Борис Дьяконов: «Хороший капитан — это тот, кто утопил корабль»

Нетипичный финансист Борис Дьяконов, экс-председатель правления «Банка24.ру», в силу своего «стиля коммуникаций» всегда был в центре внимания наблюдателей. Однако после отзыва лицензии у банка в конце прошлого года о нем стали говорить еще больше и даже впервые дали авторитетную премию «Банкир года». В кратчайшие сроки Дьяконову не только удалось найти новых партнеров в лице влиятельной финансовой корпорации «Открытие», но и сохранить большую часть команды «Банка24.ру», а также нацелиться не только на возвращение назад, но и на наращивание клиентской базы банка. О том, что произошло с «Банком24.ру», как команда банка работает в новых условиях и о том, почему кораблекрушения не так страшны, вице-президент ХМБ «Открытие», руководитель банка «Точка» БОРИС ДЬЯКОНОВ рассказал в интервью «Континенту Сибирь».

Борис Дьяконов родился 2 марта 1977 года. В 1998 году с отличием окончил Сэнтенери колледж в Луизиане. Бакалавр гуманитарных наук. В 2000 году окончил Московский государственный социальный университет с красным дипломом.

В 2001 году ему была присвоена ученая степень кандидата педагогических наук.

В 1998-2002 гг. работал в банке «Северная казна», в котором занимал должности от инженера по интернет-технологиям до начальника отдела инновационных технологий. С октября 2002 года по сентябрь 2014-го работал в «Банке24.ру» вплоть до отзыва лицензии у данной организации. Координировал такие проекты банка, как смена информационной банковской системы, запуск новых информационных систем, вступление в члены Visa, создание собственного карточного процессинга, внедрение контакт-центра, создание системы менеджмента качества, интеграция в деятельность банка системы проектного менеджмента, разворачивание программы кредитования населения и т. д. С 2015 года является старшим вице-президентом Ханты-Мансийского банка «Открытие», руководителем дирекции банка «Точка».

Среди увлечений — яхтинг, плавание, подводная рыбалка, боулинг. Капитан дальнего плавания.

— Борис, отзыв лицензии у «Банка24.ру» был, с одной стороны, ожидаемым для некоторых участников финансового рынка, с другой стороны — громом среди ясного неба для многих клиентов организации. Вы в своем эмоциональном обращении, сделанном на следующий день после отзыва лицензии, признавали, что со стороны ЦБ это «наказание за грехи прошлого», и просили прощения у вкладчиков. И вот когда другие банки уже успели похоронить «Банк24.ру», стало известно о том, что его команда возвращается, но уже под флагами «Открытия». Как это удалось реализовать?

— Я тогда сказал, что так страшно мне в жизни никогда не было. И не поверите, но я до сих пор каждый день переживаю всю эту историю и уход «Банка24.ру», хотя прошло уже больше полугода. 16 сентября прошлого года я находился у себя на рабочем месте и был в абсолютном шоке, когда узнал об отзыве лицензии, до последнего не верилось, что это возможно. Мне было стыдно перед нашими клиентами и контрагентами, я плакал… Чувствовал растерянность… Для меня «Банк24.ру» был больше, чем просто каким-то местом работы. Это моя жизнь. Мне нравилось общаться с клиентами, придумывать идеи новых сервисов, брать в команду ярких интересных сотрудников с такими же горящими глазами и желанием изменить вместе с нами привычное понимание банков. И вот неожиданно все обрушилось. За один день. Одним приказом. Да, возможно, у отдельных наших клиентов были сомнительные операции, и у нас были грехи в прошлом, но никто не мог себе представить, что все это приведет к такому исходу. Ведь вы поймите, это не тот случай, когда топ-менеджеры и собственники банка быстренько уничтожают все ключевые документы, «кидают» своих контрагентов и торопятся собрать вещи, чтобы успеть уехать на другой конец света. Было ли мне страшно после этого? Да, было стыдно ходить по улицам, бросил тренировки. Однако с первых же дней команде банка и акционерам хотелось максимально сгладить последствия ухода с рынка «Банка24.ру». Иначе как после этого смотреть в глаза клиентам? Они-то здесь не причем. Поэтому мы для начала создали группу в Facebook для бывших клиентов банка, начали общаться с ними. И уже совсем скоро мы получили первую реакцию, к которой, по правде говорить, вообще не были готовы. Бывшие клиенты «Банка24.ру» стали приезжать в офисы по всей стране, кто-то с письмами, кто-то с подарками, кто-то угощал фруктами, кто-то приносил кофе сотрудникам, кто-то появлялся с цветами, и так на протяжении месяцев. Были и обращения ко мне лично. И что важно, со словами поддержки и солидарности, а не угрозами или обвинениями, хотя и такие были тоже. Пожалуй, это было самое важное потрясение тех дней. Клиенты затеяли подписание петиции в ЦБ с просьбой вернуть нам лицензию. Она собрала более 8 тысяч подписей. Все это еще больше убедило нас в том, что надо помочь клиентам «Банка24.ру» и постараться всеми силами сохранить коллектив банка.

— Как вы пришли к проекту создания банка на базе «Открытия»?

— У нас была идея создать с нуля и запустить полностью новый проект, но к нам стало поступать значительное количество входящих предложений. Многие представители бизнеса приезжали к нам в гости и начинали прицениваться. Среди них были как воротилы банковского рынка, так и просто те, кого чем-то заинтересовал «Банк24.ру» или его бизнес-модель. На этом этапе мы поняли, что можно попытаться найти партнера с необходимой нам инфраструктурой и компетенциями, чтобы мы могли сосредоточиться на том, что мы хорошо умеем делать.

В итоге, рассмотрев все доступные нам варианты, мы остановились на «Открытии». С представителями этого банка мы нашли как личное понимание, так и общее представление в вопросах дальнейшего развития. В итоге уже в феврале появилась «Точка» как суббренд «Открытия».

— Как изменилась степень вашей «автономизации», независимости в принятии решений с приходом в «Открытие» в сравнении с «Банком24.ру»? В чем проще, а в чем сложнее работать с «Открытием»?

— Мне очень нравится модель, по которой мы сейчас работаем. В рамках нее мы функционируем только в качестве дистанционного онлайн-банка. Если же человеку требуется, например, занести деньги, то для этого есть офисы головного банка «Открытие». Раньше у нас такого не было, и в целом для рынка это новая модель. Еще один плюс в том, что и у меня отныне голова болит только о бизнесе и о клиентах, а не о всяких мелочах. Ведь за тем, чтобы работать в соответствии с требованиями ЦБ, следит головной банк «Открытие». То есть, с одной стороны, у «Точки» есть достаточная автономность и свобода принятия решений, чтобы работать по той модели, по которой мы умеем, а с другой — достаточно «несвободы», чтобы удовлетворять существующим требованиям регулятора и ничего не нарушать.

— Ранее «Банк24.ру» делал упор на электронном документообороте. При этом «классические» направления банковской деятельности — предоставление кредитов, привлечение депозитов — ему не были интересны. Такая специализация сохранилась?

— Да, наша модель работы и перечень услуг остались неизменными, у нас по-прежнему есть своя специализация, и мы пользуемся наличием материнского банка, который «закрывает» другие направления финансовых услуг. Но через «Точку» можно оформить депозиты, скоро станут доступны овердрафты. Более «тяжелые» продукты готова предоставлять банковская группа.

— Работая во главе «Банка24.ру», вы говорили простым и понятным языком с использованием ненормативной лексики, прибегали к достаточно эпатажному продвижению и за счет этого в том числе снискали интерес СМИ. Теперь являетесь частью «классической», более консервативной банковской структуры. Изменился ли способ коммуникаций, который вы практикуете?

— Чуть-чуть приличнее. Все же «Открытие» — достаточно большая структура, системообразующий банк. Но мы по-прежнему весело, понятно и уважительно общаемся с клиентами и контрагентами.

— В городах России, в частности, в Москве на улице Тверской и Новосибирске на Горском жилмассиве, до сих пор можно встретить неработающие офисы «Банка24.ру», т. е. новые арендаторы на эти площадки так и не были найдены. Вы заинтересованы в использовании этих офисов?

— То, что офисы стоят пустыми, неудивительно. Как известно, ситуация в экономике сейчас, мягко говоря, не самая благополучная, что не может не отразиться и на рынке аренды. Есть офисы, которые были у нас в собственности и которые мы сами успешно сдали другим организациям, но есть и пустующие. Для «Открытия» мы не планируем использовать их. Потому что «Точка» работает исключительно как онлайн-банк, и собственные офисы нам не нужны.

Ранее вы говорили о том, что все члены команды «Банка24.ру» перешли на работу в «Точку». Как я понимаю, это в полной мере затронуло и Сибирь?

— Да, мы по всей стране, где возобновили операции, сохранили региональных директоров. Сокращали только избыточные бэк-офисные функции, поскольку у нас теперь нет собственных офисов в городах присутствия.

— Если говорить о Сибири, то какие ваши планы по развитию в регионе, запускам новых офисов?

Из новых городов мы недавно начали работать в Бийске. В дальнейшем мы планируем расширяться в Сибири, и нас, безусловно, прежде всего, интересуют города-миллионники, где в наибольшей степени велик потенциал развития. За Уралом это Омск, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Челябинск. Но при этом мы будем существовать в этих городах в онлайне, в то время как в каждом из обозначенных городов у банка «Открытия» существуют стационарные отделения и сеть банкоматов, через которые можно сдавать деньги.

— В случае «Банка24.ру» вы говорили о том, что филиал в Иркутске вы открыли «по глупости», и он не оправдал ваших ожиданий (). Работаете ли вы сейчас в этом городе?

— Да, работаем и в Иркутске, но по более легкой модели.

— Сложнее ли вам стало работать на банковском рынке с учетом текущей экономической ситуации?

— Отвечу по-еврейски: иначе. Точно так же, как на море в шторм — ты либо выживаешь, либо тонешь. Плохо, но с этим можно жить.

Важно, что у нас все хорошо с мотивацией, и мы настроены на победу. Во времена «Банка24.ру» у нас была миссия сделать лучший сервис для предпринимателей. Для этого есть все возможности, а также опыт, чтобы не наступать на те же грабли и не повторять ошибок прошлого. Сейчас нам вполне по силам менять мир предпринимателя.

— Как люди реагируют на то, что теперь вы работаете под патронажем «Открытия»?

— Как я и говорил, многие люди переживали, когда у «Банка24.ру» отозвали лицензию. И поэтому их «отпустило», когда стало известно, что мы снова на рынке. «Открытие» — крупнейшая частная финансовая группа страны, входит в список системно значимых банков, «Точка» является его органической частью.

— Совсем недавно было объявлено о покупке группой «БИН» МДМ Банка. Финансовая корпорация «Открытие» также за последние годы стала одним из наиболее заметных игроков на банковском рынке с точки зрения слияний и поглощений. На ваш взгляд, действительно ли консолидация банков на текущем этапе неизбежна?

— Пока тренд таков. Сложно предсказать, сколько он продлится, но пока для этого есть все основания.

— Когда было объявлено об отзыве лицензии у «Банка24.ру», то другие финансовые организации, в частности, ВТБ24, Альфа-Банк, МДМ Банк, достаточно быстро приступили к борьбе за клиентскую базу банка). По факту сумели ли банки удержать у себя часть клиентов «Банка24.ру» или «Точка» смогла вернуть себе базу «Банка24.ру»?— Часть нашей бывшей базы конкурирующие банки отъели, клиентам надо было где-то жить, но сейчас мы наблюдаем активное возвращение клиентов назад. Сейчас я уверен, что к нам вернется больше людей, чем от нас ушло. Даже несмотря на текущую экономическую ситуацию, это лишь вопрос времени. Уже через год я планирую обогнать прежний «Банк24.ру» по количеству клиентов.

— Не так давно у «Точки» появился конкурент в лице «Модуль банка», который запустили бывшие сотрудники Сбербанка. На ваш взгляд, появятся ли еще крупные игроки в этой нише?

— Я знаю «Модуль банк». Мы предлагали ребятам работать вместе, но они все-таки решили развиваться самостоятельно. А игроки будут приходить и уходить.

— Вы приехали в Сибирь для участия в просветительской конференции NB Novosibirsk по применению морских практик в бизнесе. Почему именно такой повод и такая тема?

— Я приехал в Новосибирск по рабочим вопросам банка. Меня попросили выступить организаторы (портал metkere.com и «Русгидро». — «КС»), и я не мог им отказать. Тему выбирали они, но, безусловно, морские практики мне очень близки. На протяжении всей истории человечества людей всегда тянуло в океан, и они всегда его боялись. Уйти в море так, чтобы не было видно берегов, требует немного другой организации жизни.

Один турок-моряк мне как-то сказал, что хороший капитан — это тот, кто утопил корабль. Эта фраза тогда показалась мне дикой, я спросил, почему он так считает. Мой собеседник ответил: «Если капитан после такой катастрофы выжил, то он очень везучий, а во-вторых, умный и осторожный». Эта фраза утешала меня после отзыва лицензии «Банка24.ру» и послужила заделом на будущее.

Вообще, до начала путешествия моряки всегда готовятся к катастрофе. Ты учишься думать, что делать, если все пропало. Даже когда происходит кораблекрушение, то с какой-то стороны это конец всего. Но с другой стороны, пока хоть кто-то на корабле жив, есть шансы выживать и побеждать. Один человек загорелся идеей, можно ли выжить в океане. Он высадился на шлюпке, у него не было ничего кроме лески, крючка и желания выжить. Этот человек, который был по профессии врачом, научился добывать пищу из планктона, ловить рыб, добывать воду…

А есть и другой пример, когда корабль налетел на восхитительной красоты рифы. Корабль тонул 1,5 часа, и за это время были перенесены на спасательные плоты все пассажиры и члены экипажа. Они взяли с собой воду, вино, хамон, в общем, хорошо подготовились. Их подобрали через сутки. Выяснилось, что половины из них уже не было в живых. Где-то люди не выдержали, психанули и бросились в море, где-то утопились, где-то просто поубивали друг друга… Поэтому выживаемость часто определяется отнюдь не внешней средой, а внутренним состоянием, желанием жить, желанием побеждать. В этих условиях основная задача капитана — сделать так, чтобы на судне не было паникеров, и чтобы все были хоть чем-то заняты и концентрировали свои силы на работе. Ничего лучше люди не придумали, и именно это увеличивает возможности спасения. Так что кораблекрушение не определяет шансы на выживание. Шансы определяет именно внутренний настрой каждого. Как и в жизни.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ