Рынок сотовой связи Сибири: повысить нельзя снизить

Эпоха региональных сотовых операторов завершилась еще в начале 2000-х годов — рынок давно поделен между «большой тройкой» или, вернее, «большой четверкой» за счет примкнувшего к ней дискаунтера Tele2. Высокий уровень проникновения и широкий спектр услуг, достаточно доступные цены на фоне экономического спада — вот к чему пришел B2C-сегмент мобильной связи в Сибири на текущий момент. Сможет ли кризис или его последствия эту картину изменить? Продолжится ли падение доли «ВымпелКома» в Сибири на фоне укрепления МТС и «МегаФона»? Сможет ли Tele2 усилить позиции с учетом объединения с мобильным подразделением «Ростелекома»? В ситуации на рынке разбирался «КС».

По заказу «КС» авторитетное аналитическое агентство J’Son & Partners Consulting оценило доли операторов сотовой связи в сегменте B2C по показателю абонентской базы в целом по Сибирскому федеральному округу, а также непосредственно по Новосибирской области. К сожалению, данные по первому полугодию пока не доступны для рассмотрения, поэтому агентство предоставило информацию на конец I квартала текущего года.

Как выяснили аналитики, проникновение сотовой связи в СФО и Новосибирской области хотя и медленно, но продолжает расти. Новосибирская область «сконцентрировалась» раньше округа, уже в 2009 году на долю «четверки» приходилось 99% абонентов — СФО достиг аналогичного результата только через пять лет. Внутри самой «четверки», по оценке J’Son & Partners Consulting, тенденции в целом остались прежними — с 2009-го по 2015 год МТС удерживает первое место как в целом по СФО, так и по Новосибирской области, Tele2, в том числе благодаря сделке с «Ростелекомом», потихоньку догоняет лидера, а «МегаФон» и «Билайн» на некотором отставании идут параллельно друг другу.

Первый квартал текущего года не внес кардинальных корректив в расстановку сил и скорее оправдал прогнозы аналитиков. Так, МТС под руководством Александра Соловенчука увеличил свою долю по показателю абонентской базы в сегменте B2C на один процентный пункт — до 31% — в сравнении с ситуацией на начало года, а «ВымпелКом» под руководством Сергея Козерода, напротив, ослабил позиции с уменьшением доли с 20% до 19%. Что касается Tele2, то после объединения с мобильным подразделением «Ростелекома» сибирской команде оператора во главе с Алексеем Ноздриным закономерно удалось выйти на второе место в рейтинге с показателем в 28% рынка. Однако если проанализировать суммарные позиции «Ростелекома» и Tele2, то видно, что 1+1 пока не равно трем, и даже не равно двум: из-за пересечения абонентских баз доля объединенного оператора составила 28%, хотя в сумме ранее оба оператора давали 30%.

В свою очередь в Новосибирской области доля «Билайна» упала на один процентный пункт за счет увеличения доли «МегаФона». Доля Tele2 стабилизировалась на уровне 26%, но до МТС с 41% рынка ей еще далеко.

Сами операторы по-разному отнеслись к данным J’Son & Partners Consulting. «Полученная статистика не противоречит имеющимся у нас данным с учетом допустимых для такого рода исследований погрешностей», — рассказывает коммерческий директор макрорегиона «Сибирь» компании «Tele2 Россия» Алексей Ядрышников, добавляя, что в регионах своего присутствия Tele2 наблюдает постоянный рост абонентской базы. По его словам, в первой половине 2015 года прирост абонентской базы сети Tele2 в СФО ускорился и одним из главных драйверов роста стал запуск сетей 3G в Новосибирске, Кузбассе, Омске и Томске — до сих пор отсутствие скоростной передачи данных было, пожалуй, главным «слабым местом» Tele2. «Очевидно, что рынок в последние годы рос за счет SIM-карт для использования мобильного Интернета в планшетах, модемах, роутерах, M2M-устройствах», — добавляет он.

В «ВымпелКоме», напротив, не соглашаются с данными J’Son & Partners Consulting, согласно которым их доля упала как в Новосибирской области, так и в целом в СФО. Региональный директор Сибирского региона компании «ВымпелКом» Сергей Козерод отметил, что указанные оценки сильно не совпадают с их собственными данными: «В частности, в Сибирском регионе доля операторов по абонентской базе на второй, третьей и четвертой строчках рейтинга незначительно отличается друг от друга — разница не более чем в 1%». Не согласен топ-менеджер и с тем, что «Билайн» теряет абонентов быстрее других операторов: «Как на уровне бизнес-единицы «Россия», так и в Сибирском регионе мы отмечаем улучшение операционных результатов — по показателям клиентской удовлетворенности (NPS) и оттока клиентов», — поясняет Сергей Козерод.

То есть разница в размерах абонентской базы, по мнению операторов, не настолько велика, как считают аналитики. Возможная причина тому — в отсутствии кардинальных отличий в бизнес-моделях различных операторов. У всех есть LTE-сети, все продают гаджеты под собственными брендами в собственных сетях, все предлагают похожие тарифные планы и все делают ключевую ставку на мобильный трафик.

Телефон нужен не для того, чтобы говорить

«В настоящее время голосовая связь сдает позиции, — так резюмирует основные мобильные тренды генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. — Все больше ее уходит в IP, и когда появится возможность передачи голоса по LTE, традиционная голосовая связь как основная услуга окончательно уйдет в прошлое». Сами операторы готовятся к такому уже давно, сделав основную ставку на передачу данных — основной «расчетной единицей» постепенно становятся байты, а не секунды. «С 2009 года основной драйвер выручки операторов — это услуги передачи данных, т. е. мобильный Интернет и услуги на его основе, — рассказывает директор по развитию бизнеса на массовом рынке Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Денис Маликов. — Доля выручки от мобильного Интернета ежегодно увеличивается в среднем на 5–6%, к 2017 году более половины всех доходов на рынке мобильной связи будут составлять именно услуги передачи данных. Ключевую роль в этом играет стремительный рост проникновения смартфонов, работа которых, по сути, невозможна без доступа к сети 3G или 4G. Если сравнивать традиционные услуги с услугами передачи данных, то вторые растут в 10 раз быстрее — если сравнивать I квартал 2015 года и I квартал 2014 года. В ближайшее время эта тенденция сохранится, и в денежном выражении будет расти быстрее тот оператор, который лучше умеет продавать услуги 3G- и 4G-Интернета.

«Объем мобильного трафика по Сибири и Новосибирску по итогам первого полугодия 2015 года по сравнению с таким же периодом прошлого года вырос в среднем на треть, при этом по итогам первого полугодия трафик в сети LTE вырос в Новосибирске более чем на 10%, а в целом по СФО — на четверть», — подкрепляет слова цифрами директор Департамента маркетинга «МТС Сибирь» Виктор Сатышев. Солидарны с коллегами и в «Билайне»: «Еженедельный объем информации, потребляемой в Сибири с мобильных устройств, за год увеличился в 1,4 раза. При этом наибольшую динамику демонстрирует трафик в сети 4G: за последний год с учетом новых запусков и расширения существующих сетей он вырос более чем в пять раз», — приводит данные по оператору Сергей Козерод.

Как удержать цены

На вопрос о том, что будет с ценами на услуги, все операторы стараются отвечать максимально осторожно: никто не хочет прямо сказать «они вырастут, потому что сейчас все дорожает». Но вырастут ли они на самом деле? Ведь для абонента покинуть «разонравившегося» оператора гораздо проще, чем поставщика широкополосного доступа в Интернет или IPTV, особенно в условиях работающего MNP. Так что, по мнению экспертов, операторы сотовой связи, несмотря на рост инфляции, будут воздерживаться от непопулярных мер и удерживать цены как минимум до конца года, «отбивая» возросшие расходы (в первую очередь те, где расчет ведется в иностранной валюте) другими способами. Например, расширив ассортимент пакетных тарифов. «Мы фиксируем заметную динамику проникновения пакетных предложений в Сибирском регионе: за последний год число абонентов на таких тарифах увеличилось практически вдвое. На сегодняшний момент каждый шестой клиент «Билайна» является абонентом пакетного тарифа», — говорит Сергей Козерод. Другими драйверами «пакетизации» тарифов, по его словам, могут стать условно-бесплатные предложения и определенные льготы, в частности, заморозка цен на определенные тарифные планы. Сюда же можно отнести заметно улучшившиеся «личные кабинеты» абонентов, которые стали гораздо удобнее и функциональнее, а также дополнились мобильными приложениями. Это уже не простые онлайн-справочники, как некоторое время назад, а настоящие панели управления, с помощью которых можно отслеживать и регулировать расходы.

При этом практически все участники рынка сходятся во мнении, что больше всего вырастут цены на роуминг, а цена трафика будет снижаться — если не за счет уменьшения рублей, то за счет увеличения мегабайтов.

У операторов есть и еще один способ увеличить доход, не увеличивая тарифы — каждый из них обладает собственной или контролируемой розничной сетью, где продаются в том числе мобильные гаджеты под их собственными брендами. Которые, несмотря на снижение покупательской способности абонентов (или благодаря ей) продаются все активнее, а их ассортимент становится все шире. И кто знает, возможно, недавняя новость о том, что розничные сети «ВымпелКома» и «МегаФона», а также  «Евросеть» и «Связной» отказались от закупок изделий марки Samsung, связана именно с тем, что операторы могут попробовать сделать ставку на собственные изделия?

«В настоящее время проникновение смартфонов в абонентской базе составляет от 35% до 40% в зависимости от региона Сибири, — подводит итог Денис Маликов. — А если смотреть долю смартфонов в продажах в нашей фирменной рознице, то еще 1,5 года назад смартфоны преодолели отметку 50% от общего числа проданных устройств, а в настоящее время занимают уже 70%. Благодаря росту продаж бюджетных смартфонов в первой половине 2015 года средняя цена смартфона составила 5870 рублей, снизившись за год на 17%».

Не стоит забывать о том, что смартфон, даже не «свой» и не проданный в своей сети, — это гарантированный доступ в Интернет, что дает подключившему его оператору рост числа перечень потребляемых услуг и ARPU (средний доход на абонента) у клиента. Поэтому операторы стали продавать свои гаджеты «в связке» со своими же тарифами — например, широко разрекламированный «смартфон за 990 рублей» производства «Билайн» можно было купить только при условии подключения пакетов «Все за 360» и «Пакет Интернета 3 Гб» на 4 месяца, таким образом, общая реальная стоимость комплекта составила 3230 рублей. По словам Сергея Козерода, количество проданных смартфонов в новосибирских офисах «Билайна» в июне этого года по сравнению с июнем 2014 года выросло в 2,3 раза, планшетов — в 1,8 раза».

«Что касается самих гаджетов, мы видим, что сегодня спрос покупателей перераспределяется в сторону LTE-смартфонов: продажи смартфонов с поддержкой 4G по итогам первого полугодия 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Сибири выросли в четыре раза в штучном выражении», — говорит Виктор Сатышев. Данную точку зрения разделяет и Денис Маликов. «Дальнейший толчок развитию сегмента мобильной передачи данных мы связываем со снижением стоимости 4G-смартфонов для конечного потребителя. Несмотря на общее снижение себестоимости смартфонов, предлагаемых на рынке, в первую очередь за счет активной политики B-брендов, средняя стоимость смартфона с поддержкой LTE только недавно начала перешагивать психологически значимую отметку в 10 000 рублей, — говорит Денис Маликов. — Эта причина носит глобальный характер и связана по-прежнему с довольно высокой стоимостью чипов с поддержкой LTE, поэтому пока 4G-смартфоны — это удел А-брендов: Apple, Samsung, Sony, HTC. Тем не менее по сравнению с I кварталом 2014 года количество LTE-устройств на сети «МегаФона» выросло на 60%».

Есть ли еще свободные места?

Как следует из данных J’Son & Partners Consulting, в последние годы число поставщиков мобильной связи только снижалось — и в период роста, и во время кризиса. Но может ли эта ситуация измениться?

Большинство экспертов приходят к выводу, что нет. «На рынке Сибири конкуренция сейчас достаточно сильна. Выход нового игрока на рынок — это огромные инвестиции. Нужно сформировать команду, подготовить все ресурсы для обслуживания абонентов, выстроить знание бренда. В текущих условиях это практически невыполнимая задача», — считает Алексей Ядрышников. Сергей Козерод также согласен с тем, что при таком высоком проникновении сотовой связи выход дополнительных игроков на рынок достаточно сомнителен.

Несколько иной точки зрения придерживается «МегаФон»: «С точки зрения дальнейшего развития мобильных операторов российский и сибирский рынок может пойти по европейскому сценарию, где работает довольно большое количество виртуальных (MVNO) операторов, специализирующихся на определенных пользовательских сегментах, — говорит Денис Маликов. — Опыт запуска в России оператора Yota доказывает перспективность данного направления». Но вот полноценных «телефонных» операторов ждать уже не стоит: «Мы не ожидаем выхода новых игроков, так как для этого в настоящее время нет доступных частот, а само строительство сети «с нуля» предполагает колоссальные инвестиции».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ