Ставка на РКО: первые плоды обновленной стратегии

Стремительное развитие новых технологий вкупе со смещением спроса корпоративных клиентов от кредитования к сервисным банковским продуктам стало вызовом для российской банковской отрасли и побудило ее обратить внимание на модели дохода, основанные на комиссионной прибыли. С началом 2015 года расчетно-кассовое обслуживание было объявлено многими банками одним из приоритетных направлений развития. Каковы первые итоги данной стратегии, «КС» выяснял вместе с экспертами и участниками рынка.

Смена интересов

Начало 2015 года, безусловно, выдалось непростым для всей банковской отрасли. По мнению опрошенных «КС» экспертов, общее снижение процентных доходов побудило банки обратить внимание на развитие расчетного бизнеса. Многие игроки рынка поспешили активно заняться расширением спектра услуг в сфере расчетно-кассового обслуживания, улучшением качества сервиса и другими аспектами, повышающими привлекательность РКО для физических и юридических лиц. В результате сегодня расчетно-кассовое обслуживание становится для банков все более привлекательным по сравнению с бизнес-моделями, основанными на кредитовании и процентном доходе.

«Основным и самым важным преимуществом РКО является то, что, в отличие от кредитования, оно не содержит риски для банков. Именно по этой причине работа по расчетно-кассовому обслуживанию с малым бизнесом признана одним из приоритетных направлений развития», — поясняет директор филиала «Новосибирский» ОТП Банка Сергей Васильев.

В том, что развитием РКО в ближайшее время займется большинство игроков рынка банковских услуг, убеждена и директор Новосибирского филиала КБ «Локо Банк» Наталья Цацура. «Российские банки — кто-то раньше, кто-то позже — но так или иначе вступят на этот путь. Посмотрите на банковский сектор Европы и США: услуги, сервис, обслуживание счетов, платежей — вот что является основой их дохода», — отмечает спикер.

Эту же тенденцию заметил и директор территориального офиса Росбанка в Новосибирске Денис Голубев: «Безусловно, кредитование было и будет одним из основных источников доходов для банков. Вместе с тем тренд последних лет — существенный сдвиг в сторону комиссионных продуктов, которые ассоциируются с понятием РКО и транзакционного обслуживания».

Прогресс в цифрах

 В разговоре с «КС» участники рынка отмечают, что их ожидания по развитию и вложениям в РКО оправдались. Большинство из них сообщает, что за прошедшие месяцы 2015 года количество привлеченных банками клиентов на РКО значительно возросло. Так, по итогам первого квартала 2015 года, число новых счетов, открытых компаниями сегмента малого и микробизнеса, а также индивидуальными предпринимателями, в ведущих российских банках увеличилось от 93% до 97% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Интересно, что при этом доля привлеченных юридических и физических лиц осталась прежней, в среднем, 75/25% соответственно. Чистый комиссионный доход от РКО в сегменте среднего и малого бизнеса за 5 месяцев 2015 года в среднем для разных банков увеличился от 42% до 56%.

«Результаты вложений в РКО пока оправдывают наши ожидания. За первое полугодие 2015 года «Абсолют Банк» уже выполнил фактический объем открытых расчетных счетов за весь 2014 год. Такие результаты мы связываем не только с проводимыми в банке акциями, направленными на привлечение юридических и физических лиц, но и с некоторым сокращением игроков на рынке банковских услуг (отзывы лицензий, сокращение филиальной сети некоторых банков)», — рассказывает управляющий филиалом ФАКБ «Абсолют Банк» Дмитрий Монастырев.

Довольны результатами и в «Райффайзенбанке». «Темпы прироста новых счетов, открытых в нашем банке компаниями сегмента малого и микробизнеса, оправдывают ожидания, которые мы сформировали, делая ставку на развитие РКО. Эффективность развития данного вида услуг можно оценить в показателях роста комиссионного дохода, который только в сегменте малого и микробизнеса в 1 квартале 2015 года по региональному центру «Сибирский» Райффайзенбанка значительно вырос», — подтверждает общую статистику Анна Тихонова, директор регионального центра «Сибирский» АО «Райффайзенбанк».

Денис Голубев также отмечает, что в целом стоимость РКО в сравнении с началом года увеличилась вслед за рынком, но вместе с тем сегодня банки начинают предлагать гражданам комплексное обслуживание, удешевляющее конкретные виды операций.

Навстречу бизнесу

В современных условиях быстрого обмена информацией и стремительного развития технологий бизнесу крайне важны скорость, эффективность и комфорт при взаимодействии с банком. Залогом привлекательности банка для физических и юридических лиц становится соответствие качества услуг РКО ожидаемым стандартам. В связи с этим заинтересованные в развитии РКО банки все больше стараются позиционировать себя как ассистентов бизнеса и, следовательно, уделяют много внимания развитию качества услуг сферы РКО. Количество рейсов платежей, частота смены тарифов и их стоимости, месторасположение отделения, рейтинги банка, рекомендации и отзывы клиентов — все эти факторы значительно влияют на спрос расчетных услуг в каждом конкретном банке.

«В настоящее время клиенты становятся все более требовательными к качеству предоставляемых услуг и в первую очередь к удобству и безопасности удаленных каналов обслуживания, например, интернет-банка, мобильного банка и т. д.», — констатирует Денис Голубев.

Стремясь стать ближе к клиенту, многие крупные банки делают ставку на универсальность, включая расчетное обслуживание в список своих приоритетных направлений. «Наш подход к РКО — это ставка на те продукты и услуги, которые позволят сблизиться с клиентом, стать банком на каждый день, с которым просто работать, — поясняет Наталья Цацура. — Мы ведем постоянную работу над повышением уровня технологичности и быстродействия удаленных систем».

По словам опрошенных экспертов, сегодня банки весьма активно работают над тем, чтобы улучшать свои расчетные продукты, упрощать тарифы и условия таким образом, чтобы клиенту было удобно, просто и легко пользоваться их услугами изо дня в день. В ближайших планах крупнейших представителей рынка были названы разработка новых и модернизация действующих продуктов: онлайн-бронирование расчетных счетов в валюте РФ на сайтах банков, расширение линейки пакетных тарифных планов, улучшение сервисов дистанционного обслуживания, совершенствование пакетных предложений. «Мы по-прежнему стремимся сделать услуги банка более доступными и удобными», — отмечает эту общую тенденцию директор департамента координации
корпоративного бизнеса Банка Москвы Андрей Возмилов
.

Разница в подходах

Учитывая неодинаковую специфику расчетно-кассового обслуживания для юридических и физических лиц, стоит отметить, что, развивая обе эти сферы, банки расставляют разные акценты. «В РКО физических лиц мы будем обращать особое внимание на улучшение тарифов для постоянных расчетов клиента: оплату различных услуг, присущих повседневной жизни. В части обслуживания юридических лиц планируется совершенствовать пакетные предложения и специальные тарифы для бизнеса, например, для вновь зарегистрированных компаний или компаний, работающих по государственным заказам в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ», — делится с «КС» Наталья Цацура.

Эксперт также считает, что основными операциями, драйверами роста по счетам физических лиц сейчас являются клиентские платежи, сопровождающие повседневную жизнь клиента и осуществляемые через электронные платежные системы: оплата коммунальных услуг, мобильной связи, детских садов и школ, спортивных учреждений и школ искусств, перечисления родным. «Они ежегодно растут на 15–20%. Что касается обслуживания счетов юридических лиц, то здесь важны такие факторы, как оперативность проведения платежей, длительность операционного дня, удобный интернет-банк», — отмечает спикер.

Помимо этого собеседники «КС» отмечают, что на данный момент пропорция открываемых расчетных счетов юридических лиц и ИП по отношению с прошлым годом сохраняется, однако в будущем, возможно, появится прирост в пользу ИП.

Первые изменения

 Возросший интерес банков к сфере РКО свидетельствует о том, что в ближайшее время можно ожидать существенных изменений качества предоставляемых банками расчетных услуг. Не исключено, что прогресс в этой сфере приведет и к повышению уровня привлекательности РКО для российских компаний и частных лиц. На сегодня эксперты отмечают несколько наиболее заметных тенденций, связанных с эволюцией РКО.

Важным изменением на данном этапе развития РКО, по мнению опрошенных «КС» банкиров, можно считать рост количества операций на одного клиента и смещение в сторону ДБО. В продвижении банковского расчетно-кассового обслуживания еще одним важнейшим фактором успеха является удобная и безопасная IT-платформа для удаленного управления счетами как физических, так и юридических лиц.

«Банки заинтересованы в развитии дистанционного обслуживания, поскольку это снижает издержки, позволяя предложить клиентам новые выгодные продукты и услуги, которыми можно управлять через интернет, — рассуждает Денис Голубев. — Также стоит отметить, что клиенты, совершающие операции через дистанционные каналы, существенно экономят на комиссиях. Это особенно актуально в текущей экономической ситуации, когда и банки, и их клиенты заинтересованы в снижении затрат».

Помимо этого спикер обращает внимание на существенное изменение соотношения процентных и комиссионных доходов в структуре портфеля корпоративного бизнеса. Доля непроцентных доходов по итогам 2014 года прибавила 15% и стала доминирующей в структуре доходов, при том, что объем совокупного корпоративного кредитного портфеля также вырос.

«Мы ожидали более активного роста в сегменте операций по РКО, и хотя рост оказался не таким существенным, мы видим тенденцию на увеличение: растут и количество клиентов, и количество операций, и среднедневные остатки на счетах, — рассказывает Наталья Цацура. — Сейчас важно сконцентрироваться на качественных показателях сотрудничества с каждым, отдельно взятым клиентом, нежели на количественных». По мнению Натальи Цацура, сегодня для банков очень важно формировать долгосрочное сотрудничество и клиентскую лояльность и обеспечивать комплексный подход по всей продуктовой линейке для каждого клиента. «Реалии сегодняшнего дня существенно сужают круг благонадежных партнеров во всех сферах бизнеса, в том числе и банковской», — считает эксперт.

По наблюдениям Дмитрия Монастырева, изменилась и потребность клиентов банка в открытии расчетных счетов в различных сферах бизнеса. Так, например, все больше расчетных счетов открывается для осуществления интернет-торговли, грузоперевозок, оптовой торговли продуктами питания, консалтинговых и логистических услуг. И напротив, сокращение потребности в новых расчетных счетах зафиксировано в таких сферах, как торговля одеждой и товарами народного потребления и IT-услуги.

«Мы отмечаем увеличение потребности открытия расчетных счетов для осуществления интернет-торговли в различных сферах. Развитие интернет-торговли связано не только с популярностью покупок в сети, но и с тем, что здесь требуется меньше затрат для бизнеса, меньше персонала, меньше (если вообще есть) расходы на аренду и т. д.», — отмечает спикер.

Таким образом, данные и комментарии, предоставленные «КС» экспертами, дают основания предполагать, что российское расчетно-кассовое обслуживание готово выйти на новый уровень качества как благодаря современным технологиям, так и изменившимся стратегиям ведущих игроков рынка банковских услуг. Однако насколько быстрым будет этот прогресс, зависит от индивидуальной способности каждого конкретного банка адаптироваться как к новым экономическим реалиям, так и к изменчивым потребностям клиентов.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

26_RaiffaisenBank_0921_1Оксана Близняк,
заместитель директора по розничному бизнесу регионального центра «Сибирский»
АО «Райффайзенбанк»:

— В условиях турбулентности в экономике многие банки в своей продуктовой политике сделали в 2015 году акцент на некредитных продуктах с целью повышения комиссионного дохода. Такой подход актуален как средство снижения влияния на прибыль рисков, связанных с потенциальным ростом просроченной задолженности. Конкуренция в этом сегменте на сегодняшний день высока. Но те, кто заранее учел перспективы развития экономики и адаптировался к негативным для рынка кредитования прогнозам до того, как тенденции стали очевидны всем, имеют существенное преимущество. Когда ряд банков в своих стратегиях увеличил акцент на продукты РКО, мы уже освоили это направление. Сейчас для бизнеса уже естественно получать качественное расчетно-кассовое обслуживание в банке. Если вы всегда проводите операции корректно и оперативно, этого уже недостаточно. Чтобы на таком высоко конкурентном рынке, как продажа РКО, быть в числе лидеров, нужно предлагать не услугу, а решение проблемы. Бизнес сейчас адаптируется к новым экономическим условиям. Для директоров компаний и индивидуальных предпринимателей важно постоянно повышать эффективность бизнес-процессов, оптимизировать свои расходы, и банк должен давать именно это. На мой взгляд, перспектива развития банковских услуг в части РКО тесно связана именно с такими предложениями, когда банки оценивают потребности своих клиентов и помогают им в развитии бизнеса. Также и постоянная работа над онлайн-сервисами относится к категории обслуживания повышенного комфорта, ориентированного в первую очередь на оптимизацию процессов в компании клиента. Например, с помощью дистанционных каналов обслуживания предприниматель оперативно получает сведения о состоянии счета, проводит различные операции в любое удобное для него время. Клиенты экономят свои ресурсы, и именно в этом сегодня задача банков, которые стремятся быть первыми в РКО.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ