Ценовые войны: отступление или перемирие?

«Континент Сибирь» не раз уже поднимал тему ценовых войн на рынке новосибирских интернет-провайдеров, в которых первыми ходы делали локальные игроки: «Сибирские сети» и «Новотелеком». В этой ситуации федеральные операторы выражали озабоченность тактикой своих местных конкурентов и рассчитывали, что со временем они «одумаются». В результате недавний шаг назад – повышение цены (пусть и небольшое) на доступ в интернет – осуществил «Новотелеком».

С технической точки зрения шаг «Новотелекома» можно считать не повышением существующих тарифов, а их возвратом к исходным (до 1 марта) значениям. Или даже не так: имеющиеся тарифы были закрыты и заменены на другие, которые отличались от них только ценой – к примеру, скорость 25 Мбит/мес теперь стоит не 450 рублей в месяц, а 520. При этом те, кто успел подключиться весной или летом по старой цене, по словам представителей компании, будут и дальше платить 450 рублей. Стоит также отметить, что никакой информации о будущем подорожании или изменении тарифных линеек объявлено не было – нельзя даже сказать точно, когда именно изменились цены.

Участники рынка не удивлены таким шагом «Новотелекома». По их мнению, оператор изначально не собирался понижать цены и придерживался противоположного подхода в этом вопросе. «Однако готовящиеся шаги ближайшего конкурента ─ «Сибирских сетей» ─ вынудили «Новотелеком» отреагировать первым, чтобы закрепиться в глазах абонентов как оператор, который в сложной ситуации пошел им навстречу и первым понизил цены», ─ рассуждает один из участников рынка на условиях анонимности.

Очень болезненно на ценовые войны отреагировали и федеральные операторы. «Данную ситуацию на рынке я оцениваю как настоящее безумие. Надеюсь, что посмотрев на то, как такие шаги повлияли на результаты 1 квартала и конкретно на показатели прибыли EBITDA, участники рынка одумаются. Ведь если вы занимаетесь демпингом, то ваш денежный поток падает, а именно с него возвращаются кредитные средства. Как известно, банки поменяли ставки в условиях кризиса, поэтому операторам, у которых есть заемные средства, в ситуации ценовых войн будет крайне сложно. Думаю, у всех провайдеров на этот счет должно прийти прозрение», ─ ранее отмечал «КС» топ-менеджер одного из федеральных операторов связи.

По мнению отраслевых аналитиков, в частности агентства Telecom Daily, можно говорить о том, что цели операторов связи в текущей экономической ситуации рознятся: пока одни работают на сохранение своей абонентской базы, другие – на перетягивание ее у конкурентов. Как показывает опыт, первого варианта чаще придерживаются федеральные операторы (в частности, ТТК с программами лояльности, учитывающими стаж абонента), у местных же в большей степени превалируют инструменты, направленные на реализацию второго варианта (как, например, «Сибирские сети», внедрившие весной единую цену на услуги интернет-доступа). «Несмотря на весеннюю активность локальных провайдеров, мы не зафиксировали существенных изменений в структуре рынка. Сейчас основная доля продаж приходится на переход клиентов от других операторов» – поясняет директор филиала телеком-оператора «Дом.ru» (ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг») в Новосибирске, экс-глава новосибирского филиала «Сибирских сетей» Дмитрий Мартазов. – Тем не менее, на первую позицию давно вышла ценность самого продукта, а именно качество услуги и сервисное обслуживание. Стоимость услуг играет меньшую роль». С этой позицией согласны и представители «Новотелекома»: по их мнению, гонки скоростей и цен – это давно пройденный этап, а сейчас абоненты в первую очередь ценят надежность связи и сервис.

Просто сбросить цены в разгар кризиса, рассчитывая на переток покупателей к себе – маневр, по мнению аналитиков, очень рискованный и даже в случае успеха далеко не всегда приносящий прибыль. Абонентов недостаточно привлечь, их нужно обслужить, как минимум, не хуже, чем это делает прежний провайдер. А это стоит денег. «Снижение стоимости рубля по отношению к иностранной валюте, в которой закупается необходимое телеком-оборудование, безусловно, может спровоцировать увеличение себестоимости подключения абонентов», – прогнозирует генеральный директор «ТТК-Западная Сибирь» Александр Соловьев. Но этот фактор, по его мнению, не играет определяющей роли в ценовой политике операторов: «Есть простая закономерность: увеличивается число абонентов, растут их потребности, а значит, сеть нуждается в модернизации. Модернизация сети – это всегда дополнительные затраты для оператора, которые рано или поздно отражаются на абонентской плате, а решение не модернизировать инфраструктуру ведет, как правило, к снижению качества услуги».

По мнению «Ростелекома», на рынке в ближайшей перспективе повышения цен не планируется, так же, как и существенного снижения. «Объяснить это можно повышением курса доллара – закупка оборудования идет в валюте. В таком положении находится большинство операторов: с каждый годом контент становится «тяжелее», и у абонентов появляется потребность в более высоких скоростях», ─ поясняют вы компании.

Что касается «Сибирских сетей», то их весенняя акция, по словам коммерческого директора провайдера Сергея Вепренцева, готовилась достаточно долго: «Нам потребовалось около двух лет работы всей команды над эффективностью внутренних процессов. Мы не можем сказать, оправдало ли снижение цен ожидания наших коллег по рынку». От своих планов «Сибсети», по его словам, отказываться не собираются.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ