автомобильных реалиях

Итоги продаж новых автомобилей в 1 полугодии 2015 года в Сибири

По итогам первого полугодия 2015 года сибирский рынок новых автомобилей сократился на 37,68%, что практически соответствует общероссийским темпам. Среди городов Сибири драматичнее всех упали Кемерово и Красноярск: почти в два раза (–47%). Разочаровал наблюдателей и традиционно крепко стоящий на ногах Иркутск (–42%). На этом фоне стабильнее ситуация в Омске (–25%) и Барнауле (–29%), в «середнячках» — Новосибирск (–32%). Кто из автопроизводителей и дилеров усилил, а кто ослабил позиции на падающем рынке, какие марки и модели вошли в Топ-10 лидеров — в традиционном материале «КС».

Согласно данным, попавшим в распоряжение «КС», всего в первом полугодии в СФО было реализовано свыше 48 тысяч новых машин. Новосибирск впервые за много лет стал самым автомобильным городом СФО, обогнав Красноярск. По итогам шести месяцев почти пятая часть всех реализованных в Сибири автомобилей пришлась именно на Новосибирск. Однако если рассматривать Красноярский край вместе с республиками Хакасия и Тыва, то этот восточносибирский альянс обгоняет и Новосибирскую, и Кемеровскую область.

Топ-10 марок

«КС» традиционно проанализировал состав топовой «десятки» автомобильных брендов в Сибири по итогам первого полугодия 2015 года.

На вершине рейтинга традиционно располагается «АвтоВАЗ», который хотя и остается на первом месте, но постепенно точечно начинает уступать иномаркам по объемам продаж. Так, в Иркутске Lada уже пропустила вперед не только японскую Toyota, но даже и корейскую Hyundai. В Кемерове и Красноярске марка хотя и удержала первое место, но все равно упала более чем наполовину (–57% и –54% соответственно). И хотя Lada Granta остается самой популярной моделью в Сибири в «абсолютном» зачете, этого уже не хватает, чтобы удерживать позиции во всех регионах присутствия. Вместе с тем переход «Новосибирск-Лады», «Омск-Лады», «Кузбасс-Лады» и «Алтай-Лады» под крыло казахской «Бипэк Авто Азия Авто» уже по итогам 2015 года способен усилить позиции завода в регионе. Во многом не столь высокие результаты Lada в первом полугодии были обусловлены в том числе и переходным этапом для упомянутых дилеров. В дальнейшем «Бипэк Авто Азия Авто» планирует продолжить экспансию на сибирском рынке с брендом Lada. По данным участников рынка, в скором времени могут состояться новые M&A-сделки с участием «Бипэк Авто Азия Авто» в городах региона.

Второе место в рейтинге и первое среди иномарок заняла корейская Hyundai, и вновь благодаря доступной модели Solaris. Наиболее устойчивые позиции у марки в двух сибирских городах-миллионниках — Омске и Красноярске, где Hyundai уступила по продажам лишь «АвтоВАЗу». Причем если в Омске это удалось обеспечить силами двух партнеров — ГК «Феникс Авто» Сергея Сырникова и ГК «Евразия Моторс» Ильи Фридмана, — то в Красноярске только благодаря «Медведь-Холдингу» Николая Бякова. В Иркутске же Hyundai стараниями ГК «Россо», как уже было сказано, вообще впервые обогнал по продажам отечественную Lada, выйдя на второе место в «абсолютном зачете» и уступив лишь Toyota, что тоже ярко характеризует изменение распределения сил на сибирском рынке.

avto3

Не разделяет любви к корейской марке по сути только Новосибирск, где Hyundai располагается лишь на далеком 6-м месте (–22%). Во многом такие результаты объясняются и произошедшей сменой дилера: ГК «СЛК-Моторс» Натальи Ждановой, ранее представлявшая Hyundai, продала это подразделение ГК «Самара-Авто». В свою очередь еще один партнер корейцев — ООО «Автоцентр» Сергея Иванкова — пока не завершил строительство своего салона на Большевистской и, соответственно, не начал продажи.

avto3tabНе столь убедительны показатели Hyundai и по динамике регистраций вторичного автотранспорта, где марка, несмотря на первое место в целом по Сибири, находится лишь на далекой десятой строчке, уступая гораздо менее востребованным «японцам». Таким образом, можно сделать вывод, что автомобили марки, проданные в Сибири, все чаще уходят в другие регионы России, либо данные по объемам их реализации могут быть завышенными.

Третью строчку в рейтинге занимается японская марка Toyota, которая утратила свое многолетнее лидерство на рынке СФО среди иномарок, уступив корейской Hyundai. Темпы падения Toyota в первом полугодии совпали с темпами сокращения рынка, но это не помогло ей в борьбе с более проворными конкурентами. Так, в Новосибирске и Барнауле, где марку представляет ГК «СЛК-Моторс», Toyota только пятая (–6% и –44% соответственно), а в Омске силами уральской компании «Авто Плюс» вообще шестая (–34%). Тем не менее, несмотря на почти двукратное падение (-45%), японский бренд удержал за собой Иркутск, где компании «Иркут БКТ» Анатолия Панцевича удалось вывести ее на первое место по продажам. Относительно неплохо дела у марки в Красноярске (–42%), где с двумя дилерскими центрами группы компаний «Крепость» Александра Кангуна она занимает третью строчку. Собственно, именно Красноярск традиционно и обеспечивает Toyota львиную долю продаж в Сибири (22%). Если рассматривать марку «в разрезе» моделей, то ключевую роль играют Camry и RAV4, входящие в Топ-10 самых популярных моделей автомобилей в СФО. И конечно, Toyota удерживает позиции и на вторичном рынке, занимая там первое место, что следует из данных по регистрациям за первое полугодие 2015 года. Так, модели Corolla, Camry, Corona и Land Cruiser наряду с вазовскими моделями входят в Топ-10 самых популярных моделей по количеству регистраций за рассматриваемый период.

avto2tabСледом за Toyota на четвертой строчке расположился хедлайнер прошлого года — японский бренд Nissan (–31,57%). В Новосибирске марке удалось сохранить продажи практически на уровне прошлого года и занять первое место среди иномарок. Такие результаты бренду обеспечили «Эксперт НСК» (ГК «Самара Авто») и «Сибирские Моторы». Аналогичных успехов японский бренд силами «Картель Авто» добился и в Кемерове (–27%, 1-е место среди иномарок). Однако в других городах Сибири покупатели отнеслись к марке более холодно. Например, в Томске, где Nissan представляет ГК «Автосан», марка только седьмая (–45%), а в Красноярске и Омске — пятая.

С седьмой на пятую строчку переместилась корейская KIA (–32%). В Томске стараниями автоцентра «Сто Коней» марке удалось занять 1-е место на рынке иномарок (+14%). Реализовала свои задачи KIA и в Новосибирске, сумев выбиться в заветную «тройку» (+11%) благодаря деятельности «Мегапарка» и «Сармата». На этом фоне выделяется Барнаул, где марка с дилером «Реал Моторс» лишь 8-я в общем зачете (+10%). При этом важно отметить, что около половины всех продаж марки приходится на бюджетную модель RIO.

Вслед за KIA в рейтинге идет французский Renault, продемонстрировавший почти двукратное падение. По итогам полугодия наиболее сильны позиции марки в Новосибирске (–40%) и Барнауле (–44%), где она занимает 4-е место. Однако, к примеру, в Кемерове марка силами «Гранд Моторс», одним из бенефециаров которой является угольный миллиардер Александр Щукин, лишь 9-я (–47%). Ситуацию в регионе должно выправить назначение еще одного официального дилера в лице ГК «Сибинпэкс», который планирует запустить салон в конце августа текущего года.

На седьмой строчке расположился американский бренд Chevrolet. После объявления концерном General Motors об уходе с российского рынка сибирские дилеры активно реализуют скопившиеся на складах автомобили и ищут себе новых партнеров. Учитывая это обстоятельство, высокие позиции Chevrolet держатся в основном на Chevrolet Niva, на которую приходится свыше 50% продаж марки, и выпуск которой будет сохранен. Интересно и то, что в отличие от конкурентов Chevrolet лучше себя чувствует не в городах-миллионниках, а в Томске (–58%), Барнауле (–48%) и Кемерове (–58%), где она до сих пор на 6-м месте, что выше, чем в среднем по Сибири.

Впечатляющие результаты показала новая японская бюджетная марка Datsun, входящая в состав Nissan. Продажи автомобилей на российском рынке она начала лишь в прошлом году. Первым городом Сибири, куда зашел Datsun, стал Омск. Именно в этом городе Datsun удалось за рекордно короткие сроки войти в Топ-3 по продажам, уступив лишь Hyundai и «АвтоВАЗу». В других мегаполисах Сибири результаты марки скромнее — в Красноярске и Иркутске марка не смогла войти в Топ-10, в Новосибирске она пока лишь 9-я. Но главным обстоятельством является то, что дилерская сеть марки пока охватывает не все города Сибири. Однако по мере увеличения густоты сети и увеличения ее модельного ряда Datsun имеет все шансы на попадание в Топ-5.

 

avto5tab

Наконец, на 9-ю строчку попал немецкий Volkswagen (–45%), обязанный своим успехом прежде всего бюджетной модели Polo. Наиболее уверенно марка себя чувствует в Красноярске (6-е место, –55%) и Кемерове (7-е место, –56%).

Замыкает Топ-10 японский Mitsubishi (–50%), опустившийся с 8-й строчки. Продажи этой марке делает исключительно внедорожная линейка. Сильнее всего ее позиции в Кемерове (8-е место, –23%), где дилером бренда является «Трансхимресурс», слабее — в Омске и Новосибирске (11-е место, –29% и соответственно –48%), где марку представляет ГК «МАКС Моторс».

Лидеры и аутсайдеры

Если анализировать автомобильные марки в Сибири по показателю темпов изменения объемов продаж в первом полугодии, то наиболее драматичное падение наблюдается у китайской BAW (–91%), узбекской Uz-Daewoo (–89%), американского Jeep (–83%). Чуть лучше ситуация у французских Peugeot и Citroen (–78%), сотрудничество с которыми целый ряд опрошенных «КС» сибирских дилеров оценили как «убыточное», а также японской Honda (–79%), корейского SsangYong (–76%), уходящего с российского рынка немецкого Opel (–75%), американского Ford (–70%). Впрочем, важно отметить, что и Honda, и Ford, входят в Топ-10 марок по регистрациям вторичного автотранспорта в СФО. Поэтому несмотря на драматичное снижение продаж новых автомобилей этих марок, их действующий парк продолжает пополняться, а значит, дилеры будет делать упор на их сервисе.

Среди тех брендов, которые смогли максимально увеличить продажи, можно выделить немецкий Porsche (+29%). Благодаря эффекту низкой базы смогли значительно вырасти японские Datsun, Isuzu (+76%), а также китайские Haima (+20%) и Changan. Среди тех, кто ушел в небольшой «минус» в сравнении с конкурентами, можно выделить корейскую KIA (–8%) и японский Infiniti (–8%), официально представленный лишь в Красноярске.

Премиум-бренды

На первой строчке среди премиум-брендов Сибири оказался немецкий Mercedes-Benz, упавший на 14%. Как отмечал в интервью «КС» соучредитель «МЦ-Иркутск» Петр Хомяков, «ни один дилер Mercedes-Benz сейчас не стонет, так как со стороны дистрибьютора есть механизмы поддержки». Также дилерам марки повезло с точки зрения частоты обновления модельного ряда. В результате во всех сибирских городах-миллионниках Mercedes-Benz занял 1-е место среди конкурентов. В Иркутске марке даже удалось пробиться в Топ-10 брендов, заняв почетное 9-е место (–10%) и обогнав такие сугубо массовые бренды, как Skoda, Mazda, Volkswagen и Ford. Традиционно марке помогают и корпоративные клиенты. Например, «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирской, Томской и Кемеровской областях) продолжает поставки машин компании NL International — крупнейшей организации сферы сетевого маркетинга. В месяц, по данным представителей дилера, 5-10 автомобилей уходит именно этой компании.  Напомним, что в 2013 году «СТС-Автомобили» уже поставили NL International 208 автомобилей.

avto2

При этом лучше всего среди моделей Mercedes-Benz продается в Сибири GL, который входит в Топ-3 самых популярных моделей премиум-брендов в регионе.

На второй строчке рейтинга премиум-брендов после Mercedes-Benz в этот раз оказался японcкий Lexus (–12%). Наиболее сильны его позиции в Восточной Сибири (8-е место, +31%), где его интересы представляет «Иркут БКТ» Анатолия Панцевича, и Красноярске (13-е место, –34%), где официальным дилером марки является ГК «Крепость» Александра Кангуна. Вместе с тем в списке самых популярных моделей премиум-брендов Lexus RX и LX в этот раз уступили места моделям от BMW, Audi и Mercedes-Benz.

avto4tabВслед за Lexus в рейтинге располагается немецкий BMW (–37%), модели которого Х3 и Х5 стали самыми популярными в премиум-сегменте в рассматриваемом периоде. Почти 35% всех проданных машин BMW выбрали жители Красноярска, где марку представляет «Медведь-Холдинг». С 1 июля 2015 года эта же компания получила и дилерство BMW в Новосибирске.

 

avto4

Замыкают Топ-5 немецкая Audi (–40%) и английский Land Rover (–60%). В свою очередь лидером по приросту стал Porsche, увеличивший продажи на 29%, даже несмотря на небольшое «проседание» в Красноярске.

ТОП дилеров

«КС» составил и традиционный рейтинг самых крупных авторитейлеров Сибири по результатам 1 полугодия 2015 года. Ранжирование участников ТОП-10 происходило по занимаемой дилером доле рынка в основном географическом регионе своего присутствия. При этом, этот показатель считался на основе данных по продажам автомобильных марок в количественном выражении. Кто сформировал рейтинг, читайте в материале «КС».

1 место в рейтинге среди сибирских дилеров удержал крупный алтайский авторитейлер «АНТ» (официальный дилер Lada, Nissan, Datsun, Mitsubishi, Citroen, Hyundai в Барнауле) с 40% рынка. На него приходится каждый пятый Citroen, каждый десятый Nissan, Hyundai и Mitsubishi, проданный в СФО. Факторами, обеспечившими высокую позицию дилера в рейтинге, стал сбалансированный портфель представляемых брендов и высокая отдача от каждого из них.

 

avto1tab

Средом за «АНТ» с 34% рынка расположилась омская ГК «Евразия-Моторс» (официальный дилер Mitsubishi, Nissan, Datsun, Peugeot, Hyundai, Renault, Volkswagen) известного местного бизнесмена Ильи Фридмана. Увеличить показатели авторитейлеру помог бюджетный бренд Datsun. Именно «Евразия-Моторс» стала первым в Сибири дилером этой марки, и именно в Омске Datsun вышел на самые высокие показатели по продажам в СФО.

С 5-ой на третью строчку переместился красноярский «Медведь-Холдинг» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi) Николая Бякова с 25% рынка. Самым заметным событием, связанным с холдингом в этом году, стал выход в Новосибирск с брендом BMW.

Следом за «Медведем» следует томская группа компаний «Автосан» Эдуарда Волчека, которая является официальным дилером Renault, Mitsubishi, Nissan, Hyundai, Citroen, Great Wall, а также SsangYong и занимает 24%.

Замыкает ТОП-5 иркутская группа автодилерских предприятий Анатолия Панцевича («Иркут БКТ», «Сант и К» и «Сибавтоцентр»). Текущий портфель брендов (Renault, Toyota, Lexus, Jeep, Chrysler) позволил группе компаний удалось занять высокие позиции в рейтинге. Более того, марке Lexus удалось войти в ТОП-10 самых популярных брендов в Иркутске.

Шестую строчку заняла иркутская ГК «Россо» Амгалана Базархандаева, являющаяся официальным дилером Audi, Volkswagen, Skoda, Мitsubishi, Hyundai, Peugeot. Ее доля составила 21%.

На седьмую позицию вышел томский автоцентр «Сто Коней» («Арсенал Л.Т.Д.»), возглавляемый Николаем Воронковым и официально представляющий General Motors и KIA. Именно этот корейский бренд стал по итогам 1 полугодия самым популярным в Томске среди иномарок и позволил «Коням» занять более устойчивые позиции.

С третьей на восьмую строчку переместилась новосибирская ГК «МАКС Моторс» Владимира Сафронова с 19% рынка. В этом году авторитейлер сохранил свой портфель брендов, по которому он является самым крупным в Сибири, однако перевел Ford и Skoda в формат авторизованного сервисного центра, предусматривающим оказание гарантийного и постгарантийного обслуживания при сворачивании продаж.

На 9 позиции находится красноярская группа компаний «Крепость» Александра Кангуна с 18% рынка. В текущем году авторитейлер закрыл дилерский центр Skoda в Красноярске и объявил об открытии на его месте салона Porsche.

Замыкает ТОП-10 московская группа компаний «Автомир», занявшая в Новосибирске 17% рынка. Драйвером ее роста стал бренд Toyota, по которому доля «Автомира», согласно данным источников «КС», выше, чем у второго в городе дилера японского бренда. Кроме Toyota, тянут «Автомир» вверх также бренды Hyundai, Renault, Volkswagen, Suzuki.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ