«Железнодорожные итоги» первого полугодия 2015 года

В преддверии Дня железнодорожника Западно-Сибирская железная дорога подвела итоги своей работы в первом полугодии 2015 года и по просьбе «КС» предоставила ключевые данные о своей деятельности за рассматриваемый период.

Согласно данным, попавшим в распоряжение «КС», по итогам первого полугодия 2015 года общие показатели погрузки на ЗСЖД составили 135,001 млн тонн грузов. Для сравнения: в 2014 году за отчетный период объем погрузки составлял 137,9 млн тонн, то есть падение составило 2%.

Зато рост отмечен в структуре погрузки за отчетный период по ряду направлений. Наибольший рост наблюдается в погрузке железной руды — 4,387 млн тонн, что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2014 года. Положительная динамика также отмечена в погрузке грузов в контейнерах — 935,2 тыс. тонн (+8,9%), кокса — 3,573 млн тонн (+6,2%), флюсов — 829 тыс. тонн (+5,3%), лесных грузов — 542 тыс. тонн (+4,9%), нефти — 9,654 млн тонн (+2,7%), комбикормов — 173,1 тыс. тонн (+1,5%).

На этом фоне интересно, что незначительное падение объемов погрузки отмечено в сфере перевозок химикатов и минеральных удобрений (–10,1%), цемента (–8,1%), лома черных металлов (–4,7%), черных металлов (–4,3%).

Что касается пассажирооборота, то за первое полугодие 2015 года он составил 2,687 млн человек: на дальних перевозках — 1,9 млн человек, на пригородных — 787 тыс. человек.

«Это удовлетворительные показатели. Снижение объемов погрузки на 2,1% и пассажирооборота на 5,65% не так критичны для дороги. Никакой ее вины в этом нет. Такие показатели объясняются исключительно кризисом в экономике, что и привело к снижению спроса на большинство товаров, которые перевозятся по железной дороге, — поделился с «КС» своей точкой зрения ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов. — То, что объемы перевозки отдельных грузов выросли, а других сократились, тоже имеет свое объяснение. К примеру, рост перевозки грузов в контейнерах объясняется тем, что в нашей стране сделана ставка на развитие этого вида перевозок, причем как во внутреннем сообщении, так и в транзитном. Показатели перевозок контейнеров растут в целом по стране, и это свидетельствует о правильности выбранной стратегии развития, что приносит свои плоды на всей сети железных дорог страны. А сокращение, к примеру, перевозок цемента объясняется уменьшением активности в строительной отрасли, частичной приостановкой ряда крупных инфраструктурных проектов, в результате чего цемента пока требуется меньше».

Говоря о структуре доходов ЗСЖД, аналитики поясняют, что основной доход дороге приносят перевозки, ее основная деятельность, а не предоставление прочих услуг. Но если смотреть по видам деятельности, то, скорее всего, по мнению Дмитрия Баранова, вносящими наибольший вклад в доход дороги являются грузовые перевозки и пассажирские перевозки в дальнем сообщении. «Пригородные перевозки, вероятнее всего, являются убыточными для дороги», — заключает эксперт.

По мнению руководства ЗСЖД, в современных условиях компании необходимо выстраивать принципиально новый подход к сотрудничеству с клиентами, направленный на достижение взаимного стабильного экономического эффекта на долгосрочную перспективу. Компания считает текущий год нелегким для всей транспортной отрасли, но, по словам руководства ЗСЖД, нужно помнить, что от надежной работы транспорта, в том числе железнодорожного, зависит скорейший выход российской экономики из кризиса.

Если говорить о прогнозах деятельности дороги на второе полугодие, то «ФИНАМ» оценивает их вполне оптимистично. «Во-первых, потому что любой кризис не вечен, и ситуация в экономике может начать исправляться, что приведет к росту производственных и финансовых показателей ЗСЖД. Во-вторых, расположение ЗСЖД в сети железных дорог страны позволит дороге зарабатывать на транзите, даже если ее собственные показатели не будут существенно увеличиваться. А в том, что транзит будет расти, нет сомнений, и это не только контейнеры, но и другие виды грузов. Так что второе полугодие ЗСЖД может завершить с лучшими результатами, что позволит и весь год завершить неплохо, возможно даже, что и лучше 2014 года», — считает эксперт.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Евгений Долженко, директор Новосибирского филиала АО «ПГК»:

— Одной из ключевых тенденций, оказавших влияние на рынок грузовых железнодорожных перевозок, стало снижение объема погрузки стратегического для региона вида груза — угля. По оценкам наших специалистов, негативный тренд обусловлен общей экономической ситуацией в стране и мире, падением спроса на продукцию угледобывающих предприятий региона и сокращением экспортных перевозок угля в Великобританию, Китай, Польшу и на Украину. Вместе с тем за отчетный период на 7,5% выросли перевозки лесных грузов, в основном за счет увеличения спроса на пиломатериалы российского производства в странах Средней Азии, Китае и Афганистане.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ