Сергей Канунников: «Администрация — не место для политики»

Руководитель Центрального округа Новосибирска СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ является давним соратником Анатолия Локтя по партии КПРФ. Спустя месяц после избрания последнего мэром Новосибирска стало известно о том, что Сергей Канунников покидает Законодательное собрание, чтобы возглавить объединенную администрацию Центрального, Железнодорожного и Заельцовского районов. Глава Центрального округа рассказал в интервью «КС» о своем участии в партийных делах, политических процессах в Новосибирске и о том, насколько его затрагивают проблемы избирательной кампании.

— Вы уже год руководите Центральным округом. Можно ли говорить о том, что вы полностью погрузились в «хозяйственную» ситуацию на территории? Года для этого достаточно?

— Год и один месяц руковожу. Говорят, чтобы войти в курс дела, нужно поработать минимум 12 месяцев. После того как пройдешь все этапы календарного года, начинаешь разбираться в тонкостях. Считаю, что уже достаточно погрузился в хозяйственные проблемы на территории, чувствую себя достаточно уверено. Разумеется, нельзя сказать, что я уже побывал во всех школах, садиках, предприятиях округа. Их очень много, я являюсь главой по сути трех районов, которые заключены в пределах Центрального округа. Он немного меньше по численности, чем Ленинский район. Но превосходит по насыщенности социальной инфраструктуры, по количеству предприятий. Вплоть до того, что все пикеты, все митинги проходят у нас…

— Это добавляет проблем?

— Такие акции организаторы согласовывают с мэрией, городская администрация нас информирует. А мы даем разрешения на проведение различных праздников, культурных, спортивных мероприятий. Вообще, 90% всех массовых городских мероприятий проходят на территории именно нашего округа.

— Насколько назначение на должность главы округа было для вас ожидаемо? Были ли какие-то предварительные договоренности? 6 апреля 2014 года вы уже знали, что вы займете этот пост?

— Предложение для меня неожиданное, до выборов никаких договоров не заключалось. Естественно, Анатолий Локоть почувствовал потребность в кадрах, когда стал мэром. Лично я ничего не ждал, спокойно работал депутатом четвертый созыв, мог бы до сих пор оставаться в Законодательном собрании. Не хочу показаться нескромным, и все же в вопросах бюджетного процесса меня считали специалистом. У меня достаточно высокий рейтинг на округе, надеюсь, что он не подзабылся за год и один месяц. Но по прошествии этого времени я не жалею, что согласился на новую должность. Я узнал много людей, профессионалов своего дела, которые работают в самых разных организациях, расположенных в Центральном округе. Меня включили в попечительский совет русского народного хора. Я познакомился с ректорами вузов, с руководителями предприятий.

— Вы упомянули, что в парламенте занимались бюджетными вопросами. Насколько депутатский опыт вообще востребован в вашей новой «хозяйственной» деятельности?

— И в Законодательном собрании, и здесь нужно заниматься бюджетом — формированием, планом социально-экономического развития. Но в парламенте я имел дело с контролем за процессами. Теперь же как глава ведомства, которое является главным распорядителем средств, я ответственен за исполнение бюджета. Цифры, естественно, несопоставимы. В ЗС мы говорили, например, о 100 миллиардах. Сейчас я перешел к оперированию, администрированию 200 миллионов. Мы как раз снова стоим на пороге формирования бюджета, для меня давно не секрет то, как это происходит, благодаря работе в Законодательном собрании. А вот многое другое — капитальный ремонт многоквартирных домов, санитарное состояние улично-дорожной сети, подготовка котельных к зиме — для меня новое. Но не боги горшки обжигают. Есть заместитель, который следит исключительно за состоянием улично-дорожной сети, вывозом снега. Другой заместитель занимается экономическими вопросами. Не скрою, постарался у них многому научиться. И через год общения с ними я чувствую, что в целом ориентируюсь в вопросах жилищно-коммунального хозяйства.

— Когда вы, соратник Анатолия Локтя по партии КПРФ, пришли в Центральный округ, вставал ли вопрос о смене команды?

— Нет, на 90% команда осталась прежней. Но скажу откровенно, несколько месяцев я приглядывался ко всем своим замам, убедился, что имею дело с профессионалами. Принял на вакантное место одного заместителя, который когда-то был замом по экономике и доходам в Заельцовском районе. Недавно произошла смена двух начальников отделов. Одну из сотрудниц пригласили в мэрию, другую бывший первый вице-мэр Андрей Ксензов позвал в метрополитен. Так что определенная кадровая ротация имела место. Но не было речи о том, чтобы всех уволить и набрать новых людей. Зачем?

— То есть никакого диссонанса не ощущалось после смены власти не только в городе, но и непосредственно в округе?

— Когда пришел, я сразу сказал: администрация — не место для политики. И при принятии хозяйственных решений никаких политических мотивов я не приемлю. Не исключаю, что первое время у работников аппарата была тревога, связанная с тем, что победила оппозиция, пришел новый глава округа. Но это обычное явление в подобной ситуации, спустя некоторое время все утихло.

— Не приходилось ли переламывать традиции, сложившиеся в округе при предыдущих главах? Что-то пытаетесь менять в этом смысле?

— Меня не очень устраивает то, как была налажена работа с мобильными и нестационарными объектами. Без разрешительных документов, без включения в специальную схему никто не должен вести предпринимательскую деятельность. У подавляющего большинства объектов, расположенных на территории округа, есть соответствующие документы. Но, к сожалению, не у всех. Сейчас судимся с мобильными «Точками кофе». Недавно появились шесть объектов «Тесто-Ресто», по судебному решению мы три из них уже убрали.

В летний период появляется много палаток с фруктами. Раньше нам помогала полиция, которая составляла протоколы за нелегальную торговлю. После смены руководства ведомства сотрудникам правоохранительных органов запретили это делать до тех пор, пока не будет заключен соответствующий договор между мэрией и ГУ МВД НСО. Так что вот уже несколько месяцев протоколы не составляются. Нам приходится достаточно сложно.

В предвыборное время неизменно возникают разговоры вокруг того, что вы соратник Локтя по КПРФ, т. е. выступаете на стороне определенной политической силы. Как вы реагируете на слухи о том, что в Центральном округе коммунистам проще использовать так называемый «административный ресурс»? Приходится ли вам слышать подобные реплики?

— Разные территории Новосибирска уже давно голосуют обособленно за ту или иную политическую партию. В Кировском, в Калининском районах в большей степени поддерживают «Единую Россию». В апреле прошлого года Анатолий Локоть выиграл везде, кроме Дзержинского района. Есть такие территории, как наша: Центральный, Железнодорожный, Заельцовский районы выделяются тем, что здесь большинство из действующих депутатов — коммунисты. Ренат Сулейманов работает не первый созыв, Вадим Агеенко, Артем Скатов, Антон Тыртышный. Электорат уже сложившийся, переубедить его не так просто.

А если кратко отвечать на ваш вопрос: административный ресурс на выборах в сентябре не будет использоваться в Центральном округе ни в чьих интересах. Я обозначаю свою позицию на каждом совещании, о ней знают все сотрудники администрации: мы будем заниматься, прежде всего, хозяйственными делами, попытаемся оставаться в стороне от политических баталий.

— Приходят ли к вам кандидаты, которые хотят работать в Центральном округе?

Я с кандидатами не общаюсь. Что касается действующих депутатов, то сотрудничаю со всеми в равной степени. И с представителем КПРФ Антоном Тыртышным, и с членом фракции «ЕР» Юрием Похилом, и с коммунистом Артемом Скатовым, и с «единороссом» Ростиславом Шило. Я не могу прогнозировать, кто из них переизберется, кто нет. Но все они располагают определенными депутатскими фондами, которые тратятся на строительство детских площадок, обустройство придомовых территорий. Чтобы эти деньги не пропали (вдруг кто-то не переизберется), мы с депутатами поставили задачу освоить их до сентября. Это приличные средства: у депутатов городского Совета 7 миллионов, у областных парламентариев — 15 миллионов. Процедура освоения этих денег, которые вкладываются в благоустройство округа, непростая. Необходимо разработать проект, получить все согласительные документы в департаментах — на все это уходит несколько месяцев.

— Так вы успеете до сентября?

— Мне докладывали, что депутаты городского Совета Новосибирска решили эту задачу примерно на 80%, депутаты Законодательного собрания завершили процесс освоения процентов на 60.

— Когда только обсуждались вероятные перестановки в мэрии, связанные с возможным уходом первых вице-мэров Новосибирска Андрея Ксензова и Виктора Игнатова, ходили слухи, что вы можете прийти в городскую администрацию на место одного из них. Насколько обоснованы были эти разговоры?

— На эту тему со мной никто не беседовал, никакой должности мне не предлагали. Не исключаю, что одной из возможных кандидатур была моя. Но назначать людей на те или иные должности — право мэра. После того как кадровые вопросы были решены, мы разговаривали с Анатолием Локтем, он сказал, что в данный момент я нужен в Центральном округе. В любом случае решение принято.

— Вероятно, вы общаетесь с мэром несколько теснее, чем другие главы районов. Помогает ли вам как руководителю администрации история ваших взаимоотношений при продавливании каких-то решений, касающихся округа?

Мы знаем друг друга давным-давно. Думаю, что я один из тех людей, кому он доверяет. Что касается так называемого лоббирования: честно говоря, ко мне иногда обращались главы других районов с просьбой переговорить с мэром по какой-то общей для всех районных руководителей проблеме. К сожалению, иногда департаменты мэрии Новосибирска пытаются провести то или иное решение без согласования с нами. Порой подобные ситуации сказываются на районах негативно, поэтому в отдельных случаях я стараюсь выполнять просьбы моих коллег.

Если говорить об интересах Центрального округа, я стараюсь не злоупотреблять своим давним знакомством с мэром. Существует смета, всем районам выделяют в соответствие с решением совета депутатов Новосибирска определенное количество денег, на которые мы должны вывозить снег, убирать незаконные свалки и т. д. Нашей территории приходит столько средств, сколько утверждается горсоветом.

— Что касается команды Анатолия Локтя, за те полтора года, что он является мэром, некоторые из бывших соратников начали публично критиковать его позицию. Тот же Иван Стариков. Недавно демонстративно ушел из мэрии бывший председатель комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Сергей Дьячков…

— Я не стал бы драматизировать ситуацию. Думаю, нельзя говорить, что Сергей Дьячков ушел, громко хлопнув дверью. Муниципальная служба специфична, может быть, даже кого-то, кто на ней находится, зарплата не устраивает. Не исключаю, что, занимаясь предпринимательской деятельностью, Дьячков зарабатывал гораздо больше, чем в мэрии. Считаю произошедшие кадровые перестановки вполне нормальными и объяснимыми. Команда работает.

Раньше Анатолий Локоть себя позиционировал больше как политик. За последние полтора года он глубоко вник в хозяйственные вопросы и продолжает набираться опыта. Наверное, ему помогает то, что он сам по образованию инженер. Быстро находит общий язык с руководителями промышленных, инновационных предприятий, т. к. сам технарь. И если говорить о нем как о хозяйственнике — еще два-три года, и он станет отличным мэром. Не примите за попытку его защитить как соратника, это объективный взгляд.

— Понятное дело, слабые места есть у всех. С вашей точки зрения, в каких вопросах мэр мог бы поступить по-другому? Насколько он был прав, по-вашему, делая заявления о Демократической коалиции и «оранжевой революции»?

— Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает. Думаю, что в некоторых ситуациях мэру стоило бы высказываться менее резко. Он показывает себя в качестве государственника. Но нужно находит общий язык с разными силами. Особенно с теми, что подставили на выборах плечо.

— Вы уже упомянули о том, что надеетесь, что избиратели не забыли о вас на округе, где вы раньше баллотировались в Законодательное собрание. Как раз там сейчас выдвигается ваш однофамилец…

— Да, сын выдвигается. В депутатском корпусе есть дети и других опытных парламентариев — Николая Мочалина, Валерия Червова, Леонида Сидоренко. Сейчас баллотируются сыновья Андрея Панферова, Евгения Покровского… Мой сын видел, чем я многие годы занимался в парламенте, на выборах он вместе с товарищами мне помогал с материалами, разносил листовки. Теперь решил попробовать сам. Ему подкинул эту идею руководитель строительной организации, в которой он работает. Еще весной Вадим со мной по этому поводу советовался.

— Возвращаясь к «хозяйственным» вопросам: три района были объединены в Центральный округ благодаря административной реформе. На ваш взгляд, насколько она была оправданной?

Наверное, я бы смог ответить на вопрос, если бы раньше я работал главой одного из районов. Но я пришел сразу на позицию руководителя Центрального округа. Считаю, что администрация вполне справляется со стоящими перед ней задачами. Обеспечиваем подготовку к зиме многоквартирных домов, домов культуры, отвечаем за санитарное состояние всех территорий, идет программа по капремонту — порядка 60% сдано. Успешно продвигаемся в вопросе обеспечения местами в детских садах. В прошлом году было построено два детсада, это около 400 мест. В 2015 году создадим примерно 850 мест. Идет реконструкция дошкольных учреждений на Красном проспекте, на улицах Селезнева и Тимирязева. В Новосибирске по плану мэрии запланировано сдать 15 детских садов, из них четыре в Центральном округе. Мы практически на 100% закроем вопрос с дефицитом мест в детских садах Заельцовского района.

— Как-то влияет на воплощение планов экономический кризис и перераспределение НДФЛ из городского бюджета в пользу области?

— Влияет, конечно, бюджет Новосибирска в 2015 году по сравнению с 2014-м уменьшился на 4 миллиарда рублей. Но у нас очень много бюджетообразующих предприятий, которые создают большое количество рабочих мест, повышают зарплаты и доходы жителей округа. Если говорить о Железнодорожном районе, то крупнейшими налогоплательщиками являются Западно-Сибирская железная дорога, «Ростелеком», «Сибмост», Горводоканал. В Заельцовском районе много предприятий, относящихся к военно-промышленному комплексу. Завод «Швабе — оборона и защита», «НЭВЗ-Союз», «Катод», «Экран». В Центральном районе — «Синар», НИИП, НИЭП. На всех этих предприятиях заняты тысячи людей.

На экономическое состояние района они влияют через налоговые платежи в казну. В прошлом году в бюджет Новосибирска было собрано около 24 миллиардов рулей собственных доходов. Из них порядка 8 миллиардов, т. е. третья часть — это удельный вес Центрального округа. Так что во многом экономическая стабильность города зависит от предприятий, которые работают у нас и наращивают объемы производства. Налоговые отчисления через бюджет Новосибирска идут нам как распорядителю средств на содержание, например, улично-дорожной сети.

Ряд предприятий занимаются оказанием благотворительной помощи, благоустройством территорий. Приборостроительный завод вложил приличные средства, чтобы отремонтировать участок теплотрассы около ДК «Прогресс», где произошел провал. «НЭВЗ-Союз» содержит ДК «Энергия», там проводятся различные мероприятия, в том числе городского масштаба. Горводоканал часто оказывает помощь совету ветеранов, спортивным организациям. «Синар» всегда отзывается на наши просьбы… Группа компаний «Стрижи» построила детский сад на улице Кубовой. Осенью, после сдачи в эксплуатацию, они получили компенсацию из федерального бюджета. Теперь готовы построить поликлинику. Можно перечислять и другие предприятия.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ